Правила поведения на водоёмах летом и зимой. Доклад: Правила поведения на водоемах и меры безопасности в зимний период Правила поведения на водоеме летом и зимой

Осеннее похолодание вносит большие изменения в жизнь водоёма. Снижается температура воздуха, вода становится холоднее, чище и плотнее. Опускаются на дно водоросли, замирает планктон, места летних стоянок рыбы около прибрежной растительности пустеют: рыба постепенно уходит в более глубокие места с установившейся ровной температурой - примерно +4°. Верхний слой воды продолжает охлаждаться и при первом морозе, если нет сильного ветра, превращается в ледяную корку, нарастающую изнутри под действием холода. Водоём покрывается льдом, значительно сокращается доступ кислорода в толщу воды.

Изменение кислородного режима и низкая температура оказывают огромное влияние на жизнь рыб. Реакции в их организме замедляются, медленнее переваривается пища, сокращается потребность в ней. Меняется поведение рыб - они становятся вялыми, некоторые из них (линь, карась, сом, сазан, карп) впадают в зимнюю спячку. При сильном понижении температуры воздуха рыбы становятся ещё более вялыми: часто стоят на одном месте и в отдельные периоды почти не кормятся (активную жизнедеятельность в течение всей зимы обнаруживает только налим). Такие рыбы реже идут на приманку и меньше сопротивляются, когда их вытаскивают из воды.

При ловле поплавочными удочками и на мормышку поклёвки голавля, окуня, язя передаются едва заметным смещением поплавка или ослаблением лесы. Даже прожорливая щука, схватив живца, зачастую долго стоит с ним на одном месте, как бы собираясь с силами, чтобы его проглотить.

Килограммовый окунь, способный летом оборвать добротную лесу и запутать все поставленные рядом удочки, зимой становится значительно покорнее и сравнительно спокойно идёт в лунку.

При понижении температуры воздуха и воды рыбы стаями собираются к местам своих зимних стоянок, наиболее благоприятным по температуре, кислородному режиму и наличию корма. Эти привычные места они покидают только вследствие резких изменений обстановки (подъем или спад воды, сильные морозы или оттепели).

Окуни ловятся на пологой, неглубокой и чистой песчаной отмели, а также на дне глубоких ям. Плотва предпочитает глубокие места в реках с медленным течением; часто она держится в русле или около него, среди затопленного коряжника, а на мелкие места к берегам выходит в оттепели. Вместе с ельцом и голавлем плотва встречается в устьях небольших речушек и ручьёв. На исходе зимы плотва подходит к берегам, привлечённая притоком талой воды, и жадно хватает мормышку на самых мелких местах.

Лещ и густера придерживаются глубоких мест (5-7 м) со слабым течением и гладким песчаным или галечным дном. В небольших и неглубоких речках они держатся в русле, на широких плёсах.

Голавля в реках можно обнаружить на каменистом или песчаном дне у затопленных береговых кустов, возле островков, в омутах вблизи сильной струи или на песчаных косах за островами. Наиболее удачно он ловится в марте и по последнему льду.

Вместе с плотвой, лещом и густерой изредка ловится язь у берегов с обрывистыми скатами, в коряжнике, по ямам в устье речушек и ручьёв, в озёрах - среди прошлогодней водной растительности, на небольшой глубине. Обычно рыба избегает стоянок на быстром течении.

Для успешной ловли зимой рыболов должен заблаговременно изучить водоём, собрать сведения о зимних стоянках рыбы, найти эти места. Следует помнить, что поиски рыбьих стоянок зимой, особенно во второй половине, затрудняются толстым льдом, поэтому разумнее проводить их в первый месяц ледостава.

Правильный выбор места очень часто определяет успех ловли.

Наилучшие часы зимнего клёва - ранние, утренние и вечерние. Кратковременно оживляется клёв в середине дня, около двух часов. В первые две недели зимнего ледостава и за две-три недели перед вскрытием льда рыба хорошо ловится в течение всего дня. На исходе первого месяца после ледостава клёв резко снижается, становится неровным. В январе и первой половине февраля в отдельные дни в некоторых водоёмах рыба вообще не клюёт. С приближением весны клёв снова оживляется с интенсивным нарастанием до «жора».

Чем «глуше» сезон ловли, тем большее значение приобретают прикормка (при ловле поплавочными удочками), тонкое оснащение удочек, применение разнообразных приёмов ловли и, разумеется, знание водоёмов.

