Философские науки. Философские науки Какую выбрать тему для статьи по философии

Философия > Философия и Жизнь

Бунт предметов
Могут ли предметы иметь свою собственную жизнь? Хотя наше материалистическое мировоззрение, сформированное предрассудками XVIII и XIX веков, восстает против этого, мы все же можем утверждать: да, могут. И не только могут, но оживление их становится неизбежным с того момента, когда о них начинают думать, желать их, с того момента, когда они создаются руками человека.

Возвращение к философии
Слово «философия» означает «любовь к мудрости» или «стремление к мудрости», и я полагаю, что философия как стремление к мудрости родилась вместе с человечеством. Люди всегда искали истину, пытались познать суть вещей. И поэтому под философией я понимаю естественную склонность человека искать нечто основополагающее, те элементы, которые необходимы для его существования как мыслящего существа и как создания, которое является частью Вселенной. Из радиоинтервью. Буэнос-Айрес, 1975 год.

Враги - наши лучшие учителя
А как буддисты, в контексте учения о сострадании, относятся к своим врагам? - Буддисты считают главными врагами человека тех врагов, которые находятся в нем самом: неведение, привязанность, гнев.

Время Кайроса, или как поймать свой шанс?
Много лет тому назад мое внимание привлекла одна старинная средневековая гравюра, на которой было изображено юное божество, одной ногой стоявшее на земном шаре. Больше всего удивила его «прическа» - одна-единственная длинная прядь, падающая на лоб. Подпись под изображением в переводе с латыни гласила: «Я - пойманный миг Вечности, не упускай меня!»


Всё меняется в наш бурный век: мода на политиков и певцов, книги и фильмы. Много всего появляется и исчезает в стремительном потоке жизни. И в каждодневной суете нам порой сложно остановиться, чтобы посмотреть вперёд, увидеть перспективу и ответить себе на вопрос: кто же я?

Гений и Злодейство
Говорят, скульптура «Оплакивание Христа» в соборе Святого Петра в Риме настолько поражала подлинностью, что появились слухи, будто Микеланджело совершил убийство, чтобы создать правдоподобный образ усопшего Христа. Так совместимы ли гениальность и злодейство? Прав ли пушкинский Сальери? Хотя, казалось бы, поэт ответил на него однозначно, этот вопрос вновь и вновь встает перед нами.

Герои нашего времени
Как известно, у каждой эпохи свои герои. А кто герой нашего времени, да и что такое это самое «наше время»? Великий Гёте сказал когда-то устами Фауста: «...тот дух, что духом времени зовут, есть дух профессоров и их понятий». Может, и правда — нет никакого особенного времени с его духом, а есть просто мы со своими идеалами и мечтами, взглядами и представлениями, мнениями, модой и прочим «культурным багажом», изменчивым и непостоянным? Мы, бредущие за кем-то из прошлого в будущее...

Герой повседневности
В длинном списке того, что сегодня «не в моде», есть и героизм — героическое ощущение жизни. Оно осталось только в книжках, и даже не в книгах по истории, а в фантастических историях для детей, которые любят играть бумажными или пластиковыми героями — пока не вмешается дежурный психолог и не объяснит, что подобные рассказы деформируют детский рассудок.

Герой сегодня и всегда
Мне навсегда запомнился случай, как, выступая перед аудиторией, я пытался объяснить подвиг царя Леонида: сражаясь с персами, он выиграл два дня, и это позволило вывезти из Афин собрание книг и произведений искусства, чтобы они не погибли. Один журналист отчитал меня: «Но вы же знаете, что жизнь гораздо дороже, чем какая-то книга, дороже чего бы то ни было!»...

Для федерации полиглотов - к вопросу создания универсального языка
Что значил этот поиск для Европы, которая постоянно была раздираема конфликтами, но мечтала о единстве? Это означает, что история Европы, полная раздоров, войн, революций и попыток вернуть былые времена, непрерывно сопровождается поисками стабильности, которые время от времени сменяют волну политических переворотов.

Зачем философия современному человеку?
Международный день философии проводится в третий четверг ноября с 2002 года по регламенту ЮНЕСКО. В этот день мы попросили некоторых из современных философов ответить на два вопроса: Как философия может помочь современному человеку? Что лично в Вашей жизни изменила философия? Приглашаем вас познакомиться с ответами наших собеседников.

Знания, настоянные на совести
Цикл интервью, посвященных проблемам образования и воспитания, в рубрике «Гостиная» мы открываем беседой с философом Сергеем Борисовичем Крымским

Из первого учебника Эсперанто
Основные элементы языка Эсперанто.

Иллюзии демократии
Поставим вопрос шире: может быть, демократия как таковая является не тем, чем кажется? Не питаем ли мы иллюзий на ее счет? Не ждем ли мы от нее того, чего она не может нам дать? Попробуем разобраться.

Интеллигент и интеллектуал
Есть слова и понятия особенно дорогие русскому, российскому сердцу, например: интеллигент, интеллигенция . Сколько серьёзных книг написано, сколько крепких напитков выпито за бесконечными спорами о, так сказать, месте и роли, призвании и предназначении... Правда, в данном случае всё это вокруг не понятия, а явления, называемого интеллигенцией, со множеством эпитетов от «гнилой» до «духовной».

История антимоды
Что заставляет человека наряжаться в ту или иную одежду? Является ли костюм маской, которую мы носим, или выражением нашей личности?

