Образование единого государства в долине нила впр. Образование государства в долине нила

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Когда и как люди заселили долину Нила.

2. Каковы были природно-географические условия в Египте.

3. Какую роль играл Нил в жизни людей.

4. Как и почему появились первые государства в Египте, что послужило причиной их объединения.

5. Как было устроено общество и государство в Древнем Египте. Что такое деспотия.

6. Как мы узнали об истории Древнего Египта. Что такое египтология.

1. Племена семитов заселяют долину Нила. Тысячи лет кочевали скотоводческие племена семито-хамитов в степях Северной Африки. Безжалостное Солнце иссушало некогда зеленые луга и журчащие ключи. Пустыня Сахара, тяжело переваливаясь тяжелыми песчаными дюнами, гнала племена кочевников прочь от земель, обжитых предками. Племена шли на Восток, пока путь им не преградил могучий поток мутной воды, несущийся на Север к Великому морю, в которое, как казалось древним людям, садилось Великое Солнце…

Так 8 000 лет назад на берегах Нила в Северо-восточной Африке появились первые человеческие поселения . Они оказались на 4 000 лет изолированы от остального мира. Ведь путь на юг им преграждали труднопроходимые пороги Нила, за которыми на землях Нубии жили племена чернокожих дикарей. С запада и востока страну окружали жестокие пустынные земли, населенные враждебными племенами кочевников. Вдали от Нила в песках этих пустынь изредка встречались оазисы – небольшие островки зелени из бьющей из-под земли воды. Дорога к Средиземному морю – Морю Заката – была перекрыта болотами нильской дельты .

За тысячелетия, проведенные в изоляции в нильской долине, сформировался особый народ – египтяне. Они были среднего роста, плотного телосложения. Кожа была смуглой, но не столь темной, как у негритянских племен живших южнее Египта в Нубии – Эфиопии. Они коротко стригли или вовсе сбривали волосы. Лицо египтян, с ярко выраженными скулами и толстыми губами, сочетало в себе как «негритянские», так и «европейские» черты. Египтяне были красивы….

2. Дар Хапи. Великий Нил заставлял отступить прочь жестокую мертвую пустыню, владычицу смерти. По берегам могучей реки росли разнообразные растения, сотни рыб кишели в ёё водах, в болотистой дельте ползали змеи. Тысячи птиц вили гнезда в долине Великого Нила. Здесь жили многочисленные животные – бегемоты, крокодилы, обезьяны, кошки, антилопы, верблюды – всех и не перечислить. Зеленоватые воды Нила казались людям наполненными величайшей животворящей силой, и они преклонились перед ним, почитая его богом. Они называли великую реку и её бога – Хапи. Страну простирающуюся меж пустынь от Великого Моря Заката на севере до первого порога Нила на юге, греческий историк Геродот назвал «дар Нила» и, пожалуй, он был прав, ведь жители долины Хапи полностью зависели от могучих разливов Великой Реки.

Воды Нила начинали свой стремительный бег на север в самом сердце Африки. Там, собираясь в могучий поток, река тысячами ручейков сбегала с отрогов высоких гор. Весенние тропические дожди и таяние ледников на заоблачных вершинах ежегодно смывали прошлогодние растения и глинистую почву и, урча, несли их под палящим солнцем. Река заметно увеличивалась, ей становилось тесно меж невысоких берегов, и она поднималась, заливая обширные земли к востоку и западу. Разливы всегда начинались в один день – 19 июля. Подъем вод Хапи для египтян становился великим праздником и первым днем нового года. За месяц до разлива казалось, что жизнь никогда уже не вернется в долину Хапи. Жестокое солнце жгло беспощадно, и надвигались пески пустыни. Нил уменьшался вдвое. Но внезапно все менялось, и радость заполняла долину – мутный поток стремительно разрастался и становился красным. Сотни километров полусгнившие растения и красноватые частицы глинистого грунта варились под лучами Солнца превращаясь постепенно в ил . Этот ил во время разлива оседал на захваченные рекой земли. Вода спадала лишь в сентябре, обнажая черные полосы земли по 5-10 километров с каждой стороны от реки. Красно-желтая пустыня вдоль берегов Нила чернела благодаря илу, принесенному его водами. Поэтому египтяне называли свою страну «Та-Кемет» - «Черная Земля» или даже просто «Кемет» - «Черная».