Опытные рыболовы, в совершенстве знающие зимнюю ловлю и отлично изучившие водоёмы, не признают «глухих» периодов подлёдной ловли.

Благоприятствуют клёву рыбы устойчивая погода в течение длительного периода, оттепель после морозов, затишье после метели, весенний подъем льда, появление проталин и закраин, медленный спад воды. И, наоборот, резко меняющаяся температура, метели, порывистые сильные северные и восточные ветры, снегопады, весенние дожди, быстрый спад воды значительно снижают интенсивность клёва.

В небольших малопроточных водоёмах к концу зимы количество содержащегося в воде кислорода, поглощаемого остатками растений и животных организмов, настолько сокращается, что его не хватает для нормальной жизнедеятельности рыбы. В этом случае рыба подымается под самый лёд в поисках свежего воздуха и, не найдя его, погибает. Такое явление называется замором. Бороться с ним можно, устраивая проруби и перекачивая воду мотопомпой или ручным насосом из одной проруби в другую по вырубленным во льду канавкам.

С началом весеннего таяния снега жизнь водоёма активизируется. Первые струйки богатой кислородом талой воды все больше и больше просачиваются под лёд. Рыбы подходят к таким местам, собираются большими стаями, клёв постепенно усиливается и не прекращается до тех пор, пока не помутнеет вода и не вскроется водоём.

Особенно интересен для рыболова весенний подъем льда. Постепенно освобождаясь под действием солнечных лучей и вешних вод от берегового припоя, ледяное поле окончательно отрывается от берегов и всплывает. Остатки мокрого снега, смешанного с водой, быстро сходят с его поверхности; она становится сухой и ровной, очень удобной для передвижения.

В первые дни после подъёма льда выбор места для выхода на водоём не представляет затруднений: край льда находится ещё рядом с берегом. Но солнце и вода делают своё дело, и ширина закраин постепенно увеличивается. Чтобы выбраться на лёд, приходится искать места, меньше подверженные действию солнца. Выходя утром при лёгком морозе на лёд, следует помнить, что за долгий весенний день обстановка к вечеру может резко измениться и вернуться на берег в этом месте будет невозможно. Значит, нельзя выходить на лёд без лодки, плота, жерди или мостков из досок.

На реках период сухого льда бывает значительно короче, чем на озёрах. Лёд быстро тает не только под действием солнечных лучей - течение и туманы активно довершают работу солнца.

На озёрах лёд стоит дольше, паводок бывает на две-три недели позже, чем на реке. Лёд постепенно набухает и тает на месте. Надо твёрдо помнить, что такой лёд очень опасен.

Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДОЁМАХ ЗИМОЙ

  • В период движения по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами. При отсутствии переправы необходимо определить маршрут движения и проверить прочность льда подготовленным или подручным средством (шестом, лыжной палкой, инструментом для пробивания лунок во льду).
  • Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по пройденному маршруту. От места с непрочным льдом следует осуществлять движение, не отрывая ног от поверхности льда.
  • Запрещается проверять прочность льда ударами ноги, бегать, прыгать по льду.
  • Во время движения по льду необходимо обходить опасные участки водного объекта, покрытые толстым слоем снега, с быстрым течением, родниками, выступающей на поверхность растительностью, впадающими в него ручьями или вливающимися сточными водами; проявлять осторожность в местах заготовки льда.
  • Безопасный для перехода лед имеет зеленоватый оттенок и толщину не менее 7 сантиметров.
  • При движении группы людей по льду необходимо следовать друг от друга на расстоянии 5 – 6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь идущему впереди.
  • Перевозка малогабаритных тяжелых грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
  • Толщина льда для безопасного катания на коньках должна составлять не менее 12 сантиметров, при массовом катании – не менее 25 сантиметров.
  • При движении по льду на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней.
  • При отсутствии лыжни необходимо отстегнуть крепления лыж, снять с кистей рук петли лыжных палок, взять на одно плечо рюкзак или ранец и соблюдать дистанцию 5 – 6 метров.
  • При движении по льду лыжник, идущий первым, лыжными палками проверяет прочность льда и следит за его состоянием.
  • Будьте внимательны и осторожны при катании на санках или лыжах с крутого берега – внизу может оказаться прорубь, майна или полынья. Опасно кататься на коньках или играть в хоккей за пределами специально оборудованного катка – вы можете не заметить запорошенных снегом трещин и проломов.
  • Во время зимнего лова рыбы опасно собираться большими группами на льду, делать рядом несколько лунок. Чтобы кто-нибудь случайно не попал ногой в затянувшуюся льдом лунку, уходя, ставьте около нее вешку.
  • Обходите вмерзшие в лед кусты, камыши или какие-либо предметы, места впадения в водоем речек или ручьев, а также места сброса промышленных вод – лед там всегда непрочен.
  • Не приближаться к топлякам, сваям, опорам мостов через реки с течением, камышам, устьям притоков; крутому берегу, в который ударяет речная струя; к местам выходов родников.
  • Лед матового цвета, застывший со снегом и воздухом на течении и у выхода подводных ключей, слаб – надо избегать таких мест. Следует также избегать мест, где лед имеет пятна темно – «сырого» цвета.
  • Во всех местах, где течение реки преодолевает препятствия, там оно обычно сильнее, и поэтому лед в таких местах тоньше. Промоины на реке, особенно в конце зимы – обычное дело. Беда в том, что их иногда заносит снегопадами. В случае снегопадов вас должны настораживать холмики льда и снега. Здесь могут быть и промоины, сделанные рекой, и майны, пробитые рыболовами-промысловиками, а под снежной шубой вода не замерзает даже в сильнейшие морозы.