Ищите рыцаря, или Вечный Дозор
«Дневной Дозор», как и ожидалось, побил все рекорды кассовых сборов. Уже в начале года его посмотрело несколько миллионов зрителей. И если об идее фильма и его художественных особенностях можно спорить, то очевидна, как ни странно, польза от самих этих споров. Судите сами, несколько миллионов человек благодаря очередному «Дозору» обратились к вечной проблеме противостояния Добра и Зла, сил Света и Тьмы.

К прошлому возврата больше нет
Возможно, смысл жизни в том, чтобы радоваться и горестям, и приятностям. Никогда не знаешь, когда исполнишь своё самое главное задание. А вдруг сегодня? Или завтра? Быть может, вчера? Тебя просили помочь, в тебе нуждались, а ты был не в духе - и в мире стало немного холоднее. Время…

Как начать новую жизнь?
В этой рубрике на вопросы читателей отвечает главный редактор журнала «Новый Акрополь» психолог Елена Сикирич.

Как сбываются мечты
3 сентября 1986 года, 20 лет назад, в России начала работу Классическая философская школа «Новый Акрополь». Сегодня мы беседуем с ее основателем и бессменным руководителем Еленой Сикирич.

Капельку вежливости, господа!
Во всех известных нам культурах и цивилизациях древности существовали, в той или иной мере, особые формы вежливости во взаимоотношениях между людьми.

Карма
Каждый человек похож на садовника, который непрерывно сажает самые разные семена: любой его поступок, желание и мысль в свое время «прорастут» и принесут плоды. Какие? Зависит от самого человека: «что посеешь, то и пожнешь» — гласит закон кармы.

Конец Света через десять лет?
Вопрос о конце света всегда волновал человечество, особенно ту его часть, которая на протяжении двух тысячелетий развивалась в рамках западной цивилизации. Любопытно, что в других, более древних культурах, которые, казалось бы, гораздо сильнее должны быть подвержены предрассудкам, тревог подобного плана - возникающих, как нам представляется, в коллективном бессознательном человечества - практически не было. (Статья написана в 1990 году)

Кто защитит "Великую сироту"? Нужны ли человечеству Учителя
Тема борьбы добра и зла актуальна сегодня как никогда. Все чаще и чаще задается вопрос, который звучит уже как протест: неужели зло всегда побеждает и остается безнаказанным?

Лето-2009: со-творение мира
Припомнить в себе ребенка, открыть то, что дремало в твоей заспавшейся душе — эту возможность культурный центр «Новый Акрополь» подарил всем, кто в начале июня пришел на Праздник искусств и ремесел. Всем многообразием своих творческих студий и мастерских философская школа выплеснулась на площадь.

Людвиг Заменгоф о своем детище
Различие языков составляет сущность различия и взаимной вражды национальностей, ибо это, прежде всего, бросается в глаза при встрече людей: люди не понимают друг друга и потому чуждаются друг друга. Встречаясь с людьми, мы не спрашиваем, какие у них политические убеждения, на какой части земного шара они родились, где жили их предки несколько тысяч лет назад; но эти люди заговорят, и каждый звук их речи напоминает нам, что они нам чужие.

Люди, которым нужно нечто большее, чем Бог
Люди - существа религиозные. Психологически нам очень трудно идти по жизни без оправдания и надежды, что дает нам религия. Это четко видно на примере ученых-позитивистов 19 века. Они настаивали, что оценивают вселенную исключительно с материалистических позиций - но по ночам участвовали в спиритических сеансах, вызывая духов умерших. Даже сегодня мне часто доводится встречать ученых, которые, за пределами собственной узкой специализации, подвержены всяческим суевериям - настолько, что порой возникает ощущение: в наше время неверующих в точном смысле этого слова встретишь разве что среди философов. Ну, или среди священников.

Мечты о полете
...Но почему же все-таки людям обычно снится, что они летают, именно тогда, когда в жизни они по уши завязли в болоте?..

Мосты, соединяющие людей
«Новый Акрополь» вкладывает новое значение в понятие культуры. Мы рассматриваем культуру как совокупность общечеловеческих ценностей, как явление, практичное и жизненное, которое позволяет человеку меняться и совершенствоваться. Мы выступаем за возрождение культурных ценностей во всех странах, за культуру, которая несет философское послание и может восприниматься всеми, может стать частью жизни каждого.

Музей - это приглашение к размышлению. Интервью с директором Русского музея Владимиром Александровичем Гусевым
В жизни каждого человека в определенный период появляется потребность оглянуться на пройденный путь и что-то понять. (В общем-то, это признак зрелости, хотя можно посчитать его и признаком старения.) Появление современных музеев, на мой сугубо дилетантский взгляд, связано с тем же.

Мы и жизнь
Логически продолжая привычку нашей технологической цивилизации оценивать все и вся по качеству и "коэффициенту полезного действия", пришло время посмотреть с этой точки зрения и на человека - главный фактор любой модели цивилизации, независимо от того, является ли она технологической или нет.

Не сотвори себе кумира или о героях нашего времени…
Сами герои меняются, меняются их имена и приключения. Но остается само стремление к большему, к чему-то превосходящему наши возможности, и потому служащему ориентиром. В героях мы видим самих себя, в них отражаются наши потаенные мечты, наши страхи и надежды, порой - наша усталость.

Невозможные мечты
Для молодого человека, имеющего внутренние устремления, очень важно больше узнать о той духовной силе, которая воплощается в Мечтах и Идеях лучшего мира - мира, который, похоже, удаляется от нас по мере того, как мы делаемся старше, ибо трудности, окружающие нас, так сильны и многочисленны, что если к ним подходить с точки зрения взрослого человека, то они кажутся непреодолимыми. И они спрашивают: "Что же делать с "невозможными" Мечтами?"