Почерневший плодородный ил, делавший почву «жирной» и мягкой, был настоящим даром Нила, залогом безбедного существования людей. Заселившие долину скотоводческие племена вскоре занялись земледелием. Они выращивали на землях вдоль Нила ячмень, пшеницу, лен и кунжут. Долина Хапи, была очень плодородна и позволяла снимать до трех урожаев в год. Египтяне жили в ритме Великой Реки, и поэтому их год делился на три сезона. После «сезона половодья», когда долина была залита водой Нила, наступал «сезон всходов». Тогда египтяне проводили все работы на полях. Третий – «сезон сухости» – был временем беспощадного зноя. Нил наполовину иссыхал.

Неизвестно, Шумер или Египет был колыбелью древнейшей цивилизации мира. Возможно, что цивилизация, возникшая на северо-востоке Африки, на берегах великого Нила, была более древней. Во всяком случае, несомненно, что централизованное государство возникло здесь впервые в мировой истории.

Границы собственно древнего Египта резко очерчены самой природой; южным его пределом были труднопроходимые первые нильские пороги, находившиеся близ современного Асуана, в 1300 км от Средиземноморского побережья; с запада к реке теснились песчаные уступы Ливийского плоскогорья, с востока подступали безжизненные каменистые горные отроги. Ниже первых порогов Нил нес свои воды строго на север по узкой длинной долине (Верхний Египет), ширина которой колебалась от 1 до 20 км; лишь в двухстах километрах от устья, там, где река в древности разветвлялась на несколько рукавов, долина расширялась, образуя знаменитую нильскую Дельту (Нижний Египет).

В двух тысячах километров к югу от первых нильских порогов, у нынешней столицы Судана, Хартума, соединяются две реки - Белый и Голубой Нил. Стремительный Голубой берет свое начало из высокогорного эфиопского озера Тана, навстречу через цепь великих озер и заболоченные равнины Центральной Африки, течет спокойный полноводный Белый Нил. Весной, когда в горах Эфиопии интенсивно тает снег, а в Тропической Африке в разгаре дождливый сезон, реки, питающие Нил, одновременно вбирают в себя громадное количество избыточной воды, несущей мельчайшие частицы размытых горных пород и органические остатки буйной тропической растительности. В середине июля паводок достигает южных границ Египта. Поток воды, в десять раз превосходящий обычную норму, пробившись через горловину первых нильских порогов, постепенно затопляет весь Египет. Наводнение достигает своей высшей точки в августе-сентябре, когда уровень воды на юге страны повышается на 14 м, а на севере - на 8-10 м выше ординара. В середине ноября начинается быстрый спад воды, а река снова входит в свои берега. За эти четыре месяца принесенные Нилом органические и минеральные частицы тонким слоем оседают на залитое в период паводка пространство.

Этот осадок постепенно и создавал египетскую почву. Вся почва страны - наносного происхождения, результат многотысячелетней деятельности реки в период ее ежегодных наводнений. И узкое каменное ложе верхнеегипетской долины, и бывший когда-то морским заливом Нижний Египет сплошь покрыты глубоким слоем речных отложений - мягким пористым нильским илом. Именно эта очень плодородная, легкая для обработки почва и есть основное богатство страны, источник ее стабильных высоких урожаев.

Увлажненная, готовая к посеву земля Нильской долины имеет чёрный цвет. Кемет, что значит Черная, называли свою страну ее древние жители.

«Египетская почва - черная, рыхлая, именно потому, что она состоит из ила, перенесенного Нилом из Эфиопии» (Геродот «Музы», Книга вторая «Евтерпа», 12).

В течение тысячелетий Нил создал своими наносами более высокие по сравнению с уровнем самой долины берега, поэтому существовал естественный уклон от берега к краям долины, и вода после паводка не спадала сразу и распространялась по ней самотеком. Чтобы обуздать реку, сделать поток воды в период наводнения управляемым, люди укрепляли берега, возводили береговые дамбы, насыпали поперечные плотины от берегов реки до предгорий, чтобы задержать воду на полях до тех пор, пока достаточно не насытится влагой почва, а находящийся в воде во взвешенном состоянии ил не осядет на поля. Много сил потребовало и прорытие водоотводных каналов, через которые сбрасывалась в Нил перед посевом оставшаяся на полях вода.

