Самые лучшие броненосцы береговой обороны. Броненосцы береговой обороны типа “Зигфрид” Корабли береговой обороны

Ко времени закладки "Фьюри" полным ходом шла достройка четырёх броненосцев береговой обороны. Поскольку они выделялись как самые неудачные изо всех броненосцев, которые когда-либо поднимали белый британский военно-морской флаг, причины их постройки лучше всего объясняет цитата из Спенсера Робинсона:

"Во время паники 1870 г., когда для нашей страны существовала угроза быть втянутой в войну, а для наших портов – подвергнуться вражеским атакам, Совету пришлось заниматься вопросом о местной обороне берегов от любых типов кораблей (более или менее сильно вооружённых), которые могли осуществить попытки разрушения крупных торгово-промышленных центров на нашем побережье. Никакие тяжело бронированные глубокосидящие военные корабли не могли близко подойти даже к самым беззащитным из этих гаваней. Серьёзная атака была осуществима [только] лёгкими судами – скорее всего общей группой из броненосных и неброненосных кораблей… и легко увидеть, что превосходство по всем параметрам остаётся за классом кораблей, принятым Адмиралтейством как часть системы береговой обороны". Для проведения в жизнь этой несерьёзной оборонительной политики Совет принял решение обеспечивать безопасность берегов посредством четырёх мониторов "защиты гаваней", а исходя из соображений как экономии, так и целесообразности, в качестве наиболее подходящего для чрезвычайной программы выбрали проект "Церберуса", слегка его модифицировав.

Всю четвёрку спустили на воду очень скоро ("Циклоп" соскользнул в Темзу через 10 месяцев после закладки), однако когда непосредственная нужда в них ослабла, постройка замедлилась, и только по прошествии нескольких лет они вошли в строй, хотя номинально были сданы подрядчиками и приняты в состав флота в 1872 г.


«Циклоп». Общий вид и схема распределения бронирования


В качестве боевых кораблей они вызывали насмешки всего флота и один из членов Совета, стоявших ранее у истоков их создания, позднее писал в "Тайме": "Отделу главного строителя было дано распоряжение построить корабли, которые могли с лёгкостью перевернуться в открытом море, которые не могли плавать на мелководье, не могли перейти из порта в порт кроме как после тщательного изучения барометра, но могли легко отправиться на дно во время шторма, а также вследствие целого ряда прочих причин, и которые получили в итоге минимальную наступательную мощь при максимальной оборонительной. Эту задачу отдел главного строителя решил очень верно и с большим умом, дав нам корабли "береговой обороны", которые не могут защитить наших берегов… что же тогда вообще означает корабль "береговой обороны"?" Хотя и построенные по проекту, разработанному специально для корабля защиты гаваней, они были отнесены к "кораблям береговой обороны", способным прибыть в любую точку побережья – туда и тогда, где требовалось их присутствие, и в этом качестве способных безопасно выйти в море. До окончания их постройки Комитет по проектам, исследуя разнообразие и различия кораблей того периода, единогласно заявил, что "без использования определенной надстройки вдоль бортов этих кораблей на значительной части длины корпуса они с безопасностью могут перейти из порта в порт только в хорошую погоду", и рекомендовал для этого расширить бруствер до бортов и перекрыть его палубой, в качестве меры как для улучшения остойчивости, так и создания лучших условий для экипажа.

Отдел главного строителя уже предлагал подобное расширение бруствера в качестве меры предосторожности, поскольку имевшиеся данные для расчёта остойчивости низкобортных кораблей в открытом море пока не получили практического подтверждения. Однако по той причине, что любые конструктивные изменения решались только Советом, который вполне устраивало уже существующее положение, они были достроены в соответствии с первоначальным проектом, и предписанные изменения последовали только в 1886-1889 гг. Добавленная надстройка, где расположились помещения командира, дополнительные кубрики для команды, каюта-читальня, лазарет и т.д., сделала корабли более остойчивыми, а их обитаемость – значительно лучшей.


Вооружение

Если на "Руперте" отношение веса вооружения к водоизмещению было самым низким из всех кораблей береговой обороны, то корабли класса "Циклоп" являли собой противоположную крайность, поскольку на каждую тонну их вооружения приходилось лишь 48 т водоизмещения. Четыре 10" 18-тонных орудия устанавливались на станках Скотта смешанной конструкции на бортовом штыре, оснащались гидроприводами вместо рычагов и были гораздо более эффективными в отношении наводки и обслуживания, чем любые из более ранних на флоте. Во время модернизации на навесной палубе установили противоминную батарею из четырёх 47мм орудий и пяти картечниц, а также два прожектора.


Бронирование

Надводный борт полностью защищался броней, общий вес которой в составе нагрузки был так же высок, как и доля вооружения, и примерно равнялся таковому "Глаттона", где он составлял треть водоизмещения. Однако неся по две башни и бруствер больших размеров, "циклопы" имели и сравнительно более значительную площадь, которую следовало защитить бронёй, а наибольшей толщины на них достигали лобовые плиты башен – 254 мм. Но, поскольку не предполагалось, что они могут встретить на мелководье ничего более серьёзного, чем лёгкие корабли, подобный уровень бронирования расценивался как вполне достаточный.

Пояс по ватерлинии имел толщину 203 мм в середине и утончался до 152 мм к оконечностям, таран бортовой бронёй не подкреплялся. Высота бруствера над ватерлинией составляла 2,97 м, он бронировался 229мм плитами с бортов и 203мм на скруглениях со стороны оконечностей, где устанавливалось по орудийной башне, защищенной 229мм бронёй (254 мм в лобовой части). И верхняя палуба," и палуба бруствера имели толщину 38 мм, обшивка – толщину 25-32 мм.


Оснастка

Как реликвию исходного проекта "Церберуса", "Циклоп" и "Геката" сохранили небольшую мачту-стойку в носу перед башней, несколько слева от неё, которая использовалась в качестве опоры для оттяжек шлюпочного выстрела. "Горгона" и "Гидра" имели только грот-мачту.