Новый Акрополь: 50 лет практической философии
15 июля 1957 года, 50 лет назад, в мире начала работу Международная Классическая философская школа "Новый Акрополь". Сегодня мы беседуем с ее руководителями.

О старости
Быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, учиться умирать и умирать - такая же почтенная функция, как и любая другая, - при условии, что она выполняется с благоговением перед смыслом и священностью всяческой жизни.

Общество комфорта и философия риска
Очевидно, что общество комфорта, стремление к удобству в физической и экономической сферах, к легкости социальных отношений, к порядку в политике и т. д., - все это столь же старо, как и само человечество.

Обязательства и Свобода
Время от времени в обществе, будто приносимые порывами ветра, возникают определенные идеи - было бы правильнее их назвать «ментальными формами», которые вызывают отклик у большинства людей. Одна из них - это идея свободы. Это слово, почти всегда вырванное из контекста, употребляется применительно к любому роду человеческой деятельности и даже смыслу жизни.

Оптимизм и философия
Если философия - это любовь к мудрости, если это поиск знания ради того, чтобы разрешить всеобщие вопросы бытия, тогда философу необходимо быть оптимистом, ведь любое настоящее исследование обогащает.

От человека разумного к человеку воспитанному
Когда читаешь о детях индиго, вспоминаешь сюжет книги «Гадкие лебеди» - те же нестандартные дети, то же неприятие, растерянность или равнодушие в обществе, тот же вопрос: «А не Будущее ли стучится к нам в дверь?» Что же такое «Гадкие лебеди» - пророчество Стругацких или попытка описать идеальную модель эволюции человечества?

Пардоксы демократии
Не так давно прошли одни выборы, которые у многих вызвали если не разочарование, то недоумение и породили много вопросов, вскоре состоятся новые... Принесут ли они нам удовлетворение, оправдают ли наши ожидания? А может быть, мы слишком многого от них хотим? Всегда ли выборы и голосование дают наилучший путь?

Плыть против течения
Разница между плывущим бревном и лодкой, сделанной из той же древесины, заключается в том, что у лодки есть весла и она может плыть против течения. (Д-р Н. Шри Рам)

Помни о смерти, чтобы жизнь имела смысл
Все мы рождаемся и входим в земную жизнь на условиях обязательного ухода из нее. Мы знаем точно, что нам отпущено какое-то количество лет, после чего мы вновь куда-то уйдем, по-видимому туда, откуда в свое время пришли на Землю. Для одних это другие миры, инобытие, для других - ничто. Как бы мы ни были настроены, но об обязательности ухода из этого мира у нас есть совершенно достоверное знание, и в нем никто не сомневается.

Предопределенность или свобода выбора?
Лекция, прочитанная в Мадриде в феврале 1987 г.
Существует ли на самом деле такая Судьба, неумолимая и непреклонная? Существует ли какой-нибудь способ жить в согласии с этой Судьбой? Или можно сказать, что Судьбы не существует и есть только свободная воля, благодаря которой мы и только мы создаем свою собственную судьбу?

Проблема смысла жизни человека
Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи.

Сила цветов доктора Баха
«Болезнь не наказание, но всего лишь коррекция: она указывает нам на наши же ошибки и не дает совершить ошибки еще более серьезные и тем самым нанести себе еще больший вред; она помогает нам вернуться на путь Истины и Света, с которого мы сошли» - так размышлял английский врач и ученый, доктор Эдвард Бах, разрабатывая в начале ХХ века цветочную терапию.

Сколько в мире языков
Согласно данным Французской Академии наук, современное человечество говорит почти на 3000 языков: в обзоре языков мира под редакцией А. Мейе и М. Коэна описаны 2796 языков. Население одного только Нью-Йорка говорит на 75 языках. Коренные же племена и народности Америки, долго и беспощадно истреблявшиеся нахлынувшими туда европейцами, говорят на своих языках и наречиях; их более 700, и почти все они бесписьменные.

Случайны ли "случайные" спасения?
Катастрофы уносят тысячи и тысячи жизней. Но каждую трагедию сопровождает таинственный феномен: обязательно находятся те, которые каким-то чудом избежали беды. Точнее, из-за чего-то в нее не попали. Кто помог?

Смысл жизни
Осознанные или неосознанные, вечные вопросы «почему?», «зачем?» и «ради чего?» постоянно сопровождают нас и требуют ответа. И с того момента, когда начинается длинный путь поиска этого ответа, осознанной становится и сама жизнь.

Станислав Ежи Лец
Кто был автором самого первого афоризма? Может быть, тот, кто написал над входом в дельфийский храм «Познай себя, и ты познаешь вселенную и богов»? Прошли тысячелетия, афоризмы почему-то стали более остроумными, но саркастичными — такая жизнь! А их авторы обрели имена. Одно из самых известных — Станислав Ежи Лец

Судьба
Судьба — страшное, таинственное слово... Жизнь, путь, предназначение... Стоит только задуматься над этой великой загадкой, чтобы почувствовать, что неслучайно древние греки символом жизни выбрали чудовище Сфинкса. Сколько вопросов: предопределена ли наша судьба или мы строим её полностью сами? Можем ли мы выбирать, или лишь слепой случай направляет ход нашей жизни? Неотвратимые Мойры, изменчивая Фортуна, счастливый случай — Кайрос и ещё множество божеств управляли некогда жизнью человека. Чтобы договориться с ними, он шёл в храм, — а куда идти нам сегодня со своими вопросами о предназначении, о смысле событий, происходящих с нами? Почему? За что? Доколе?