Так в первой половине IV тысячелетия до х.э. в древнем Египте создается бассейновая система орошения, ставшая основой ирригационного хозяйства страны на многие тысячелетия, вплоть до первой половины нашего века. Древняя система орошения была тесно связана с водным режимом Нила и обеспечивала выращивание одного урожая в год, который в этих условиях созревал зимой (посев начинался только в ноябре, после паводка) и собирался ранней весной.

Так в условиях создания ирригационных систем возникает своеобразная общность людей в рамках локального ирригационного хозяйства, которой присущи как черты соседской земельной общины, так и черты первичного государственного образования. По традиции мы называем такие общественные организации греческим термином ном.

Каждый самостоятельный ном располагал территорией, которая была ограничена местной ирригационной системой, и представлял собой единое хозяйственное целое, имея свой административный центр - окруженный стенами город, место пребывания правителя нома и его приближенных; там же находился и храм местного божества.

К моменту образования единого египетского государства таких номов было около сорока. В условиях узкой верхнеегипетской долины каждый ном, находившийся на левом или правом берегу Нила, соприкасался со своими южными и северными соседями; номы же Нижнего Египта часто были еще изолированы друг от друга болотами.

Дошедшие до нас источники не дают возможности в достаточной степени проследить историю номов до возникновения объединенного Египта, в состав которого они вошли в качестве местных административно-хозяйственных единиц (сохранив при этом свою самобытность и склонность к обособлению на протяжении веков).

От тех отдаленных времен сохранились плоские сланцевые таблички, покрытые символическими рельефными изображениями междоусобных войн. Мы видим кровавые битвы на суше и реке, процессии связанных веревками пленных, угон многочисленных стад крупного рогатого скота, овец, коз. В этой длительной упорной борьбе сильные номы покоряли своих более слабых соседей. В результате этой борьбы и в Верхнем, и в Нижнем Египте появляются крупные объединения номов, возглавляемые правителем сильнейшего нома-победителя. Конечно, не исключено и мирное присоединение отдельных номов к своим более сильным соседям.

В конце концов где-то во второй половине IV тысячелетия до х.э. номы Юга и Севера страны объединились в Верхнеегипетское и Нижнеегипетское царства. Один из самых южных номов Верхнего (Южного) Египта с центром в г. Иераконполь объединил верхнеегипетские номы. Объединителем Севера становится один из номов запада Дельты с центром в г. Буто. Цари Верхнеегипетского царства носили на голове убор белого цвета, цари Нижнеегипетского царства - корону красного цвета. С созданием единого Египта двойная красно-белая корона этих царств стала символом царской власти до конца древнеегипетской истории.

История этих царств практически неизвестна, до нас дошло лишь несколько десятков имен, в основном верхнеегипетских. Мало мы знаем и о многовековой ожесточенной борьбе этих царств за гегемонию в Египте, победу в которой одержал сплоченный и экономически сильный Верхний Египет. Считается, что это произошло в конце IV тысячелетия до х.э., но древнейшая египетская хронология все еще очень ненадежна.

Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления.

К концу IV тысячелетия до х.э. завершился продолжительный додинастический период египетской истории, длившийся от времени появления первых земледельческих культур близ Нильской долины вплоть до достижения страной государственного единства. Именно в додинастический период был заложен фундамент государства, экономической основой которого стала ирригационная система земледелия в масштабах всей долины. К концу додинастического периода относится и возникновение египетской письменности. С этого времени начинается история династического Египта.

Манефон считает объединителем Египта (около 3000 г. до н. э.) царя по имени Менес (Мина), основателя I династии. Его, вероятно, можно отождествить с царем, носящим в древнейшей египетской летописи тронное имя Хор-Аха ("Хор Боец"). Однако он не был первым верхнеегипетским правителем, претендовавшим на власть во всем Египте. Так называемая палетка Нармера, одного из додинастических правителей Верхнего Египта, найденная при раскопках Иераконполя, повествует в символической форме о победе этого царя над жителями Нижнего Египта. Нармер, представлен на этой рельефной табличке во время своего триумфа увенчанным объединенной короной Верхнего и Нижнего Египта. По-видимому, некоторые предшественники Нармера также претендовали на господство над всем Египтом, Менее же возглавил список египетских царей, дошедший до нас благодаря сочинению Манефона, вероятно, потому, что именно с него началась в Египте прочная летописная традиция. Но и при Менесе, так же как и при его предшественниках, да и последователях, достигнутое единство страны не было еще окончательным. Покоренный Нижний Египет долго еще не желал призвать свое поражение, и там в течение почти всего Раннего царства происходили кровавые военные столкновения.