ПЕРЕМЕЩАЯСЬ ПО ВОДОЕМУ ВЫ ВНЕЗАПНО ПРОВАЛИСЬ ПОД ЛЕД. ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

  • Если вы провалились – не теряйте головы! Не цепляйтесь за кромку льда, которая под тяжестью тела будет постоянно рушиться, усугубляя ваше положение и выматывая ваши силы.
  • Не теряя ни секунды, пока не намокла одежда, попытайтесь выползти на лед, приняв горизонтальное положение.
  • Если не получается и вас затягивает течением под лед, не боритесь с течением, теряя силы, а упритесь в кромку льда и зовите на помощь. Главное – не паникуйте!
  • Если на ваших плечах рюкзак – при переходе в опасном месте он должен висеть на одном плече для того, чтобы его было легче сбросить.
В случае проваливания под лед вас могут выручить либо товарищи, протянувшие вам крепкую слегу или бросившие веревку, либо, если вы находитесь на льду один, - слега длиной не менее трех метров или «спасалки», которые можно сделать из обыкновенных гвоздей длиной 200-250 мм. Гвозди необходимо обмотать изолентой, сделав подобие рукоятки,.и через эти рукоятки пропустить шнурок для того, чтобы «спасалки» не потерялись. «Спасалками» Вы, как зверь когтями, сможете вгрызаться в кромку сколького льда, на котором не держаться пальцы рук, и метр за метром уйдете от смерти. Слегу (шест) вырубайте из березки или сосенки, она должна быть достаточно толстой, чтобы выдержать ваш вес.

Тот, кто спасает тонущего, не должен подходить ближе чем на пять метров к терпящему бедствие. Если не хватает веревки или слеги – подползайте, но не подходите!

ВЫ ВЫБРАЛИСЬ ИЗ ПОЛЫНЬИ, ОТПОЛЗЛИ БЛИЖЕ К БЕРЕГУ, К ПРОЧНОМУ ЛЬДУ. ЧТО ДАЛЬШЕ?

Оставьте лишние вещи в кустах, припорошив его снежком, и бегите к ближайшим помещениям, охотничьей базе, деревне, где, переодевшись во все сухое и выпив крепкого чая в теплой избе, согреетесь. В случае если вблизи нет никаких обитаемых мест, кроме вашей палатки, вам поможет только одно – запасная одежда в рюкзаке, ноги, растертые шерстяным носком, и крепкий сон в хорошем спальном мешке.

ВЫЖИВАНИЕ ПРИ ПОПАДАНИИВ ХОЛОДНУЮ ВОДУ И БЫСТРОМ ИЗВЛЕЧЕНИИ. МЕТОДЫ СОГРЕВАНИЯ.

После попадания в холодную воду (проваливании под лед) и быстром извлечении из нее, надо очень осторожно применять метод согревания бегом или любым другим интенсивным движением. Это доступно только людям с очень тренированным организмом, в частности, сильными сердцем и легкими. В противном случае, через несколько часов интенсивных попыток согреться неизбежно наступает третья стадия замерзания с частичной потерей сознания, (третья стадия может возникнуть и просто при долгом нахождении в условиях низкой температуры).

Итак, вы промокли и трясетесь от холода (а может быть уже и перестали трястись, наполовину потеряв сознание)! Первое: переодеться в сухую одежду (переодеть пострадавшего). Если нет сухой – снять мокрую, отжать и надеть на себя. В этом случае на голое тело предпочтительнее надевать шерстяные вещи. Они телом согреваются быстрее.