Судьба. Предопределенность или свобода выбора
Что такое судьба? И можем ли мы изменить ее? Правда ли, что есть силы судьбы? Но тогда что они такое - ангелы-хранители или бесстрастные исполнители закона, одинакового для всех? Каждому из нас есть что сказать об этом, ведь каждый хоть раз в своей жизни воскликнул: «Это судьба!»

Таинственное искусство побеждать
Тема, которой я хочу коснуться сегодня, - загадочное и трудное искусство побеждать. Говоря «побеждать», я не имею в виду покорять кого бы то ни было, выбивать двери, разрушать стены, чувствовать или быть убежденным, что другие слабее нас... Я имею в виду нечто гораздо более глубокое.

Уметь начать сначала
Уметь начать сначала - великое и сложное искусство. Мы нуждаемся в этом не только тогда, когда необходимо выбраться из тяжелых, тупиковых ситуаций. Ведь каждый день - своего рода новое начало. Даже когда у нас все идет хорошо и кажется, что наконец-то мы поймали загадочную птицу счастья, наша жизнь все равно проходит в постоянной нелегкой борьбе. Ее цель - не только решение тех или иных материальных, бытовых проблем.

Философия - школа жизни
Продолжая дискуссию об утопиях, мечтах и реальности, мы поговорим сегодня о философии. А говорить о философии - значит говорить о многом.

Философия без футбола. О жизни в тибетском монастыре
С глубокой древности поиск мудрости на Востоке связан с поиском учителя, наставника, ламы. Такие мудрые люди есть и сегодня. Более того, до сих пор существуют учебные заведения, где можно, пройдя специальное обучение, стать ламой, — тибетские монастыри. Об особенностях такого обучения мы беседуем с тремя монахами из тибетского монастыря Дрепунг Гоманг, ныне расположенного на территории Индии. Двое из них — Джампа Санге и Церинг Мунцог — тибетцы, а Мутул Овьянов — калмык, уехавший в Индию учиться. Он и стал нашим переводчиком.

Философия возраста. Загадочные циклы в жизни человека
Длинную дорогу жизни человек прокладывает сам по моделям, данным Природой и Судьбой. Эти модели Пути предусматривают свои периоды движения и свои остановки, бесчисленные возможности, задачи и испытания, которые даются на каждом этапе, чтобы тот, кто по пути идет, прежде всего рос и развивался. Что из всего этого использует сам человек и какой в конечном итоге получится его дорога, зависит от его собственных усилий и стремления понять, почему и ради чего он ее строит. Таков философский подход к теме, которую мы обсуждаем.

Философия начинается с детских вопросов
В гостях у нашего журнала Владимир Васильевич Миронов, доктор философских наук, профессор, член-корреспондент РАН, заведующий кафедрой онтологии и теории познания и декан философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Человек смеющийся
На дворе апрель, а значит, вполне понятно, почему мы заговорили о юморе. Как ни смешно это прозвучит, но чувство юмора — одно из самых загадочных чувств. В самом деле, мы можем более-менее сносно объяснить, почему мы испытываем любовь или отвращение, страх или радость, но что заставляет нас смеяться?

Человек - существо недостаточное
А что думают ученые о соотношении веры и разума в нашей жизни? За разъяснениями мы обратились к Илье Теодоровичу Касавину — члену-корреспонденту РАН, доктору философских наук, специалисту по теории познания, основателю и главному редактору журнала Института философии РАН «Эпистемология & философия науки».

Человек-паук и другие. Размышления о новых героях
На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Человеке-пауке. Я никогда не смотрела его от начала до конца: не очень нравился главный герой, только я никак не могла объяснить себе, почему и что мне, собственно, не нравилось. Но знаю, что у детей, особенно у самых маленьких, кому от четырёх до семи, этот персонаж очень популярен. Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-паука... Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. Но героями ли?

Что такое Истина?
Хотя на обладание истиной претендуют много людей вокруг, вопрос «что есть истина?» в какой-то момент жизни встает перед каждым из нас. А еще более насущным бывает вопрос, является ли для нас истиной то, что говорит или пишет кто-то другой. Может ли кто-нибудь передать истину?

Эклектизм. В поисках истины без фанатизма
Давайте называть эклектизмом такой подход, который, не возражая против чего-либо априори, анализирует предметы, события и явления, осмысляет их, сравнивает и связывает, ищет в них лучшее, чтобы в результате выделить самое ценное, то, что достойно быть принятым.

Эсперанто: от утопии к реальности
В давние времена люди говорили на одном языке, жили дружно и в согласии. Но однажды начали они строить Вавилонскую башню, и должна она была быть выше всех гор. Однако Богу эта затея не понравилась, и смешал он их языки, и стали люди говорить все по-своему и не могли больше понимать друг друга. И ушли они в обиде, не достроив башню. Так говорится в Книге Бытия. И с тех самых времен не покидает человечество мечта о взаимопонимании. О едином, общем для всех языке.

    Античный образ жизни и последствия доминирования вожделеющей части в душе современного человека

    В статье идеал здорового образа жизни античного грека сопоставлен с саморазрушительными тенденциями в жизни современного человека, превратившегося в то, что называется homo economicus. Сначала рассматривается античное философское учение о душе, прежде всего платоническое. Показаны истоки...

    2011 / Маниатис Йорго
  • Фанатизм и терпимость: философские и политологические АСПЕКТЫ

    2006 / Яхьяев М. Я.
  • Феноменология перцепции и проекция

    В статье производится анализ феноменологических концепций перцепции, позволяющий выявить основные модальности проекции, понимаемой в качестве необходимого момента восприятия. Автор акцентирует внимание на различиях, существующих в понимании взаимодействия гилетического и эйдетического в концепциях...