Однако Мнение о создании единого централизованного государства в Египте при фараоне Менесе подвергалось критике в современной научной литературе. Объединение государства нельзя считать однократным актом этого фараона. Оно явилось результатом действий ряда властителей на протяжении многих лет, как говорилось выше, это был процесс мучительный, кровавый, насильственный.

Аналогичные процессы происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока, а также в Древней Греции и в Риме.

Периодизация истории династического Египта от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с XXX в. до х.э. вплоть до конца IV в. до х.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после походов Александра Македонского, написал на греческом языке двухтомную "Историю Египта". К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинения, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. х.э. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, так как это отрывки из книги человека, описавшего великую историю своей страны, основываясь на хорошо доступных ему и уже безвозвратно утраченных подлинных египетских документах.

Манефон делит всю историю династического Египта на три больших периода - Древнее, Среднее и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего тридцать династий. И если манефоновское деление египетской истории на три больших периода на самом деле отражает определенные качественные этапы в развитии страны, то такая равномерная раскладка династий по царствам представляется условной, да и сами эти династии, как можно убедиться, - образования весьма условные. В основном манефоновская династия охватывает представителей одного царствующего дома, но нередко, по-видимому, может вмещать в себя несколько неродственных правящих домов, а однажды два царственных брата отнесены к двум разным династиям. Несмотря на это, наука до сих пор для удобства придерживается манефоновской династийной традиции. Внесены коррективы в этапную периодизацию истории древнего Египта; первые две манефоновские династии выделены в Раннее царство, а последние, начиная с XXI династии, - в Позднее царство.

В IV тысячелетии до Р.Х. египтяне стали рыть каналы и делать насыпи, что позволило эффективнее вести хозяйство. Население Египта стало расти, и родовые общины постепенно превратились в общины соседские. Общины одной местности объединялись в племя, защищавшее свою территорию и воюющее с соседями. Общество становилось больше и сложнее. Усиливалось экономическое и социальное неравенство между людьми. В первой половине IV тысячелетия до Р.Х. 42 племени в долине Нила превратились в маленькие государства – номы . Единого Египта, мощной державы от первого порога Нила и до дельты, в те времена ещё не существовало и не было одной царской семьи династии , которая правила бы всей этой страной. Поэтому ученые называют IV тысячелетие – додинастическим периодом в истории Египта. Некоторое время они жили обособленно друг от друга, но чем успешнее вели они своё хозяйство, тем чаще сталкивались их интересы. Египтяне начали строить сеть насыпей и каналов, с помощью которой можно было доставлять воду на возвышенные участки и спускать её из низин. Они рыли водохранилища, которые позволяли поливать поля в засушливое время, ведь дождей в Египте почти не бывает. Так появилась древнейшая в мире ирригационная (поливная) система земледелия.

Для строительства и поддержания системы каналов, насыпей, дамб и шлюзов требовалась единая воля, единая власть. Только мощная единоличная власть царя над всей страной могла заставить людей покорить природу и сделать хозяйство ещё более эффективным. Поэтому постепенно самые развитые номы захватили соседние территории. Кровопролитные войны длились многие столетия. К середине IV тысячелетия до Р.Х. 20 номов в верхнем течении Нила от первого порога до дельты объединились в единое царство – Верхний Египет, а 22 слабых нома севера, в нижнем течении Нила, образовали царство Нижнего Египта. Царь Верхнего Египта носил высокую белую корону, а голову владыки Нижнего Царства венчала красная корона (См. рисунок в учебнике Вигасина). Более развитый юг Египта медленно завоевывал заболоченную дельту. Период XXXIII-XXIX (33-29) вв. до Р.Х., когда происходило объединение Египта, ученые называют Ранним Царством.

Посмотрите на карту и подумайте, почему юг Египта был более развит?