При третьей стадии замерзания спасение опять же приходит от желания «отдать всего себя погибающему товарищу». К примеру, при групповом нахождении на природе в дополнение к костру, эффективному только при второй стадии, можно использовать метод согревания хорошо известный туристам: когда пострадавшего помещают в спальный мешок вместе со спасателем, который своим телом согревает в первую очередь живот и грудь. Второй спасатель, если позволяют размеры спального мешка, согревает спину.

При отсутствии спального мешка его подобие сооружается из одежды всей группы (либо семьи), которая проводит это время возле костра.

Из этой же серии приведем ряд ошибочных рекомендаций. В частности, замерзшие руки (если они не способны удержать даже спички) отогревать под мышками либо на животе. Если живот для этого еще более или менее приемлем, то подмышки – нет. Такая рекомендация чаще приводит к ухудшению ситуации. Автор не раз был свидетелем следующей сцены: замерзшими, негнущимися пальцами человек пытается расстегнуть верхнюю одежду на груди. Это ему не удается. Взмах ножа – пуговицы либо шнуровка отлетает прочь! Но далее, как правило, свитер! Следуют судорожные попытки залезть под него руками либо через низ, либо через ворот. В первом случае оголяется живот, во втором – рвется (а иногда и разрезается) ворот. Слегка отогрев руки, человек приступает к работе с оголенной грудью. Ситуация усугубляется!

Выход: общеизвестное отогревание рук «по-рыбацки», т.е. на внутренней стороне бедер, где проходят наиболее крупные артерии и запас тепла максимальный. И доступ к этим местам при любой одежде – наиболее легок! Трех – четырех минут достаточно, чтобы отогреть руки.

Под весенними лучами солнца лед на водоемах становится рыхлым и непрочным. В это время выходить на его поверхность крайне опасно. Однако каждый год многие люди пренебрегают мерами предосторожности и выходят на тонкий весенний лед, тем самым, подвергая свою жизнь смертельной опасности.

Тема урока: «Особенности состояния водоёмов в различное время года» 5 класс

Цель урока. Дать знания учащимся о состоянии водоемов в разное время года.

Изучаемые вопросы

    Состояние водоемов в вашем городе и необходимые меры безопасности.

    Правила личной безопасности на замерзших водоемах.

Изложение учебного материала

1. Водоемы являются опасными в любое время года. Охарактеризовать водоемы, имеющиеся в вашем городе, обратив внимание учащихся на тот факт, что не во всех водоемах можно купаться, вблизи него вниз по течению вода в реках непригодна для питья, а в некоторых местах опасна даже для купания. Если на берегу установлен знак «Купаться запрещено», не следует нарушать этого запрета, как бы ни было велико желание искупаться.

Подчеркнуть, что первое правило безопасного поведения человека на воде заключается в знании места, где вода в водоемах проверена и не представляет опасности для здоровья человека.

2. Обратить внимание учащихся на необходимость соблюдения общих правил поведения на воде, для того чтобы уменьшить возможности несчастных случаев.

Убедить учащихся в том, что самый лучший способ чувствовать себя уверенно в воде - это научиться плавать и постоянно поддерживать навыки безопасного поведения на воде. Если ногу в воде свело судорогой, нужно набрать в легкие воздух, наклониться к ноге, взять ее двумя руками за пальцы и сильно потянуть их на себя. После этого немедленно плыть к берегу. Кроме того, необходимо научиться отдыхать на воде, не терять самообладания и правильно действовать в критической ситуации, не стесняться звать на помощь.

3. Подчеркнуть, что не менее важно знать и правила безопасного поведения на замерзших водоемах. Переходить водоем рекомендуется только в проверенных местах, обозначенных специальными предупредительными знаками. Если безопасные места не обозначены, необходимо внимательно осмотреть лед.

Для одиночных пешеходов лед считается прочным, когда его толщина не менее 7 см, для группы людей - 12 см.

Обратить внимание учащихся на то, что прочность льда можно определить по ряду признаков:

    наиболее прочен чистый, прозрачный лед, мутный лед ненадежен;

    на участках, запорошенных снегом, лед тонкий и некрепкий;

    в местах впадения в озеро (реку) ручьев, речек обычно образуется наиболее тонкий лед.