    2009 / Статкевич Ирина Алексеевна
  • Образовательная функция научной установки сознания как средство воспроизводства науки в обществе

    2007 / Самойлов С. Ф.
  • Модели рассуждений 2. Аргументация и рациональность / под общ. ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008.

    2009 / Кирюхин А. А.
  • Становление единства философской и научной рациональности в аспекте концепции детерминизма

    Рассматривается коэволюция теоретической грани философской и научной рациональностей на классическом, неклассическом и постнеклассическом уровне их развития.

    2005 / Степанищев А. Ф.
  • О природе массового сознания в контексте исследований «искусственного интеллекта»

    В статье рассматривается феномен деперсонализации людей в современном обществе с позиций теории масс и «искусственного интеллекта».

    2009 / Мурейко Лариса Валериановна
  • Индустрия сервиса и туризма - модус глобального общества потребления

    В статье исследованы процессы глобализации, ее сущность, тенденции развития, последствия. Также рассмотрены являющиеся мировоззренческим основанием глобализации процессы постмодернизма как фактор формирования адекватного глобализации базового типа личности. Индустрия сервиса и туризма рассмотрена в...

    2008 / Шалаев В. П.
  • Проблемы русской идеи в отечественной философии: история и современность

    The author of article considers the important and many-sided theme, rather actual for modern Russia Russian idea. In article sights of domestic philosophers XIX-XX on this problem are investigated. Definitions of Russian idea of N.A. Berdjaev, I.A. Iljin, N.O. Lossky, G.P. Fedotov and others are...

    2004 / Гидиринский В. И.
  • Формирование философской картины человека обусловлено необходимостью развития теоретических средств социального познания. Автор предлагает рассматривать картину человека как некий общий инвариант, отражающий статичные, динамические, процессуальные, признаковые параметры реальности.

    2005 / Сулягин Юрий Александрович
  • Идеология «третьей волны» и проблема темпоральной свободы

    Анализируются перемены, происходящие в современном западном мире, связанные с новыми информационными технологиями, которые привели к изменению темпоральной составляющей сознания. Делается вывод, что социальное время ускоряется, десинхронизируется, демассифицируется и порождает новые формы...

    2010 / Попова Светлана Леонидовна
  • Формирование региональных отраслевых кластеров на основе комплексной модели оценки качества сырья и производственной продукции

    Изучен вопрос разработки отраслевой стратегии отдельного региона на основе кластеризации отраслевых рынков. Выполнен комплексный анализ для разработки отраслевой стратегии. Рассмотрена кластерная организация производства. Выделена роль маркетинговой концепции конкурентоспособного качества...

    2010 / Кащук Ирина Вадимовна
  • Одиночество в условиях социальной трансформации современного общества (концептуальный анализ)

    Тема статьи посвящена актуальной для глобализирующегося общества проблеме: социально-философского осмысления феномена одиночества. В ходе анализа нескольких групп источников автор отмечает, что современная социальная реальность сдерживает возможность обрести человеком себя и свой внутренний мир...

    2009 / Рогова Евгения Евгеньевна
  • Модель мира Эдгара По

    Выявляются фундаментальные элементы мировоззрения великого американского поэта и новеллиста XIX века. Критикуются некоторые известные интерпретации взглядов Э. По на Вселенную, Бога и проблемы познания.

    2009 / Чередников В. И.
  • 2008 / Храмцова Наталья Геннадьевна
  • Теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта: особенности современной интерпретации

    Рассматриваются теоретико-методологические подходы к изучению сущности и природы конфликта в системе социально-философских взглядов и воззрений современных мыслителей и философов. Основная идея исследования заключается в понимании конфликта как элемента системы общественных отношений, формирующего...

АНАЛИЗ СТАТЕЙ ИЗ ЖУРНАЛА «ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ»

«Философия Просвещения» Э. Кассирера в свете культурно-исторической эпистемологии

В статье ««Философия Просвещения» Э. Кассирера в свете культурно-исторической эпистемологии», помещенной в журнале «Вопросы философии» № 12 за 2014 год, исследуются принципы и идеи Э. Кассирера в работе «Философия Просвещения» (1935). Подтверждается, что для полноценного историко-философского анализа, как и для современного социально-гуманитарного знания, традиционный абстрактно-гносеологический подход, сохраняющийся в целом как философское основание, вместе с тем недостаточен, его категориальный язык беден, «узкоспециален» и нуждается в существенном обогащении, что и происходит в неклассической эпистемологии. Автором статьи является доктор философских наук, профессор - Микешина Людмила Александровна.

Ключевыми словами данной статьи являются: Э. Кассирер, философия Просвещения, культурно-историческая эпистемология, природа , религия, историческое знание, логика фактов, абстрактно-дедуктивный, индуктивный.

Статья делится на несколько частей, однако, интересующая нас тема располагается в центральной части статьи, а именно «Природа» рассматривается как одно из базовых понятий европейской науки и культуры.

Автор считает, что без осмысления Природы не могли формироваться общие понятия социально-гуманитарного знания, как и сами эти науки. Приводит переосмысление этого понятия Кантом, который понимал природу как то, что создается деятельностью трансцендентального субъекта, и использовал ее для объяснения социальных процессов и деятельности человека. Для Канта природа есть явление, а ее законы - необходимая закономерность самого опыта относительно его предметов, структура же опыта задается категориями рассудка и априорными формами чувственности. Однако здесь автор говорит: «как мне представляется, Кант нуждался в еще одном понимании природы, которое он гипостазирует и специфически реифицирует в статье «Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане» (1784), где напрямую обращается к роли реальной природы в развитии общества, обстоятельно исследуя все возможные аспекты [Кант 1994, 12-26]». В рамках этого подхода Кант определяет также отношение природы и гражданского общества, природы и государства, причем инициатором создания и того и другого является природа.