Десятки царей юга вели войны с Северным царством, захватывая его труднопроходимые заболоченные земли по кускам. Окончательно Северное Царство было захвачено около 3 000 года до Р.Х. По легенде царем – завоевателем стал Мина (или Менес), захвативший Нижний Египет целиком и коронованный двумя коронами – белой и красной. Мина построил на границе двух земель новую столицу – МЕМФИС и стал основателем первой общеегипетской династии фараонов.

Столица Обеих Земель – Мемфис, был священным городом бога, создателя мира – Птаха. Египтяне с почтением называли этот город «Хикупта» – «крепость души бога Птаха». Это древнее название дало имя «Египет» нильской долине, которую сами Египтяне называли ТА-КЕМЕТ – «Черная земля», по цвету вспаханной почвы вдоль берегов Хапи, противопоставляя её ДЕШРЕТ – «Красной стране» – песков и камней пустыни. Ныне мы пользуемся названиями, некогда придуманными греками – первыми историками Египта. Именно греки первыми назвали страну на Ниле – «Египет», видоизменив египетское название столицы Мины – Мемфиса. Мина стал первым «владыкой обеих земель», т.е. царем, которого те же греки назвали фараоном, видоизменив греческое «Пер-Ао» – «Тот, кто живет в большом доме». Египтяне не называли царя по имени, так как считали его богом и имя его было в секрете.

Так к концу IV – началу III тысячелетий в Египте окончательно сложилось государство, как единственно возможная форма организации сложного общества.

4. Социальная и политическая организация Древнего Египта. Общество в Египте начала III тысячелетия до Р.Х. было сложным. Социальная и политическая организация Египта представляли собой лестницу, на вершине которой был царь – фараон . Владыка Обеих Земель, фараон был живым богом на земле, воплощением власти. Его святой обязанностью было поддерживать порядок в стране, вершить справедливый суд и защищать землю Хапи от врагов. Власть фараона была безгранична, абсолютна. Только такая власть могла позволить объединить огромную страну и заставить весь народ вести общее хозяйство вдоль Нила. Так впервые в Древней истории возникла ДЕСПОТИЯ .

Фараон был деспотом, т.е. абсолютным властителем , но это вовсе не значит, что жители нильской долины ненавидели своего повелителя, скорее наоборот, – они любили и почитали его как общего отца и молились ему как богу. Египетская земля и вода полностью принадлежали фараону. Все остальные египтяне жили и работали на священных землях своего повелителя, подчиняясь ему во всем. Фараон властвовал в Египте с помощью большого числа чиновников.

Вспомните, может ли государство существовать без обширного аппарата чиновников?

Среди крупных чиновников – вельмож, главным был визирь (чати) . Именно он докладывал царю обо всех делах в стране и назначал от имени фараона всех остальных вельмож – казначеев, военачальников, судей и номархов, управлявших 42 провинциями – номами. Вельможи стояли на второй после фараона ступеньке лестницы управления Египтом. То же почетное место занимали и жрецы . Служители богов всегда пользовались у народа Египта большим авторитетом. Они были богаты и могущественны. Жрецы верховных богов всегда были подле фараона, советуя ему, как поступать.

Управление такой большой страной, как Египет, было невозможно без тысяч мелких чиновников – писцов. Именно писцы читали людям царские веления, собирали налоги, записывали решения судов.

Фараон, вельможи, жрецы и писцы управляли свободным народом Египта – земледельцами и ремесленниками. Бесправные рабы, лишенные человеческого достоинства, занимали самую нижнюю ступеньку общественной лестницы.

СХЕМА СОЦИАЛЬНОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА:

ФАРАОН

СВОБОДНЫЕ:

ВЕЛЬМОЖИ И ЖРЕЦЫ

ПИСЦЫ – МЕЛКИЕ ЧИНОВНИКИ

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ

НЕСВОБОДНЫЕ:

РАБЫ

5. Источники по истории Египта. О древнейших, «дописьменных» временах истории Египта свидетельствуют только многочисленные вещественные источники, среди которых бытовые вещи, украшения, орудия труда, предметы искусства, памятники царей.