Летом они опасны при купании и пользовании плавсредствами. Опасность чаще всего представляют сильное течение (в том числе подводное), глубокие омуты и подводные холодные ключи. Весной и летом к этим факторам прибавляется низкая температура воды. Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период оттепелей. В это время очень высок риск провалиться под лед. Поэтому важно соблюдать правила безопасного поведения на зимних водоемах. Основные из этих правил заключаются в следующем:
- надежным является лед, имеющий зеленоватый или синеватый оттенок, а желтоватый лед опасен;

- опасны участки льда в местах впадения рек и ручьев, у крутых берегов, на крутых изгибах русла;

- места, где поверх льда выступает вода, представляют большую опасность, так как обычно свидетельствуют о наличии промоины;

- преодолевать водоем по льду следует в светлое время суток и при хорошей видимости;
- при движении по льду группы людей необходимо соблюдать дистанцию примерно 5 м;
- при наличии рюкзака необходимо предусмотреть возможность быстрого освобождения от него (лучше нести его на одном плече).
Провалившись, необходимо облокотиться на лед, перенести на него одну ногу, затем вытащить вторую, перекатиться на лед и осторожно переместиться в сторону от опасного места. Перед этим лучше освободиться от обуви.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ВОДЕ

Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде.

Лучше всего купаться в специально оборудованных местах: пляжах, бассейнах, купальнях; обязательно предварительно пройти медицинское освидетельствование и ознакомившись с правилами внутреннего распорядка мест для купания.

В походах место для купания нужно выбирать там, где чистая вода, ровное песчаное или гравийное дно, небольшая глубина (до 2 м), нет сильного течения (до 0,5 м/с).

При переохлаждении тела пловца в воде могут появиться судороги, которые сводят руку, а чаще ногу или обе ноги. При судорогах надо немедленно выйти из воды. Если нет этой возможности, то необходимо действовать следующим образом:

1.Изменнть стиль плавания - плыть на спине.

2.При ощущении стягивания пальцев руки, надо быстро, с силой сжать кисть руки в кулак, сделать резкое отбрасывающее движение рукой в наружную сторону, разжать кулак.

3.При судороге икроножной мышцы необходимо согнуться, двумя руками обхватить стопу пострадавшей ноги и с силой подтянуть стопу к себе.

4.При судорогах мышц бедра необходимо обхватить рукой ногу с наружной стороны ниже голени у лодыжки (за подъем) и, согнув ее в колене, потянуть рукой с силой назад к спине.

5.Произвести укалывание любым острым подручным предметом (булавкой, иголкой и т.п.)

6.Уставший пловец должен помнить, что лучшим способом для отдыха на воде является положение "лежа на спине".

Не заплывайте за буйки – там может оказаться резкий обрыв дна, холодный ключ, заросли водорослей и т.п.

Не устраивайте в воде игр, связанных с захватами – в пылу азарта Вы можете послужить причиной того, что партнер вместо воздуха вдохнет воду и потеряет сознание.

Правила оказания помощи при утоплении

1. Перевернуть пострадавшего лицом вниз, опустить голову ниже таза.

2. Очистить ротовую полость.

3. Резко надавить на корень языка.

4. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов - добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка.

5. Если нет рвотных движений и пульса - положить на спину и приступить к реанимации (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца). При появлении признаков жизни - перевернуть лицом вниз, удалить воду из легких и желудка.

6. Вызвать “Скорую помощь”.

Если человек уже погрузился в воду, не оставляйте попыток найти его на глубине, а затем вернуть к жизни. Это можно сделать, если утонувший находился в воде не более 6 минут.

НЕЛЬЗЯ

ОСТАВЛЯТЬ ПОСТРАДАВШЕГО БЕЗ ВНИМАНИЯ (в любой момент может произойти остановка сердца)

САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕВОЗИТЬ ПОСТРАДАВШЕГО, ЕСЛИ ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫЗВАТЬ СПАСАТЕЛЬНУЮ СЛУЖБУ.

Чтобы избавиться от воды, попавшей в дыхательные пути и мешающей дышать, нужно немедленно остановиться, энергичными движениями рук и ног удерживаться на поверхности воды и, подняв голову возможно выше, сильно откашляться. Чтобы избежать захлебывания в воде, пловец должен соблюдать правильный ритм дыхания. Плавая в волнах, нужно внимательно следить за тем, чтобы делать вдох, когда находишься между гребнями волн. Плавая против волн, следует спокойно подниматься на волну и скатываться с нее. Если идет волна с гребнем, то лучше всего подныривать под нее немного ниже гребня.

Попав в быстрое течение, не следует бороться против него, необходимо не нарушая дыхания плыть по течению к берегу.