Мореходные качества

Как и можно было ожидать, эти корабли не принимали большого участия в жизни флота, и год за годом крутились на своих якорных стоянках в акваториях верфей. В апреле 1878 г. их не распределили между портами, а присоединили к Эскадре специальной службы сэра Купера Ки, собранной на рейде Портленда, и остававшейся там в течение четырёх месяцев в период напряжённости, связанной с русско-турецкой войной. В 1887 г. все четыре корабля снарядили для маневров и они совершили морские переходы, "Горгона" выдержала шторм у Куинстауна и, по мнению адмирала Бэлларда, оказалась "не так плоха, как торпедная канонерская лодка, но много рыскала на курсе". Хотя их обитаемость оставляла желать много лучшего, экипажами они расценивались как вполне надёжные корабли. После расширения бруствера ситуация значительно улучшилась, но в море они оказались подвержены тем же неудобствам, что и "Девастейшн", поскольку получили на юте такие же "кормовые мешки" (полукруглые в плане палубные каютные надстройки). Угол наибольшей остойчивости равнялся 25°, угол опрокидывания составлял 39°15\


Модернизация

Все четыре корабля вывели из строя для модернизации между 1885 ("Геката") и 1889 г., во время которой их оборудовали дополнительными надстройками вокруг бруствера, а палубы бруствера и верхняя получили дополнительные подкрепления. В носу добавилась водонепроницаемая переборка и дополнительная платформа, появился фальшкиль. Поскольку на навесной палубе появились скорострельные орудия, её пришлось несколько расширить.


Броненосцы береговой обороны класса "Циклоп"

Строитель

Спущен на воду

Введён в строй

Стоимость


"Тэмс Айрон Уоркс"


"Горгона"

"Палмерс"




Размерения, м

68,6 х 13,72x4,94


Водоизмещение, т

3480 (после модернизации 3560), корпус и броня 2730, оборудование 750


Вооружение

4 10" 18-тонных дульнозарядных нарезных (вес бортового залпа 744 кг)


Броня, мм

пояс 152-203, бруствер 178-229, башни 229-254, боевая рубка 203-229, палуба 38, обшивка 25-32, подкладка 230-280 (тик) (общий вес бронирования 1130 т)


Механизмы

"Циклоп", "Гидра": 2 комплекта компаунд ("Джон Элдер"), 2 цилиндра высокого давления (диаметр 787 мм), 2 цилиндра низкого давления (диаметр 1448 мм), ход поршня 686 мм, "Циклоп": индикаторная мощность 1660 л.с, 11 уз, "Гидра": индикаторная мощность 1472 л.с, 11,2 уз,

"Геката", "Горгона": 2 комплекта горизонтальных 4-цилиндровых простого расширения, прямого действия ("Равенхилл"), диаметр цилиндра 1143 мм, ход поршня 610 мм, "Горгона": индикаторная мощность 1670 л.с, 11 уз, "Геката": индикаторная мощность 1755 л.с, 10,9 уз,


Запас топлива, т


Экипаж, чел.

156 (после модернизации 191)


"Циклоп"

Прибуксирован для достройки в Девонпорт в январе 1872 г. и помещён до готовности в апреле 1877 г. в 1 -ю дивизию Резерва, затем придан Эскадре специальной службы (апрель-август 1878 г.), после чего выведен в резерв в Чатеме. Модернизация в 1887-1889 гг. в Портсмуте: надстройки вдоль бортов, сетевая защита, скорострельные орудия. Участвовал в маневрах в 1887, 1889, 1890 и 1892 гг., затем переведён в состав Резервного флота. В 1901 г. исключён из списков активного флота.


"Горгона"

Прибуксирована в апреле 1872 г. и помещена в резерв в Девонпорте. Служила в качестве тендера "Кембриджа" в период с 1874 по 1877 г., после чего введена в строй для Эскадры специальной службы на период апреля-августа 1878 г. С 1878 г. снова тендер "Кембриджа". Модернизация в 1888-1889 гг., участвовала в маневрах 1887, 1889, 1890 и 1892 гг. После этого в составе Резервного флота в Девонпорте до исключения из списков в 1901 г.


"Геката"

Пришла в Девонпорт в апреле 1872 г. и достраивалась до 1877 г. Введена в строй для Эскадры специальной службы в апреле 1878 г., в августе 1878 г. выведена в резерв в Девонпорте. Модернизация в 1885-1886 гг., участвовала в маневрах 1887, 1889, 1890 и 1892 гг., затем в составе Резервного флота в Девонпорте до исключения из списков в 1901 г.



«Геката» в 1878 г.


"Гидра"

Пришла в Девонпорт в августе 1872 г. и неспешно достраивалась до 1877 г. В апреле 1878 г. введена в строй для Эскадры специальной службы, в августе 1878 г. выведена в резерв в Ширнессе. Служила тендером "Дункана", на зиму становилась в док. Модернизация в 1888-1889 гг., участвовала в маневрах 1887, 1889,1890 и 1892 гг. Находилась в Резервном флоте в Чатеме до исключения из списков 1901 г.



«Гидра» после вступления в строй




Броненосец «Гидра»

Все четыре корабля проданы на слом в 1903 г. по 8400 ф.ст. за каждый.

В своём очерке автор постарается осветить строительство германского броненосного флота после объединения страны в 1870-1871 гг. и до начала осуществления программы Тирпица по строительству Флота Открытого моря, развернувшейся в конце XIX века.

И хотя созданный на германских и зарубежных верфях в 1 870-1 880-х гг. броненосный флот ещё не мог тягаться не то что с британским или французским флотами, но и с флотами второстепенных стран, Германии удалось решить главную задачу: обезопасить морские границы на Балтике и создать прочную оборону побережья Северного моря. Главное, что было сделано в те годы, – заложена основа производственной базы военного судостроения, подготовлены офицерские кадры, создан достаточный резерв прошедших военно-морскую службу подданных германской империи.

И основная нагрузка по подготовке флотских “кадров” легла именно на первые броненосцы Германии.

Броненосцы береговой обороны типа “Зигфрид”

Названия этих кораблей соответствовали именам мифических персонажей североевропейских легенд. Зигфрид и Хаген – герои германского эпоса (почти то же, что русские Илья Муромец и Добрыня Никитич); Беовульф – персонаж английских эпических историй; Фритьоф – герой исландских саг; Геймдал – божество и герой норвежских легенд; Гильдебранд – трагический герой германского эпоса; Эгир – бог моря у германских племён.