Об эпохе после 3 000 года до Р.Х., когда в Египте сложилось единое государство, свидетельствуют ещё и многочисленные письменные источники. Это самые разнообразные документы. Одни из них, написаные по велению царя, повествуют о его великих свершениях. Другие, начертанные рукою жреца, рассказывают о богах. Среди источников есть и стихи, посвященные любви, и летописи, описывающие события год за годом, и хозяйственные документы, договоры торговцев, приговоры судов, даже список заключенных царской темницы и т.д. Особенно важны для нас собственно исторические сочинения египтян и их соседей. Это, прежде всего, сочинения греческих и римских авторов и египетских жрецов. Замечательные свидетельства по истории Египта оставили нам «отец истории», первый великий историк древности – Геродот, и жрец Манефон. Во многом из их сочинений родилась египтология – часть исторической науки, посвященная изучению истории Древнего Египта.

Все эти разнообразные письменные источники помогают развеять мрак прошедшего времени, и доносят до нас живую речь людей, сгинувших навеки. Они сохранились, в основном, благодаря листам папируса, на которых писали египтяне. Листы папируса в сухом климате Египта тысячи лет хранили великие тайны прошлого…


Словарь:

Визирь (чати) – главный министр в некоторых странах Востока.

Фараон – царь, абсолютный владыка объединенного Египта.

Жрецы – в древних религиях: служитель божества, совершающий жертвоприношения.

Династия – ряд правителей одного рода, сменяющих друг друга на престоле страны.

Вельможи – знатные люди, занимающие высокие должности в политической системе страны.

Деспотия - форма власти, при которой государством правит неограниченный, абсолютный монарх – деспот, а жители страны совершенно бесправны.

Ирригационная система земледелия – земледелие с искусственным орошением земель.

Пороги Нила – небольшие водопады, каменистые возвышения, пресекающие речное дно, ускоряющие течение реки и затрудняющие судоходство.

Дельта Нила – территория впадения Нила в море, на которой он распадается на многочисленные рукава, образуя обширную болотистую равнину. Внешне напоминает перевернутую греческую букву «Δ» (дельта).

Оазисы – место в пустыне, где есть растительность и вода.

Номы – провинции, исторические области в Древнем Египте.

Египтология – часть исторической науки, изучающая историю Древнего Египта.

Папирус – Материал для письма, изготавливаемый из стеблей травовидного растения - папируса, которое растет в прибрежных болотах Нила, достигая длины нескольких метров.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта На северо-востоке Африки протекает с юга на север полноводная река Нил. На ее берегах располагалось древнейшее государство мира – Древний Египет. В южной части Нила, в Верхнем Египте, климат жаркий и сухой. В Нижнем Египте – дожди и влажность. Верхний и Нижний Египет тесно связаны между собой. Ежегодно с середины июля Нил разливался на четыре месяца. После схода воды образовывался мягкий пористый ил, который и был плодородной почвой. Жители Нила называли свою страну «Кемет», что означало «черноземная».

3 слайд

Описание слайда:

Природа Древнего Египта В долине Нила большое хозяйственное значение имели папирус и акация. Папирус – многолетнее водное растение, из его волокон плели веревки, циновки, корзины. Молодые побеги ели сырыми, а нижнюю часть жарили. В Ниле процветало рыболовство, из крупных животных обитали крокодилы и бегемоты. Река была средством передвижения. По ней везли грузы, отправлялись в другие местности. На границе с пустыней жили хищники: львы, гиены, гепарды. Из травоядных – буйволы. Было много ядовитых змей. Древний Египет был богат строительным материалом: песчаником, розовым гранитом, известняком. Добывали здесь медь, золото.

4 слайд

Описание слайда:

Образование государства Много сил тратили египтяне на то, чтобы прорыть водоотводные каналы, через которые уходила в Нил оставшаяся после посева вода. Так появилась ирригация – система орошения. Люди, живущие на определенной территории, назывались номами. К моменту образования Египетского государства таких номов насчитывалось около сорока. Появились два государства Северный и Южный Египет. В результаты борьбы в 3000 году до н.э. царь Мина (Менес) покорил Северный Египет и объединил всю страну, построив столицу – город Мемфис.

5 слайд

Описание слайда:

Религиозные верования в Древнем Египте Ученые насчитывают около 2 000 богов, в которых верили древние египтяне. В каждом городе был свой божественный покровитель. Следует выделить бога Ра – сына Солнца. Египтяне считали, что от Ра зависит восход солнца. Для Ра возводилось множество храмов. В числе почитаемых богов был Осирис, сын богини неба Нут и бога земли Геба. У Осириса был брат Сет и жена Исида. Сет завидовал брату и убил его, Исида узнала о смерти мужа, но не могла его воскресить, пока не произошло отомщение Сету. Сын Осириса Гор сражается с Сетом и убивает его. Осирис воскресает, передает трон сыну, а сам уходит в подземное царство вечности.