Оказавшись в водовороте, не следует поддаваться страху, терять чувство самообладания. Необходимо набрать побольше воздуха в легкие, погрузиться в воду и, сделав сильный рывок в сторону по течению, всплыть на поверхность.

Запутавшись в водорослях, не делайте резких движений и рывков. Необходимо лечь на спину, стремясь мягкими, спокойными движениями выплыть в ту сторону, откуда приплыл. Если все-таки не удается освободиться от растений, то, освободив руки, нужно поднять ноги и постараться осторожно освободиться от растений при помощи рук.

Нельзя подплывать близко к идущим судам с целью покачаться на волнах. В близи идущего теплохода возникает течение, которое может затянуть под винт. Опасно прыгать (нырять) в воду в неизвестном месте - можно удариться головой о грунт, корягу, сваю и т.п., сломать шейные позвонки, потерять сознание и погибнуть.

Не менее опасно нырять с плотов катеров, лодок, пристаней и других плавучих сооружений. Под водой могут быть бревна - топляки, сваи, рельсы, железобетон и пр. Нырять можно лишь в местах, специально для этого оборудованных. Нельзя купаться у крутых, обрывистых и заросших растительностью берегов. Здесь склон дна может оказаться очень засоренным корнями н растительностью. Иногда песчаное дно бывает зыбучим, что опасно для не умеющих плавать.

Важным условием безопасности на воде является строгое соблюдение правил катания на лодке. Нельзя выходить в плавание на неисправной и полностью необорудованной лодке. Перед посадкой в лодку, надо осмотреть ее и убедиться в наличии весел, руля, уключин, спасательного круга, спасательных жилетов по числу пассажиров, и черпака для отлива воды. Посадку в лодку производить, осторожно ступая посреди настила. Садиться на балки (скамейки) нужно равномерно. Ни в коем случае нельзя садиться на борт лодки, пересаживаться с одного места на другое, а также переходить с одной лодки на другую, раскачивать лодку и нырять с нее.

Запрещается кататься на лодке детям до 16 лет без сопровождения взрослых, перегружать лодку сверх установленной нормы для этого типа лодки, пересекать курс моторных судов, близко находиться к ним и двигаться по судовому ходу. Опасно подставлять борт лодки параллельно идущей волне. Волну надо "резать" носом лодки поперек или под углом.

Если лодка опрокинется, в первую очередь нужно оказать помощь тому, кто в ней нуждается. Лучше держаться всем пассажирам за лодку и общими усилиями толкать ее к берегу или на мелководье.

Для не умеющих плавать и плохо плавающих, особую опасность представляют различные надувные плавсредства: камеры, пояса, резиновые матрацы и т.п.

Контрольные вопросы

    Можно ли пить сырую воду из открытых водоемов и рек?

    Почему нельзя нырять в воду в незнакомых местах?

    В каких местах лед наиболее безопасен для движений?

    Какую дистанцию необходимо соблюдать при движении по льду группы людей?

    Каким цветом является лед неопасным?

    На каких участках, лед тонок и опасен?

    В какое время суток следует передвигаться по льду?

    Что свидетельствуют о наличии промоины?

Домашнее задание

    Изучите § 3.2 учебника.

    В дневник безопасности запишите водоемы, в которых разрешено купаться в вашем городе.