Проект разрабатывался Имперским морским ведомством в 1885-1887 гг. с учётом опыта франко-прусской войны. Корабли проектировались специально для защиты устьев германских рек и Кильского канала, а также для действий в Балтийском море. Их появление в составе германского флота произошло в тот период, когда обострились колебания во взглядах германского морского командования на крупные корабли в связи с появлением минного оружия.

Броненосцы имели стальной корпус с широкой подводной частью и плоским дном – это способствовало хорошей остойчивости. Имелось два боковых киля, образование кормы было острым, со срезом позади кормового орудия для увеличения сектора его обстрела. Броненосцы довольно хорошо маневрировали и удерживали курс.

В 1899 году, в виде опыта, удлинили “Хаген” с одновременной модернизацией корабля. Работы закончились в 1900 г. и были признаны вполне удачными. До начала 1904 года планировали выполнить аналогичные переделки и на остальных кораблях серии. Как до, так и после модернизации, корабли в незначительной степени отличались друг от друга. Это относилось и к их внешнему виду, и к боевым и техническим характеристикам.

“Зигфрид”. До 1903 г. числился в составе действующего флота, затем выведен в резерв. В 1914 г. корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря, в которой он состоял в 1914-1915 гг. В 1915-1916 гг. корабль числился в береговой обороне. С 1916 г., разоруженный, находился в Виндаве, затем, в качестве учебного судна в Вильгельмсгафене. Исключён из состава флота 17 июня 1919 г. Планировалось переделать “Зигфрид” в плавучий кран, но вкоре он был продан фирме “Н. Peters” за 425 тыс. марок. Разобрали его в 1920 г. у Северного мола в Киле.


“Беовульф”. В 1914-1915 гг. состоял в 6 эскадре Флота Открытого Моря и выполнял задачи береговой обороны на Балтике. В 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен и служил в качестве учебной цели для подводных лодок, в 1918 г. использовался как ледокол на Балтике, в ноябре 1918 г. интернирован в Стокгольме, 17 июня 1919 г. исключён из списков флота и продан на слом фирме “Norddeutsche Tieefbauges” (Берлин). В 1921 году разобран в Данциге.

“Фритьоф”. Состоял в 6 эскадре Флота Открытого Моря в 1914-1915 гг. В 1915-1916 гг. выполнял задачи береговой обороны на Балтике. В 1916 г. разоружен и использовался как учебное судно в Данциге, в 1923 году перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи “De Werckre” в Рюстингене. Разобран в 1930 году в Данциге.

“Геймдал”. В 1914-1915 гг. состоял в 6 эскадре Флота Открытого Моря, в 1915- 1916 гг. выполнял задачи береговой обороны на Балтике. После разоружения использовался как учебное судно для подводников и находился в Эмдене, исключён 17 июня 1919 г. Планировалась перестройка корабля в плавкран. Разобран в Ронебеке в 1921 году.

“Гильдебранд”. В 1914-1915 гг. состоял в 6 эскадре Флота Открытого моря, в 1916 году разоружен и использовался одновременно как учебное судно и опреснитель воды, в 1916-1918 гг. находился в Виндаве, исключён из списков 17 июня 1919 г. 21 декабря 1919 года, следуя к месту разборки, сел на мель у голландского побережья и разрушен последовавшим штормом. Остатки корабля в 1933 году были частично взорваны и разобраны.

“Хаген”. В 1914-1915 гг. состоял в 6 эскадре Флота Открытого Моря, с 1915 года в береговой обороне. В 1915 году разоружен и использовался как учебное судно, базируясь поочерёдно на Свинемюнде, Либаву, Данциг и Варнемюнде. 17 июня 1919 года исключён и продан на слом фирме “Norddeutsche Tiefganges” (Берлин).

“Один”. В береговой обороне в 1914- 1916 гг. С 1917 года использовался как блокшив в Вильгельмсгафене, 6 декабря 1919 г. исключён и продан на слом фирме “F.A. Bernstein” (Гамбург). В 1922 году перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи "Wercke” (Рюстинеген). Разобран в 1935 г.

Основные этапы строительства броненосцев типа “Зигфрид”
Название “Зигфрид” “Беовульф” “Фритьоф” “Гильдебранд”
Место постройки “Germania Werft” Киль “A.G. Weser” Бремен “A.G. Weser” Бремен “Kaiserische Werft Киль
Строительный № 44 100 101 20
Стоимость (тыс. марок) 4 770 5 288 5 375 5 895
Заложен 27 декабря 1888 1890 15 февраля 1890 12.1890
Спущен 10 августа 1889 8 ноября 1890 8 ноября 1890 6 августа 1892
Вст. в строй 29 апреля 1890 1 апреля 1892 23 февраля 1893 28 октября 1893
Название “Хаген” “Эгир” “Геймдал” “Один”
Место постройки “Kaiserische Werft” Киль “Kaiserische Werft” Киль “Kaiserische Werft” Вильгельмсгафен “Kaiserische Werft” Данциг
Строительный № 21 22 14 -
Стоимость (тыс. марок) 5 921 6 645 6 110 6 539
Заложен 14 сентября 1891 28 ноября 1892 2 ноября 1891 15 апреля 1893
Спущен 21 октября 1893 3 апреля 1895 27 июля 1892 З ноября 1894
Вст. в строй. 2 октября 1894 15 октября 1896 7 апреля 1894 22 февраля 1896

“Эгир”. С августа 1914 г. служил в 6 эскадре Флота Открытого Моря. Переведён в береговую оборону в 1915 г., в 1916 году разоружен, в 1916-1918 гг. использовался как учебное судно и блокшив в Вильгельмсгафене. Исключён 17 июня 1919 года и продан фирме “F.A. Bernstein”, перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи “De Wercke” (Рюстинген). 18 декабря 1929 года сел на мель у голландского побережья. Обломки затем частично разобраны фирмой “Marine-Ehremat Laboe”.

Вскоре после постройки (после 5-7 лет активной службы) на рубеже XIX-XX вв. все броненосцы подверглись капитальной модернизации, изменившей их внешний облик. Работы проводились на казённых предприятиях “Kaiserisce Werft”, но в разных городах – Киле и Данциге.