Изучая «Философию Просвещения» Кассирера, рассматривавшего природу «с точки зрения происхождения и формирования современной картины мира» автор статьи Людмила Александровна приходит к выводу о том, что по существу, Кассирер справедливо разделял два значения понятия природы - как круг объектов природного происхождения и как базовый горизонт знания и понимания реальности. Это было необходимо для объяснения такого важнейшего процесса в европейском мышлении, как «разделение» божественного и рационально-научного в понимании природы.

Также автор отмечает, что проблемность природы как универсального понятия сохраняется и сегодня, но в ХХ в. такая «целостность», как природа, была существенно переосмыслена, особенно в контексте феноменологической философии и социологии.

Стало быть, поскольку Природа конституирована конкретно и единообразно, постольку и само человеческое существование соотносится с существующим жизненным миром как сфера практической деятельности, изначально наделенная человеческим смыслом» [А. Шюц 2004, 188].

Существенно и положение Шюца о том, что необходимо различать природу как предмет естественных наук и природу как «конститутивный элемент жизненного мира», уточняет Людмила Александровна. «…Как элемент жизненного мира, Природа, стало быть, представляет собой некий концепт, имеющий место исключительно в духовной сфере .

Что касается взаимоотношений человека и природы, то на этот счет автор статьи вновь прибегает к Шюцу и его понятию «трансцендентность Природы и Общества», в котором он утверждает, что все трансцендированные отношения «природа - общество» предстают и существуют в культуре и жизненном мире в символической форме. Тогда становится очевидно, что человек принимает свое постоянное пребывание в природной и общественной реальностях, признает их определяющее значения для повседневной жизни «в категориях некоего порядка вещей и событий», общего для всего человечества.

В свою очередь, Шюц цитирует мысль Кассирера о том, что «природа становится единым великим обществом, обществом жизни» [Там же, 503].

Делая вывод, автор статьи Людмила Александровна еще раз подчеркивает, что когда природа становится математическим универсумом, то предстает в предельно абстрактном гипостазированном виде, как трансценденция, но трансцендированные отношения «природа - общество» реифицируются существующими в культуре, жизненном мире символическими формами как неотъемлемой частью социальной реальности. Самостоятельным понятием по-прежнему остается сочетание «природа вещей», которое употребляется в значении «сущность вещей», преимущественно в эссенциалистском контексте.

Философия заставляет нас задавать вопросы и размышлять обо всем, что мы считаем само собой разумеющимся. Так что сегодня мы сделали для тебя подборку выдающихся мыслителей, как современности, так и прошлого, чтобы ты пошевелил на досуге своими ржавыми извилинами, взяв в руки любой из трудов нижепредставленых мужчин и женщин.

1. Ханна Арендт


Ханна Арендт – одна из самых известных политических философов современного века. После изгнания из Германии в 1933 году, она серьезно задумалась о злободневных вопросах современности и принялась усердно искать ответы на главные вопросы жизни, Вселенной и всего вообще. Полностью погруженная в себя и в свои размышления о политике, гражданском обществе, истоках тоталитаризма, о зле и прощении, Ханна попыталась через свои поиски смириться с ужасными политическими событиями того времени. И хотя довольно трудно классифицировать идеи Арендт по одной общей схеме, Ханна в каждой своей работе (а их более 450-ти) призывает человечество «тщательно думать над тем, что мы делаем».

Самые известные труды:
«Истоки тоталитаризма», 1951
«Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме», 1963

2. Ноам Хомский


Профессор лингвистики в Массачусетском технологическом институте днем и критик американской политики США вечером, Ноам Хомский является активным философом как вне академической сферы, так и в оной. Его политические комментарии лупят не в бровь, а сразу в два глаза. Этот философ задается вопросами, направленными на создание новых выводов для общественности. Хомский изменил лицо лингвистики в середине 20-го века, опубликовав свою классификацию формальных языков, называемую иерархией Хомского. А журнал «Нью-Йорк таймс Бук Ревью» заявил, что «Ноам Хомский – возможно, самый важный из живущих сегодня интеллектуалов».

Самые известные труды:
«Синтаксические структуры», 1957
«Проблема знания и свободы», 1971
«Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах», 1992
«Гегемония или борьба за выживание: стремление США к мировому господству», 2003

3. Ален де Боттон


Английский писатель и философ, член Королевского литературного общества и телевизионный ведущий Ален де Боттон уверен, что, как и в Древней Греции, современная философия так же должна иметь некоторую практическую ценность для общества. Его труды, документальные фильмы и дискуссии затрагивают совершенно различные аспекты человеческой жизни, начиная от профессиональной рабочей сферы, заканчивая проблематикой личностного развития и поисков любви и счастья.

Самые известные труды:
«Опыты любви», 1997
«Озабоченность статусом», 2004
«Архитектура счастья», 2006

4. Эпикур


Эпикур – древнегреческий философ, родившийся на греческом острове Самос, и основатель . Великий мыслитель прошлого категорически настаивал на том, что дорога к счастью лежит через поиски удовольствия. Окружи себя друзьями, оставайся самодостаточным и не лезь на рожон – вот его неизменный принцип. Слово «эпикуреец» стало синонимом обжорства и праздности вследствие вырванных из контекста положений. Ну, а тебе мы предлагаем лично прочесть труды прославленного философа и сделать свои выводы.