6 слайд

Описание слайда:

Почитание животных В Древнем Египте было распространено поклонение животным. В каждой местности священное животное было свое. Если человек по незнанию убивал такое животное – платил штраф. Если умышленно – подлежал казни. Когда животное умирало, его торжественно хоронили. Археологи нашли множество таких захоронений. Повсеместно был распространен культ почитания кошки. Кошка истребляла грызунов, спала урожай. Делались статуэтки и фигурки в виде кошки. Смерть кошки считалась огромным горем. Среди диких животных поклонялись крокодилу. Ему приписывали способность повелевать разливами Нила.

7 слайд

Описание слайда:

Правитель Древнего Египта Древнего царя Египта называли фараоном. Внешне фараон отличался от остальных людей. Основной его одеждой была набедренная повязка, но на голове двойная корона, которая показывала, что фараон – правитель Верхнего и Нижнего Египта. Фараона считали божеством, прислуживал ему культ жрецов. Они совершали на заре ритуал одевания фараона, считая, что первые лучи солнца дают фараону силу. После утренних дел фараон производил жертвоприношения, читал послания, писал на них ответы. Фараону подчинялись все жители, его считали верховным божеством и покровителем всего живого. Важной обязанностью фараона было почитание богов обрядами.

8 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта Древние египтяне стремились сохранить память об усопших царях, считая, что фараон после смерти продолжает защищать свое царство. Поэтому последнее пристанище фараона должно было быть прочным и памятным. Во времена Древнего царства стали возводить усыпальницы – пирамиды. Первым, кто построил для себя ступенчатую пирамиду, был фараон Джосер.

9 слайд

Описание слайда:

Пирамиды Древнего Египта На территории современного Каира, на границе Ливийской пустыни на протяжении 70 км разбросаны более 80 пирамид. Из них наиболее известны три: пирамида Микерина, пирамида Хефрена и пирамида Хеопса, которая считается одним из 7 чудес света. До сих пор ученые пытаются понять, каким образом египтянам удавалось поднимать такие тяжелые глыбы камней и укладывать их в стык без зазора.

10 слайд

Описание слайда:

Повседневная жизнь Древнего Егпита Дома в Древнем Египте защищали от солнца и холода. Строились такие дома из непрочного материала. Внешне египетские дома были непривлекательны, имели маленькие окошки, а те стороны дома, что были обращены внутрь, окон не имели. Простые египтяне жили в глинобитных хижинах из папируса. Мебели в домах было немного. Обязательным был столик для туалетных принадлежностей женщины. В общей комнате находились стулья, табуретки, столов было немного. Но это все было у богатых жителей. Бедные египтяне ели сидя на циновках, спали на матрасах. Наличие глиняной посуды свидетельствовало о достатке семьи.

Слайд 2

Слайд 3

Образование государства в долине Нила.

Слайд 4

План урока. 1.Природа Древнего Египта. 2.Образование государства.

Слайд 5

Цель урока. Почему люди объединяются в государства? Зачем оно нужно? Необходимость это или нет? Какую роль в образовании государства сыграл Нил?

Слайд 6

1. Природа Древнего Египта.

Слайд 7

На каком материке находится Египет? В какой его части? АФРИКА C З В Ю СВ Египет находится на северо-востоке Африки. Работа с атласом

Слайд 8

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ 12 - 15 км В июне - июле в Центральной Африке шли проливные дожди и таял снег на вершинах гор. Потоки воды устремлялись в реку. Начинался разлив Нила (19 июля). Река становилась мутно-зеленого цвета, а затем красного. Вода прибывала с каждым днём, заливая всю долину до самых горных обрывов. Лишь в ноябре Нил возвращался в свои берега и вода становилась голубой и прозрачной. Безжизненная пустыня превращалась в цветущий рай.