Все корабли в незначительных деталях отличались друг от друга, но “Эгир” и “Один”, построенные последними, отличались от всей серии довольно серьёзно.

Они имели водоизмещение 3500 т нормальное, 3741 т полное (“Эгир” 3550/ 3574 т), длину 76,4 м по конструктивной ватерлинии, 79 м наибольшую. После модернизации длина составила 81,4 м между перпендикулярами, 84.8 м по конструктивной ватерлинии, 86,13 м наибольшая, ширина 14.9 м по конструктивной ватерлинии, у “Э"гира” и “Одина” 15,4 м, осадка 5,51 м носом, 5,74 м кормой (“Эгир” и “Один” 5,61 м/5,47 м), высота борта 10,23 м на миделе (“Эгир” и “Один” 10,25 м).

Они имели сталежелезную броню

“Компаунд” на тиковой подкладке. На “Эгире” и “Одине”, а также броневые башни главного калибра на “Гильдебранде”, “Хагене” и “Геймдале” установили крупповскую броню, также уложенную на тиковую подкладку. До модернизации пояс по ватерлинии имел высоту 2,115 м и возвышался над водой на 1,4 м. Все плиты крепились на 290-300-мм тиковую подушку. У “Эгира” и “Одина”от 12 до 51-го шпангоута пояс имел толщину 220/120 мм, от ахтерштевня до 12 шпангоута и от 51 шпангоута до форштевня брони не было.

Броневая палуба защищалась 30-35 мм (на “Эгире” и “Одине” 30 мм.) листами. Барбеты главного калибра и башни имели 200-мм (на тиковой 200-мм подушке) плиты, купола башен 30 мм, артиллерийские щиты 12 мм, рубки: носовая 30-80 мм (на “Эгире” и “Одине” 30-120 мм). По бортам проходили пробковые коффердамы.



В 1890-1897 гг. корабли имели противоминные сети.

После модернизации изменилось и бронирование кораблей. Пояс по ватерлинии высотой 2,1 м и возвышавшийся, по- прежнему, на 1,4 м над ватерлинией от ахтерштевня до 5 шпангоута имел толщину брони от 180 до 240 мм. Все плиты укладывались на тик толщиною 100-290 мм. Барбеты и башни главного калибра имели плиты 200 мм (на тиковой подушке в 200 мм), амбразуры башен главного калибра 50 мм, купола башен 30 мм (“Эгир” и “Один” 50 мм). Пробковые коффердамы сохранили.

Корабли были снабжены тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения и имели по 4 локомотивных котла пролётного типа. После модернизации на них установили по 8 водотрубных котлов. На “Хагене” и “Эгире” устанавливались котлы системы Торникрофта, изготовленные заводом “Oderwerke” в Штеттине, на остальных котлы системы “Марине- Шульц”. Корабли имели по два машинных, два котельных отделения, две дымовых трубы (на “Одине” стояла одна труба), один руль обыкновенного типа и по два трёхлопастных винта системы Гирша-Гриффитса. Проектная мощность должна была составить 4800 индикторых л.с., скорость 15 узлов. До и после модернизации броненосцы имели скорость хода в пределах от 14,4 до 15,5 узлов.







Запас топлива составлял 220 тонн угля и 220 т нефти, после модернизации: 350-580 т угля и 100-500 т нефти (“Один” и “Эгир” 270-370 т угля, после модернизации 480-580 т угля и 100- 500 т нефти). Дальность плавания составляла 1490 миль 10-узловым ходом и 740 миль полным, 14-узловым (после модернизации 3400 миль 10-узловым и 1940 миль 14-узловым). У “Эгира” и “Одина” дальность плавания равнялась 2200 миль 10-узловым ходом и 1490 миль 14-узловым.

Электроэнергией корабль обеспечивали 3 динамо-машины мощностью 29-36 кВт, напряжением 67 В. Позже мощность повысили до 48-60 Квт. Броненосец “Эгир” имел 6 динамо-машин мощностью 243 кВт и напряжением 120 В. Позднее мощность повысили до 250 кВт. Этот броненосец из-за наличия большого, по тем временам, количества вспомогательных механизмов получил у моряков прозвище “Электрическая Анна”.



На кораблях было установлено следующее вооружение: 3 240-мм орудия весом по 13 т в башенных установках с боезапасом 204 (позднее увеличен до 225) снарядов, 8 88-мм орудий весом по 6,89 т в установках с общим боезапасом 1500-2000 снарядов. На “Зигфриде” до модернизации стояло только 6 88-мм пушек. После модернизации все броненосцы имели по 10 88-мм орудий, 6 37-мм револьверных пушек, 4 8-мм пулемёта и 1 60-мм десантную пушку. Для вооружения десантной роты на кораблях имелось 118-146 винтовок и 10 револьверов.

Минное вооружение состояло из 4 350-мм торпедных аппаратов (1 кормовой поворотный, 2 бортовых поворотных, 1 носовой) с запасом из 8 торпед. На броненосцах “Эгир” и “Один” установили 3 450-мм торпедных аппарата (2 бортовых поворотных и 1 носовой) с боезапасом из 8 торпед. После модернизации на всех кораблях стояло по 3 450-мм торпедных аппарата (один кормовой поворотный и 2 бортовых) и 1 350-мм (носовой). Боезапас торпед соответственно составил 8 и 3 торпеды. Корабли имели по 2 боевых прожектора.

Экипаж включал 20 офицеров и 256 матросов. На “Гильдебранде” и “Эгире” (как флагманских кораблях) добавлялось ещё по 6 офицеров и 22 матроса.

Шлюпочное вооружение включало 1 паровой катер, 1 вельбот, 2 катера, 1-2 гига, 1-2 яла и 1 (позднее 2) двухвесельный ял.




Броненосец береговой обороны «Пинъюань» можно назвать первым полноценным китайским броненосным судном. Весной 1886 г. выпускник Фучжоуской технической школы Вэй Хань (1851-1929) был направлен во Францию для закупки корабельной стали и других материалов.
Пребывание в Европе 35-летний инженер использовал для того, чтобы пополнить свои технические знания. Вернувшись домой осенью того же года, он заручился поддержкой начальника Фучжоуского адмиралтейства Пэй Иньсэня (1823-1895) и 7 декабря 1886 г. заложил на стапеле киль нового судна.