Самые известные труды:
Сборник афоризмов «Главные мысли»

5. Арне Нэсс


Альпинист, общественный деятель и философ, родом из Норвегии, Арне Наэсс был основным игроком в мировом экологическом движении и автором уникальной точки зрения в дискуссии об уничтожении природного мира. Нэсс считается создателем концепции «глубинная экология» и основателем одноимённого течения.

Самые известные труды:
«Интерпретация и Точность», 1950

6. Марта Нуссбаум


Американка Марта Нуссбаум громким голосом рассуждает о социальной справедливости, основанной на древней философии Аристотеля, где каждый человек является носителем неотъемлемого достоинства. Нуссбаум утверждает, что, независимо от умственных способностей, возраста или пола, каждый представитель рода человеческого должен рассматриваться именно в подобном уважительном ключе. Марта также уверена, что общество функционирует не ради взаимной выгоды, а ради любви друг к другу. В конце-концов, силу позитивного мышления еще никто не отменял.

Самые известные труды:
«Не ради прибыли. Зачем демократии нужны гуманитарные науки», 2014

7. Жан-Поль Сартр


Его имя практически стало синонимом экзистенциализма. Французский философ, драматург и романист, создавший свои основные произведения в промежутке между 1930 и 1940 годами, завещал своим потомкам великую идею о том, что человек обречен на свободу. Впрочем, мы уже писали об этом, и если ты по роковому стечению обстоятельств пропустил эту статью, то можешь восполнить пробел

Самые известные труды:
«Тошнота», 1938
«За закрытыми дверями», 1943

8. Питер Сингер


После публикации своей известной книги «Освобождение животных» в 1975 году австралийский философ Питер Сингер стал культовой персоной для всех активистов по защите прав братьев наших меньших. Будь готов к тому, что этот чувак заставит тебя по-новому взглянуть на свою еду в тарелке, а также вдохновит на небольшие жертвы ради тех, кому повезло меньше.

Самые известные труды:
«Освобождение животных», 1975

9. Барух Спиноза


Хотя голландский философ Барух Спиноза жил в 17 веке, его философия во многом актуальна и на сегодняшний день. В своей главной работе под названием «Этика» Спиноза описывает свой предмет изучения, словно математическое уравнение, и протестует против идеи абсолютной свободы человеческой личности, утверждая, что даже наш разум работает в соответствии с принципами физических законов природы.

Самые известные труды:
«Этика», 1674

10. Славой Жижек


Словенский философ, культурный критик и основатель Люблянской философской школы Славой Жижек стал значимой фигурой в современной поп-культуре. Славой называет себя «воинствующим атеистом», а его книги моментально расходятся огромными тиражами и становятся бестселлерами.

Самые известные труды:
«Год невозможного. Искусство мечтать опасно», 2012
«Добро пожаловать в пустыню реальности», 2002
«Кукла и карлик. Христианство между ересью и бунтом», 2009

Написание статьи, реферата или эссе по философии сильно отличается от других типов работ. Суть философской работы в том, что вы должны сначала объяснить какую-либо философскую концепцию, а затем либо поддержать, либо опровергнуть ее. Это значит, что вам нужно полностью понимать те термины, которые вы будете использовать; вам нужно определиться с собственной точкой зрения, чтобы проанализировать эту философскую концепцию. Написать работу по философии довольно тяжело, но это вполне возможно, если тщательно составить план и усердно потрудиться.

Шаги

Часть 1

Составление плана эссе или статьи по философии

    Дайте себе немного времени. Написание хорошей работы по философии, конечно, требует много времени и тщательного планирования. Поэтому стоит сесть за это эссе как можно скорее. В работе по философии требуется привести серьезные аргументы и рационально осмыслить проблему, а для этого нужно время.

    • Попробуйте начать развивать свои идеи для философского эссе сразу, как только получили это задание. Запишите свои идеи, когда у вас появится свободное время, подумайте, о чем вы хотите написать.
  1. Прочтите весь необходимый материал. Перед тем, как начать развивать свои идеи для эссе, необходимо внимательно прочесть весь материал, который относится к этому заданию. Если вы уже читали этот материал, но не слишком много помните (или не поняли какую-то часть прочитанного), стоит перечитать эти моменты перед тем, как приступать к работе над эссе.

    • Точное представление о концепциях, про которые вы читали, имеет огромное значение для написания хорошего эссе. В противном случае, объяснение того или иного философского феномена может быть ошибочным, а ваши аргументы в защиту своей точки зрения могут не восприниматься всерьез.
  2. Убедитесь в том, что правильно поняли задание. Некоторые преподаватели разъясняют все аспекты задания, а другие просто оглашают его перед аудиторией. Перед тем, как начать трудиться над эссе, необходимо иметь четкое представление о том, что вас просят сделать.

    • Если вам не ясна какая-то часть задания, обязательно попросите преподавателя объяснить ее вам.
  3. Подумайте, для какой целевой аудитории вы пишете. Планируя свое эссе и приступая к работе над ним, важно иметь в виду целевую аудиторию. Основным представителем этой аудитории будет ваш преподаватель, другими представителями этой аудитории могут стать ваши одногруппники.