1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
4. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
5. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.
8. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 - 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.
9. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.
10. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах – алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.
Советы рыболовам:
1. Необходимо хорошо знать водоем, избранный для рыбалки, для того, чтобы помнить, где на нем глубина не выше роста человека или где с глубокого места можно быстро выйти на отмель, идущую к берегу.
2. Необходимо знать об условиях образования и свойствах льда в различные периоды зимы, различать приметы опасного льда, знать меры предосторожности и постоянно их соблюдать.
3. Определите с берега маршрут движения.
4. Осторожно спускайтесь с берега: лед может неплотно соединяться с сушей; могут быть трещины; подо льдом может быть воздух.
5. Не выходите на темные участки льда - они быстрее прогреваются на солнце и, естественно, быстрее тают.
6. Если вы идете группой, то расстояние между лыжниками (или пешеходами) должно быть не меньше 5 метров.
7. Если вы на лыжах, проверьте, нет ли поблизости проложенной лыжни. Если нет, а вам необходимо ее проложить, крепления лыж отстегните (чтобы, в крайнем случае, быстро от них избавиться), лыжные палки несите в руках, петли палок не надевайте на кисти рук.
8. Рюкзак повесьте на одно плечо, а еще лучше - волоките на веревке в 2-3 метрах сзади.
9. Проверяйте каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бейте ею лед перед собой - лучше сбоку. Если после первого удара лед пробивается, немедленно возвращайтесь на место, с которого пришли.
10. Не подходите к другим рыболовам ближе, чем на 3 метра.
11. Не приближайтесь к тем местам, где во льду имеются вмерзшие коряги, водоросли, воздушные пузыри.
12. Не ходите рядом с трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами.
13. Быстро покиньте опасное место, если из пробитой лунки начинает бить фонтаном вода.
14. Обязательно имейте с собой средства спасения: шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску.
15. Имейте при себе что-нибудь острое, чем можно было бы закрепиться за лед в случае, если вы провалились, а вылезти без опоры нет никакой возможности (нож, багор, крупные гвозди)
16. Не делайте около себя много лунок, не делайте лунки на переправах (тропинках).
Оказание помощи провалившемуся под лед:
Самоспасение:
- Не поддавайтесь панике.
- Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.
- Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду.
- Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.
- Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли.
- Зовите на помощь.
- Удерживая себя на поверхности воды, стараться затрачивать на это минимум физических усилий. (Одна из причин быстрого понижения температуры тела - перемещение прилежащего к телу подогретого им слоя воды и замена его новым, холодным. Кроме того, при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду).
- Находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой. Известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю.
- Активно плыть к берегу, плоту или шлюпке, можно, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 мин.
- Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.
Если вы оказываете помощь:
- Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.
- Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.
- За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.
- Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.
Первая помощь при утоплении:
- Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть.
- Повернуть утонувшего лицом вниз и опустить голову ниже таза.
- Очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов – добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаления воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии).
- При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание.
- Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Отогревание пострадавшего:
1. Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.
2. Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.
3. Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к "сердцевине" тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры. Алкоголь же будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.
Выживание в холодной воде.
1. Известно, что организм человека, находящегося в воде, охлаждается, если ее температура ниже 33,3°С. Теплопроводность воды почти в 27 раз больше, чем воздуха, процесс охлаждения идет довольно интенсивно. Например, при температуре воды 22°С человек за 4 мин. теряет около 100 калорий, т.е. столько же, сколько на воздухе при той же температуре за час. В результате организм непрерывно теряет тепло, и температура тела, постепенно снижаясь, рано или поздно достигнет критического предела, при котором невозможно дальнейшее существование.
2. Скорость снижения температуры тела зависит от физического состояния человека и его индивидуальной устойчивости к низким температурам, теплозащитные свойства одежды на нем, толщина подкожно-жирового
слоя.
3. Важная роль в активном снижении теплопотерь организма принадлежит сосудосуживающему аппарату, обеспечивающему уменьшение просвета капилляров, проходящих в коже и подкожной клетчатке.
Что испытывает человек, неожиданно оказавшийся в ледяной воде?
1. Перехватывает дыхание.
2. Голову как будто сдавливает железный обруч.
3. Резко учащается сердцебиение.
4. Артериальное давление повышается до угрожающих пределов.
5. Мышцы груди и живота рефлекторно сокращаются, вызывая сначала выдох, а затем вдох. Непроизвольный дыхательный акт особенно опасен, если в этот момент голова находится под водой, ибо человек может захлебнуться.
6. Пытаясь защититься от смертоносного действия холода, организм включает в работу резервную систему теплопроизводства - механизм холодовой дрожи.
7. Теплопродукция резко возрастает за счет быстрого непроизвольного сокращения мышечных волокон, иногда в три-четыре раза. Однако через некоторый период времени и этого тепла оказывается недостаточно, чтобы компенсировать теплопотери, и организм начинает охлаждаться. Когда температура кожи понижается до 30°С, дрожь прекращается, и с этого момента гипотермия начинает развиваться с нарастающей скоростью. Дыхание становится все реже, пульс замедляется, артериальное давление падет до критических цифр.
Основные причины смерти человека в холодной воде:
Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.
Смерть может наступить в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду.
Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи.
Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее (!), так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.

Ольга Кузнецова
Конспект занятия «Безопасность на водоемах»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 44»

Конспект занятия

Тема : Безопасность на водоемах

Подготовила :

Кузнецова О. Ю.

г. Усолье – Сибирское

Цель :

Закрепить представления детей о роли воды в природе, о ее свойствах;

Познакомить с правилами безопасного поведения у водоемов зимой и летом ;

Формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих ;

Воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях;

Развивать умение участвовать в коллективных разговорах, умение устанавливать многообразные связи, обобщать и делать выводы;

Обогащать словарный запас, использовать в речи аргументированные рассуждения.