29 января 1888 г. броненосец был спущен на воду. Церемонию почтил своим присутствием начальник Фучжоуского арсенала, совершивший традиционные обряды в честь богини Мацзу - Владычицы Моря, духа реки Миньцзян и духа-покровителя корабля. После этого настал черед достройки броненосца на плаву, продолжавшейся до весны 1889 г. Таким образом, строительство «Лунвэй» заняло чуть больше двух лет. Стоимость корабля составила 524 000 серебряных лян.

15 мая 1889 г. броненосец вышел на ходовые испытания, в которых вновь приняло участие адмиралтейское начальство. Форсируя ход, механикам удалось разогнать «Лунвэй» до 12,5 узлов, значительно превысив проектную скорость. Возможно, такая нагрузка оказалась чрезмерной. Вскоре после полудня корпус броненосца внезапно сотрясла сильная вибрация, а скорость ходя резко упала.
При осмотре кормовой части ныряльщиком выяснилось, что корабль лишился правого винта. С трудом дотянув до завода, «Лунвэй» встал в ремонт, продлившийся целых три месяца.
На повторные испытания он вышел только 28 сентября 1889 г. - эту дату и следует считать началом службы броненосца. Первым командиром корабля стал Линь Юнмо. Вместе с экипажем (в разное время - от 145 до 204 человек) ему постоянно приходилось бороться с неполадками разной степени тяжести.

К этому времени броненосец имел следующее вооружение: одно 260-мм барбетное орудие Круппа образца 1880 г., два 150-мм орудия Круппа на бортовых спонсонах, четыре 47-мм скорострельных пушки Гочкиса и две 10-ствольные митральезы Гатлинга. Длина ствола 260-мм орудия составляла 22 калибра. Вес ствола равнялся 21,7 т, еще около 15 т приходилось на долю станка.
Орудие использовало три вида снарядов весом около 162,1 кг - бронебойный, фугасный и шрапнельный. Вес порохового заряда составлял 48 кг. Дальность стрельбы достигала 7400 м при максимальном угле возвышения 16,5°; у дула бронебойный снаряд пробивал 391 мм железной брони. По некоторым данным, «Пинъюань» был вооружен двумя 450-мм минными аппаратами.

Данное утверждение представляется сомнительным, поскольку в китайском флоте того времени были приняты германские «трубы» Шварцкопфа, имевшие меньший калибр. Таким образом, в оконечностях броненосца наверняка были установлены два 350-мм аппарата.

Корабль имел характерный и не слишком изящный облик: борта с заметным завалом внутрь, низкий полубак и высокий мостик, напоминающий этажерку. Единственная мачта и высокая дымовая труба довершали картину. 10 апреля 1889 г. броненосец перешел из Фучжоу в Шанхай. Оттуда корабль должен был проследовать в Тяньцзинь.

8 мая 1890 г. отряд кораблей Бэйянского флота во главе с броненосцем «Динъюань» зашел в Фучжоу. Когда 28 числа того же месяца они вышли в море, «Пинъюань» уже занимал место в колонне. По прибытии флота в Вэйхайвэй командиром броненосца был назначен выпускник Фучжоуской морской школы Ли Хэ.

Главным событием в карьере броненосца стала японо-китайская война 1894-1895 гг. Победы, одержанные японцами в Корее, заставили китайское командование озаботиться срочной переброской подкреплений. Для этой цели было решено использовать зафрахтованные пароходы, направлявшиеся в порт Дадунгоу, в устье р. лу. Гибель транспорта «Коушинг» («Гаошэн»), расстрелянного японским крейсером «Нанива» 25 июля 1894 г., заставили адмирала Дин Жучана задействовать главные силы флота для прикрытия перевозок.
12 сентября флот вышел из Вэйхайвэя и четыре дня спустя прибыл к устью Ялу. «Пинъюань», легкий крейсер «Гуанбин», две «алфавитные канонерки» и пара миноносцев вошли в реку для охраны места высадки войск. Остальные суда эскадры встали на якорь в 12 милях от берега. В 10 ч. утра 17 сентября 1894 г. на юге показался густой дым. Вскоре стало ясно, что к месту стоянки судов подходит вся японская эскадра. Двенадцати крупным кораблям Бэйянского флота противостояли одиннадцать крейсеров адмирала

Ито Сукэюки. У японцев не было броненосцев, поэтому на стороне Дин Жучана оставалось преимущество в тоннаже, бронировании и количестве тяжелых орудий. Возможно, поэтому китайский адмирал не спешил вызвать из реки «Пинъюань».

В 12.30 японский флагман «Мацусима» поднял стеньговый флаг, означавший сигнал к началу сражения. Превосходя китайцев в скорострельной артиллерии, японцы разделились на два отряда и активно маневрировали, осыпая противника дождем снарядов. Преимущество в скорости также было на стороне моряков микадо.

Ближе к 14.00 китайские корабли в устье Ялу наконец разглядели сигнал, предписывающий им присоединиться к эскадре. Действуя в паре, «Пинъюань» и «Гуанбин» вышли в море и оказались на правом крыле китайского боевого построения.
В 14.30 броненосец завязал бой с крейсером «Мацусима» на дистанции 2300 м. Японский флагман, подвергавшийся в бою наиболее интенсивному обстрелу, уже имел несколько попаданий. Постепенно сближаясь, корабли вели артиллерийскую дуэль, во время которой комендорам «Пинъюань» удалось добиться успеха. 260-мм снаряд угодил в среднюю часть левого борта «Мацусимы» и оказался в кают-компании, превращенной в перевязочный пункт. Пролетев через него, он пробил дюймовую переборку и поразил минное отделение левого борта. Сорвав со станка заряженный (!) минный аппарат и убив 4 матросов, снаряд пробил еще одну переборку и вывел из строя запирающий механизм 320-мм орудия крейсера, обращенного в корму. При этом снаряд раскололся, но взрыва не произошло.