Слайд 9

Чем защищён Египет с запада? C З В Ю Ливийская пустыня К западу от Египта находится Ливийская пустыня. Какое море омывает берега Египта на востоке? С востока Египет омывается водами Красного моря. О какой реке идет речь в документе? Где она берёт своё начало и куда впадает? Нил – вторая (после Амазонки – 6992 км) по протяженности река в мире: её длина – 6670 км. Река берет начало на юге, на Восточно-Африканском плоскогорье и впадает на севере в Средиземное море. Нил ИСТОК Что такое пороги? Пороги Нила – это каменистые преграды на дне реки. 1 порог - Что такое дельта Нила? Дельта – разветвление в устье реки при её впадении в море, озеро. УСТЬЕ Что происходит с рекой, когда начинается летнее солнцестояние? В период летнего солнцестояния начинался разлив Нила.

Слайд 10

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ Опишите природные и климатические особенности Египта. Узкая долина Нила (плодородные почвы). Каменистые бесплодные пустыни. Отсутствие дождей. Песчаные бури. Среднегодовая температура: + 25-30 ˚С (летом + 40-52 ˚С). Что такое оазис? Оазис – место в пустыни, где есть вода и растительность. 12 - 15 км

Слайд 11

C З В Ю Ливийская пустыня Нил ИСТОК 1 порог - УСТЬЕ Среднегодовая t: + 25-30 ˚С Опишите растительный и животный мир Египта. Растительный мир: Финиковые пальмы. Акации. Папирус (тростник). Животный мир: Крокодилы. Бегемоты. Дикие кошки. Птицы: гуси, утки, пеликаны. Рыбы.

Слайд 12

Задание для учащихся Приведите в соответствие понятия и определения: А. Оазис Б. Исток В. Пороги Г. Устье Д. Дельта 1. Место, где река берет своё начало. 2. Каменистые преграды на реке. 3. Разветвление в низовьях реки при её впадении в море, озеро. 4. Место в пустыни, где есть вода и растительность. 5. Место, где река впадает в море, озеро и т.д.

Слайд 13

Слава тебе, Нил приходящий чтобы оживить Египет. Орошающий пустыню далеко от воды, владыка рыб и птиц, и травы для скота, приносящий всякую пищу и хлеб. Если он медлит, жизнь прекращается и люди гибнут. Когда же он приходит, земля ликует и все живое в радости. Еда появляется после его разлива. Все живут благодаря ему и богатства обретают по его воле.

Слайд 14

Задание для учащихся 1. Какие природные условия Египта были благоприятны для земледелия? Чем? 2. Какие трудности создавала природа для первых жителей долины Нила?

Слайд 15

2. Образование государства Древний Египет.

Слайд 16

Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. Ведром черпали воду из колодца и поливали поля.

Слайд 17

Ирригация, или орошение – это искусственное привлечение воды на определенные земли, чтобы ускорить рост и созревание растений. Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей.

Слайд 18

Вдоль больших каналов тянулись узкие плотины, сложенные из глины и тростника. Плотины огораживали поля со всех сторон и задерживали воду. А чтобы вода не застаивалась на поле, излишки спускали в реку через специальные «воротца» в насыпях.

Слайд 19

В Долине и Дельте складываются номы – общины, связанные с местными ирригационными системами. Ном состоял из нескольких поселков, объединенных вокруг укрепленного города, в котором находился храм бога-покровителя и резиденция правителя- жреца.

Слайд 20

Множество лет назад в долине Нила возникло около сорока царств. Правители египетских царств постоянно воевали друг с другом. 1 порог -

Слайд 21

Зачем нужно государство? Объединение в государство это необходимость или добровольный выбор?

Слайд 22

1 порог - Около 3000 года до н. э. царю Южного Египта (Мина или Менес) удалось завоевать Северный Египет – образовалось единое Египетское государство, территория которого теперь простиралась от первого порога Нила до дельты. Что произошло в Египте около 3000 года до н. э.? Государство всегда имеет определенную территорию. 3000 г. до н. э. Северный Египет Южный Египет



Публикации по теме

  • Что говорил пророк Мухаммад о женщинах Что говорил пророк Мухаммад о женщинах

    Роль и положение женщины в исламе огромны - отношение к ней со стороны мужчин строго регламентируется Всевышним Создателем, а ущемление ее...

  • Коран в переводе означает Коран в переводе означает

    An ancient hand scripted Quran Коран - священная книга мусульман, собрание откровений, посланных Аллахом Мухаммеду свыше, основа...