Ход занятия.

Воспитатель входит в группу и показывает ребятам конверт с письмом. Вместе с ребятами конверт открывается. Воспитатель зачитывает письмо от Незнайки, в котором он просит помочь найти отгадки к загадкам.

Дети отгадывают загадки, воспитатель выставляет на доске модели – отгадки.

После воспитатель задает детям вопросы :

Что объединяет все наши отгадки? (вода)

В каком виде бывает вода? (твердом-снег, лед-замерзшая вода; в газообразном-облака, пар, туман)

Для чего нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель : Ребята послушайте еще одну загадку (шум воды-аудиозапись)

Игра «Капельки и тучки» (используются металлофон и обручи)

Ребята сегодня мы с вами поговорим о безопасном поведении у водоемов зимой и летом .

Какие водоемы вы знаете ? (реки, озера, пруды, моря, океаны)

Зимой лед на водоемах толстый , прочный, так как стояли сильные морозы. В начале зимы, когда еще лед не окреп, он ломается под ногами или потрескивает. Выходить на него нельзя. В это время года наиболее опасна середина водоема . Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему льду и вдруг слышит, что лед начал трещать.

Как вы думаете, что следует делать?

Нужно немедленно ложится и ползти по своим следам к берегу. Запомните, что даже в самые трескучие морозы на льду водоема надо соблюдать осторожность.

Давайте представим, что кто-то хочет сократить путь и пойти короткой дорогой по льду пруда или озера. Как это правильно сделать?

Прежде всего надо наметить путь-верный маршрут. Лучше всего идти по свежим следам людей, прощупывая дорогу палкой.

Весной, когда солнышко пригревает, лед становится рыхлым, вода просачивается, заполняет следы, ломается лед без треска. В конце зимы наиболее опасные места возле берега и под мостами. Запомните на подтаявший весной лед выходить нельзя.

Давайте повторим правила безопасности на льду водоема .

Не выходить на тонкий лед в начале зимы и в начале весны;

Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а зимой с хрустом и треском;

Двигаться по льду по натоптанным следам и тропинкам;

Берите палку, чтобы прощупывать перед собой путь;

Двигаться по льду группой на некотором расстоянии друг от друга;

Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема , а в конце зимы участки возле берега.

Ребята, скоро наступит лето и многие отправятся отдыхать на природу. Представьте себе, что вы пришли на берег реки или озера.

Физминутка

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись :

Раз, два, три, четыре –

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно :

Вместе раз – это брасс,

Одной – другой, это кроль.

Все как один

Плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой…

Согласитесь, в жаркий, летний день очень приятно провести у реки или озера. Поплескаться, поплавать, позагорать на теплом песочке. Умеете ли вы плавать? Умение держаться на воде необходимо каждому человеку.

Как правильно себя вести, чтобы с вами не приключилась беда.

Прежде всего нужно купаться в сопровождении кого-то из взрослых. Не следует купаться в незнакомом месте, особенно там, где нет других людей. Ведь дно реки может таить немало опасностей : затопленная коряга, осколки стекла, острые жестянки, о которые можно порезаться, холодные ключи, глубокие ямы. Прежде чем заходить в воду посмотрите как она выглядит. Если цвет или запах воды, не такие как обычно, купаться в ней нельзя. Иногда, когда купается целая компания ребят, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и ноги. Это очень опасно! Ведь за 10 секунд легкие у человека заполняются водой , и он может захлебнуться и утонуть.

И еще запомните : никогда не ныряйте в незнакомых местах и не заплывайте далеко на надувных матрацах.

Правила поведения на воде

Купаться только под присмотром взрослых

Не купаться в незнакомых местах

Купаться в специально оборудованных местах

Во время купания не хватать друг друга за руки и ноги.

Письмо от Незнайки

Здравствуйте ребята!

Помогите мне подобрать отгадки к загадкам. Заранее благодарю. Ваш Незнайка.

Лежало одеяло – мягко бело, солнце припекло – одеяло потекло (снег)

Что за звездочки такие, на пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке (снежинка)

Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой

Но солнце ее припечет – заплачет она и умрет (сосулька)

Мост, как синее стекло, скользко, весело, светло (лед)

Пушистая вата, плывет куда – то

Чем вата ниже, тем дождик ближе (облако)

Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит (река)



Публикации по теме