Только чудо спасло японцев от детонации собственных боеприпасов. Всего за время боя крейсер «Мацусима» получил 13 попаданий тяжелыми снарядами и потерял около 100 человек команды. Снаряд с «Пинъюань» причинил ему самые серьезные повреждения, заставив адмирала Ито перенести свой флаг на однотипный крейсер «Хасидате». Между тем «Пинъюань» около 15.30 добился попадания в крейсер «Ицукусима». После этого он сам попал под сосредоточенный огонь японцев и загорелся. Его 260-мм орудие было выведено из строя и около 16.30 броненосец вышел из боя, борясь с многочисленными пожарами и медленно уходя в направлении Порт- Артура. Еще через час канонада стихла, и сражение завершилось.

После первоочередного ремонта «Пинъюань» перешел из Порт-Артура в Вэйхайвэй, где и оставался до конца войны. 12 февраля 1895 г., после капитуляции остатков Бэйянского флота, броненосец перешел в руки победителей. Благодаря тождественности иероглифики, японцы легко приняли китайское наименование судна, которое в их устах стало звучать, как «Хэйен».
Кроме того, броненосец сохранил украшения в виде массивных резных драконов, закрепленных в средней части корпуса, в районе дымовой трубы. Они выгодно отличали трофей и льстили самолюбию победителей. 21 марта 1898 г. корабль был причислен к канонерским лодкам 1-го класса и получил новое вооружение.

Вместо старых крупповских 150-мм пушек «Хэйен» получил 6-дюймовые скорострельные орудия Армстронга с длиной ствола 40 калибров, а на месте носовой пары 47-мм установили два 120-мм орудия (по некоторым сведениям, к началу русско-японской войны последние были сняты). На кормовой надстройке разместились две 47-мм пушки со щитами.

Под командованием капитана 2 ранга К. Асабане в составе 7-го отряда императорского флота он принимал участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Ей суждено было стать последним событием в судьбе корабля. 18 сентября 1904 г. «Хэйен» находился у острова Айрон (китайское название - Тедао), у входа в Голубиную бухту, что к западу от Порт-Артура.
Японские моряки не знали, что двумя днями ранее русский миноносец «Скорый» (командир - лейтенант П.М. Плен) скрытно выставил в этом районе заграждение из 16 мин. В 7 ч. 45 мин. вечера по правому борту «Хэйена» прогремел мощный взрыв.
Относительно его последствий существует две версии. Согласно первой судно погибло в считанные минуты, унеся на дно 198 человек.
По другим сведениям, «Хэйен» затонул на мелководье и мог быть спасен, если бы не шторм, разыгравшийся следующим утром.

Три военных корабля этого типа стали первыми в военно-морском флоте двуединой монархии, на которых применили башенные орудия: SMS Monarch и SMS Budapest были вооружены каждый четырьмя 240-миллиметровыми (9-дюймовыми) морскими орудиями с длиной ствола 40 калибров (24 cm Typ L/40 ), размещенными по два в носовой и кормовой башнях.

В 1890 г. ВМФ Австро-Венгрии насчитывал всего два, уже морально устаревших, броненосца - «Наследник престола эрцгергоц Рудольф» (SMS Kronprinz Erzherzog Rudolf ) и «Наследница престола эрцгерцогиня Стефания» (SMS Kronprinzession Erzherzogin Stephanie ). Адмиралтейство посчитало, что пришло время заменить их. Но австрийский и венгерский парламенты решили, что нужно заняться вопросами охраны собственного побережья, а не планировать захватить чужое. Поэтому смета была утверждена для постройки трех кораблей береговой обороны - водоизмещением всего лишь 5600 тонн (5512 «длинных тонн»), что вполовину меньше, чем тоннаж аналогичных кораблей, которые строили другие развитые государства.

Утвержденный проект предусматривал:

  • Водоизмещение - 5878 тонн (5785 длинных тонн)
  • Размеры:
    • длина - 99,22 м,
    • ширина - 17 м
    • осадка - 6,6 м
  • Двигатели: 12 угольных цилиндрических котлов с 4-цилиндровой паровой машиной тройного расширения мощностью 8500 л.с. (6338 кВт)
  • Скорость хода: 15,5 узлов (28,7 км/ч)
  • Дальность: 4100 км
  • Вооружение:
    • 4 × 240-мм (9 дюймов) L/40 пушки (2×2)
    • 6 × 150-мм (6 дюймов) L/40 пушки
    • 10 × 47-мм (1,9 дюйма) L/44 пушки
    • 4 × 47-мм (1,9 дюйма) L/33 пушки
    • 1 × 8-мм пулемета
    • 4 торпедных аппарата
  • Бронирование:
    • борт: 270 мм
    • башни: 280 мм
    • рубка: 220 мм
    • палуба: 60 ​​мм
  • Экипаж:
    • офицеров - 26
    • нижних чинов - 397

Первыми, 16 февраля 1893 г., на верфи «Stabilimento Tecnico Triestino » в Триесте заложили «Вену» и «Будапешт». Причем на втором корабле двигательную установку заменили на 12 котлов системы Беллевилля, что увеличивало мощность до 9180 л.с. (6846 кВт). Естественно, это повлияло и на скорость «Будапешта» - она достигала 17,5 узлов (32,4 км/ч).

«Монарх» с таким же двигателем, как у «Вены» был заложен на верфи Военно-морского арсенала в Пуле 31 июля того же 1893 г., но вот спущен оказался раньше - 9 мая 1895 г., что позволило новому классу броненосцев дать именно его имя. 11 мая 1898 г. он был введен в строй австро-венгерского ВМФ. Годом раньше, 13 мая 1897 г., в строй был введен броненосец «Вена» (спущен на воду 7 июля 1895 г.), а «Будапешт» - 12 мая 1898 г., на следующий день после «Монарха», причем достроен в той же Пуле (спущен на воду 24 июля 1896 г.).

Считалось, что каждый корабль класса «Монарх» может загрузить 300 тонн угля, но максимальна цифра достигала 500 тонн.

Бронировали корабли наиболее современной на то время броней - американского инженера Харви, разработанной в начале 1890-х годов. В ней передний слой закаливался. Это сочетало упругость и вязкость стали - снаряд сначала раскалывался, а потом его обломки увязали в бронелисте, внутренний слой одновременно гасил энергию удара. Броню Харви в конце 1890-х годов вытеснила броня Круппа.