    • Можно представить, что тот, для кого вы пишете это эссе, имеет определенные представления о философии, но имеет другую точку зрения по этому поводу. Таким образом, если вы приводите какой-то термин или концепцию, вам необходимо разъяснить его или ее так, чтобы этот человек вас понял.
  4. Тщательно выбирайте ссылки для текста. Если вы пишете эссе по философии, лучше всего приводить цитаты и отрывки из произведений только тогда, когда это абсолютно необходимо. Цель написания эссе в том, чтобы объяснить и проанализировать философскую концепцию или аргумент своими словами. Таким образом, не стоит слишком сильно полагаться на цитаты и перефразированные отрывки из разных источников.

    • Стоит приводить цитату только тогда, когда она необходима для обоснования вашей точки зрения.
    • Обязательно ссылайтесь на источник той или иной цитаты (или перефразированного отрывка). Укажите имя автора и номер страницы.
  5. Поработайте над тезисом. Любое философское эссе строится вокруг главного тезиса. Тезис отражает вашу позицию в этом эссе, поэтому необходимо быть уверенным в том, что на протяжении всего эссе вы строите свои аргументы вокруг этого тезиса. Имейте в виду, что главный тезис говорит не только о вашей позиции, но и о том, почему вы выбрали эту точку зрения.

    • Например, если вы собираетесь опровергнуть идею Аристотеля о том, что красота связана с добродетелью, необходимо кратко обосновать свое мнение. Одной из причин, по которой вы опровергаете эту идею, может быть факт того, что красивые люди не всегда оказываются добродетелями. В таком случае ваш тезис может звучать следующим образом: «Идея Аристотеля о том, что красота связана с добродетелью, неверна, потому что мы часто замечаем красоту в тех, кто далек от добродетели».
    • Тезис необходимо написать в конце первого параграфа своего эссе.
  6. Разметьте свое эссе по плану. Это поможет придерживаться определенной структуры эссе. Убедитесь, что вы включили в план все, что необходимо включить. Попробуйте составить небольшую разметку, которая включает:

    • идеи для введения;
    • тезис;
    • основные моменты обоснования;
    • основные моменты анализа с доказательствами;
    • потенциальные опровержения и ваши аргументы в защиту своей точки зрения;
    • идеи для завершения.

    Часть 2

    Подготовка перед написанием эссе по философии
    1. Напишите, как бы вы выразили свою точку зрения устно. Написание в ярком и чрезмерно сложном стиле не поможет вам казаться более осведомленным в этом предмете. Лучше писать своими собственными словами, используя простой, прямой язык, который объяснил бы ваше мнение. Представьте, что вы объясняете какую-либо концепцию своему другу и составляете аргументы в пользу согласия или несогласия с этой концепцией. Что бы вы сказали? Какие примеры привели бы?

      • Старайтесь не заполнять свое эссе лишними словами. Иначе вашим читателям будет сложно понять, что вы имеете в виду.
      • Перед тем, как использовать новые слова в своем эссе, выясните их значение. Если вам нравится включать в свое эссе специальную терминологию и малознакомые слова, обязательно убедитесь в том, что правильно понимаете их значение, а уже затем вставляйте их в эссе. Тезаурус (словарь по специальной терминологии) не всегда предлагает варианты, которые грамматически правильны и аналогичны исходному слову.
    2. Наполните введение эссе соответствующими деталями. Введение - очень важная часть эссе, потому что по введению строится первое впечатление о вашей работе. Введение - отличный шанс привлечь внимание читателя и кратко представить ему свои аргументы. Поэтому так важно мудро воспользоваться этой возможностью и написать хорошее введение.

      • Не стоит писать во введении чуть ли не полный обзор своей темы, например, не нужно начинать со слов: «С давних времен…» или «Люди всегда задавались вопросом…» Просто перейдите к основной теме своего эссе. Например, можно начать таким предложением: «Аристотель в своих трудах часто проводит параллель между красотой и добродетелью».
    3. Объясните свою точку зрения. После введения необходимо обосновать философское суждение или концепцию, которую вы планируете опровергнуть или поддержать. Убедитесь в том, что вы ясно и объективно понимаете идею философа.

      Обоснуйте свой тезис. После того, как вы дали четкое обоснование своей точки зрения, необходимо перейти к анализу. Анализ концепции нужно вести таким образом, чтобы он поддерживал ваше мнение по поводу концепции. Не переходите от одной позиции к другой и не противоречьте себе. Несмотря ни на что, придерживайтесь своего мнения.

      • Отличный способ обосновать и поддерживать свой тезис - привести примеры из личного опыта или создать свои собственные. Например, если вы утверждаете, что красота и добродетель не связаны друг с другом, значит, вы можете привести в пример какого-то преступника, которого многие считают красивым.
    4. Попробуйте предугадать потенциальные попытки оспорить ваше суждение. Правильное суждение должно опровергнуть любые возражения, которые могут появиться у ваших оппонентов. Постарайтесь предугадать самые очевидные возражения, которые могут возникнуть у оппонента, и придумайте, как опровергнуть эти возражения.

      • Не пытайтесь опровергнуть любую возможную попытку оспорить ваши взгляды. Сосредоточьтесь на трех основных возражениях, которые могут возникнуть у ваших оппонентов.
      • Например, если вы утверждаете, что красота и добродетель не связаны друг с другом, значит, вы можете привести такое суждение, что, по результатам некоторых исследований, женщины, обладающие красотой, но не обладающие приятными личностными качествами, меньше привлекают мужчин.
    5. Красиво завершите свою работу. Выводы тоже очень важны, поскольку именно выводы дают возможность обобщить, уточнить и подчеркнуть самые важные пункты вашего эссе. Постарайтесь завершить работу таким образом, чтобы читатели поняли актуальность и значимость вашего эссе.



Публикации по теме