После введения в строй броненосец «Вена» принял участие в «брильянтовом» юбилеи британской королевы Виктории в 1897 г., а затем, в этом же году, в международной блокаде острова Крит во время Греко-турецкой войны 1897 г. В 1899 г. все три боевых корабля приняли участие в походе по Адриатике и Эгейскому морю, чтобы продемонстрировать флаг Австро-Венгрии. Из них сформировали 1-ю броненосную эскадру флота.

Однако уже через пять лет после введения в строй корабли класса «Монарх» оказались устаревшими, хотя опыт их строительства и эксплуатации был учтен при постройке нового типа броненосцев - класса «Габсбург». В январе 1903 г. это было доказано на практике, когда введенный в строй SMS Habsburg провел учебное плавание вместе со всеми тремяч кораблями класса «Монарх». Годом позже учения повторили при участии SMS Arpad из того же нового класса «Габсбург». В этом же, 1904 году, три броненосцы класса «Монарх» «противостояли вражеской эскадре» из трех броненосцев класса «Габсбург» и, естественно, проиграли ей. Хотя стоит отметить, что это были первые маневры в истории австро-венгерского ВМФ с использованием столько количество современных броненосцев.

Результаты маневров 1904 г. привели к тому, что корабли класса «Габсбург» составили 1-ю эскадру, а класса «Монарх» были переведены во 2-ю. С течением времени в строй ВМФ двуединой монархии вступало все больше современных броненосцев (сначала класса «Эрцгерцог Карл», затем - «Радецкий» и «Вирибус Юнитис»), и класс «Монарх» «падал» все ниже пока к началу Первой мировой войны не оказался в 5-й эскадре на роли броненосцев береговой обороны и учебных кораблей.

С началом военных действий броненосцы класса «Монарх» использовали для бомбардировки вражеской береговой линии. В августе 1914 г. SMS Budapest был переведен из Пулы в Каттаро и оттуда вышел для обстрела укреплений на . 9 августа SMS Monarch обстрелял французскую радиостанцию в Будве в Черногории. 17 августа - радиостанцию в Баре и 19-го - в Воловице, где заодно были разбомблены и казармы. После этого «Монарху» доверили охрану гавани.

28–29 декабря 1915 г. «Будапешт» принял участие в качестве корабля охраны в походе австро-венгерского флота на порт Дураццо, из которого вернулся так и не бомбардировав противника. 9 января 1916 г. «Будапешт» вновь обстреливал черногорские позиции на горе Ловчен и способствовал ее взятию сухопутными сила армии Габсбургов.

В конце января 1917 г. SMS Budapest и ходили в Триест, где обстреливали с моря позиции итальянцев, угрожавших судоходству в заливе.

10 декабря 1917 г. двум итальянским торпедным катерам удалось пробраться в гавань Триеста, где они выпустили торпеды в «Будапешт» и «Вену». Возле первого торпеда прошла мимо, а вот второй броненосец получил сразу две и через 10 минут затонул на триестском мелководье. При этом погибли 26 матросов и офицеров.

В 1918 г. «Будапешт» постигла таже судьба, что и «Монарх» тремя годами раньше - он был превращен в плавающую казарму для экипажей немецких подводных лодок. В июне этого же года на нем был проведен ремонт, в результате которого носовые орудия заменили на 380-мм (15-дюймовые) L/17. Но они уже никогда не стреляли по врагу…

После войны все два оставшихся броненосца класса «Монарх» были переданы в счет репараций Великобритании. В1920 г. приняли решение отправить их на металлолом - один был разобран в Италии в этом же году, а второй спустя два года, в 1922.

Звонимир Фрифогель
Николай Митюков

(Так как в оригинале статьи фотографии были плохого качетсва, они заменены другими. - Здесь и далее примечания серым цветом Д. Адаменко )

Летом 1917 г. австрийское командование решило для поддержки приморского фланга своих войск перевести в Триест броненосцы «» и «». И поэтому, когда началась битва у Капоретто, тяжелые орудия австрийских кораблей оказали в ней решающее значение. Но находящиеся на переднем крае броненосцы оказались заманчивыми целями для молодых и честолюбивых итальянских офицеров, служивших на флотилиях торпедных катеров. В ночь с 9 на 10 декабря миноносцы 9 PN и 11 PN вывели на буксире из Венеции два катера MAS 9 и MAS 13 и на расстоянии 10 миль от Триеста выпустили их в самостоятельное плавание. Под покровом темноты и тумана катера своим ходом смогли проникнуть через защитные ограждения бухты и войти на внутренний рейд. Здесь в бухте Мючиа и стояли обе австрийские цели. Командир MAS 9 капитан-лейтенант Луиджи Риццо выбрал ближайшую цель, поручив своему подчиненному лейтенанту Андреа Феррарини на MAS 13 атаковать более удаленную. Взревели моторы, и катера устремились в атаку. В 2:30 ночи два взрыва известили итальянских моряков, что торпеды MAS 9 достигли своей цели. Через некоторое время последовали еще два взрыва, но результаты их итальянцы, уходившие на полной скорости, уже не видели.

Для австрийцев атака стала полной неожиданностью, но следует отдать им должное, сориентировались они быстро. Когда броненосец «» поразила торпеда, быстро нарастающий крен даже пытались выровнять контрзатоплением. Но все оказалось тщетным - старый корабль просто не был приспособлен для подобных манипуляций, а потому уже через пять минут после взрывов он опрокинулся и ушел под воду. Его коллеге «» повезло больше - итальянские торпеды взорвались у мола базы гидроавиации и потому не нанесли ему ни малейшего вреда.

В эту ночь австрийский флот потерял 32 моряка убитыми и 17 ранеными. Несмотря на весьма проблематичную ценность «утопленника», австрийские службы незамедлительно начали спасательные работы, быстро установившие, что, хотя было два взрыва, корабль погиб от одной-единственной торпеды. Отсутствие противоторпедной защиты просто не оставило ему никаких шансов на спасение…

Победа над итальянским флотом при Лиссе (в 1866 г. ) показала, что дела у австрийского флота не так уж и плохи, как считали скептики. Поскольку Австрийская империя выходила лишь к побережью относительно спокойного и небольшого по размерам Адриатического моря, единственным типом ударного корабля империи стал броненосец береговой обороны. Поэтому, сравнивая австрийские броненосцы с кораблями этого класса той же Италии, казалось, что у первых нет никаких шансов. Но адмирал Тегетгоф доказал обратное. Так вынужденная мера, позволявшая кроме того экономить средства и без того небольшого бюджета, оказалась возведена в абсолют. А появившиеся вскоре идеи французской «молодой школы» подвели под вынужденную меру еще и теоретическую базу. Вот уж, действительно, ничто так не постоянно, как временное!

В 1880-х австрийские приверженцы «молодой школы» (направление в военно-морской теории в конце XIX - начале XX вв. Предполагала отказ от достижения превосходства в броненосцах и делала ставку на малые корабли, вооружённые торпедами, а также на крейсера, истребляющие морскую торговлю противника и тем самым подрывающие его экономический потенциал ) и главнокомандующий флотом адмирал Максимилиан Штернек фон Эренштейн нашли, казалось бы, нужное «решение» по увязке ограниченных возможностей бюджета с усилением своего флота до такой степени, чтобы он соответствовал мировым вызовам. Оно виделось в «эльсвикском» типе крейсера, отправной точкой в котором считалась чилийская «Эсмеральда», построенная Джорджем Ренделом на верфи Армстронг. Крейсер защищался лишь броневой палубой и нес два крупнокалиберных и шесть средних орудий. Австро-венгерские «новые веяния» выразились в двух подобных крейсерах типа « » (оба корабля этого типа были построены после трех кораблей класса «Монарх» и учитывали опыт эксплуатации последних ). Кстати, моряки, которым непосредственно пришлось плавать на этом продукте компромиссов, прямо прозвали бронепалубные крейсеры «жестяными банками Штернека».

Парадокс данной ситуации заключался в том, что сам Штернек разработал целую доктрину береговой обороны в открытом море. По его мнению, для обеспечения надежной обороны берегов надо «всего лишь» не допустить к ним неприятеля. Возможность создания эффективной обороны на основе флотилий многочисленных мелких и дешевых миноносцев, да и вообще идеи «молодой школы», пришлась по душе в правительстве, но как профессионал своего дела и герой Лиссы Штернек понимал, что устойчивость легким силам могут придать только броненосцы, которые парламентарии упорно отказывались финансировать. К счастью, в этом вопросе он нашел полное взаимопонимание со вторым человеком во флоте вице-адмиралом Максимилианом фон Питтнером, благодаря настойчивости которого австрийский флот таки пополнился броненосцами нового поколения.

Наконец, после пламенной речи главкома на заседании Рейхстага (парламент Австрийской империи ), в которой, кроме прочего, он указал на растущую силу итальянского флота, потенциального противника австрийцев, парламентарии проголосовали за два новых броненосца. Так, спустя восьмилетний перерыв после «Тегетгофа» (казематный броненосец постройки 1878 г., который был переименован в «Марс» в 1912 г. после спуска на воду дредноута «Тегетгоф» класса « » ), австрийцы получили возможность построить два новых однотипных броненосца. Но, как оказалось, трудности с финансированием на этом не закончились, и в итоге, при сведении дебита с кредитом, второй броненосец получился уменьшенной копией первого.

25 января 1884 г. на казенной верфи в Поле заложили киль первого броненосца, названного « », а 12 ноября того же года на частной верфи Сан Рокко в Триесте - второго - « ». Свои наименования корабли получили в честь сына императора Йозефа I наследника престола Рудольфа, и брата монарха, убитого повстанцами в 1867 г., бывшего короля Мексики Максимилиана I. 6 июня и 14 апреля 1887 г. корабли сошли на воду. В ходе постройки наименование второго корабля посчитали не соответствующим текущим политическим мотивам и его переименовали в честь супруги Рудольфа - «». В результате всех манипуляций корабли отличались между собой размерами, бронированием, артиллерией и примененными механизмами. Впрочем, в последнем было и положительное качество - австрийские моряки получили возможность составить свое личное представление о преимуществах и недостатках каждого технического решения.

Впервые в австрийской практике корпуса броненосцев были полностью стальные. Их строили по поперечно-продольной схеме набора с двойным дном и очень неплохим разделением на водонепроницаемые отсеки. Несмотря на довольно крупные размеры, корабли должны были сохранять плавучесть даже при затоплении двух соседних отсеков. Второй общей инновацией стало применение барбетной схемы расположения орудий главного калибра (до этого, слепо копируя опыт Лиссы, австрийцы строили исключительно казематные броненосцы). Обращает на себя внимание, что все установки кораблей были одноорудийными, несмотря на зарубежный опыт применения двухорудийных барбетов. Разумеется, имея последующий опыт, критиковать легко, но в австрийском морском штабе вполне разумно рассудили, что при развитии уровня механизации того времени, скорострельность при обслуживании одного орудия получается выше, чем двух, из-за обилия личного состава, который неизбежно будет мешать друг другу в такой ответственной операции. А кроме того, австрийская промышленность просто еще не имела опыта создания двухорудийных установок тяжелого калибра. Поэтому « » получила два одноорудийных барбета с 305-мм орудиями, стоявшим бок о бок в носовой части, а « » два точно таких же барбета и еще одиночный барбет в кормовой.

Впервые во флоте броненосцы получили и мощный средний калибр в виде 150-мм орудий. Но схема их расположения снова различалась. Если главный и 120-мм средний калибр « » находился на одной палубе, то у « » 150-мм пушки стояли на палубе ниже главных. Кстати, также впервые в австрийском флоте, броненосцы получили «длинные» орудия главного и среднего калибра - с длиной ствола 35 калибров. Ложкой дегтя во всех эти эпитетах «впервые» стало то, что поскольку фирма «Шкода» пока не могла самостоятельно производить ни тот ни другой калибр, вся артиллерия была заказана у фирмы Круппа.

Поскольку прогресс не стоит на месте, броненосцы, кроме всего прочего, стали и первыми австрийскими кораблями со стале-железной броней, или, как ее называли в военно-морских справочниках того периода, броней-компаунд. Но если у «» главный пояс доходил лишь до барбетов, прикрывая менее половины длины ватерлинии, заканчиваясь траверзной переборкой, то на « » он был сплошной от штевня до штевня. Разумеется, неизбежным условием этого стало снижение его максимальной толщины и ширины. Поверх пояса шла броневая палуба, примыкавшая к верхней кромке пояса. У « » за пределами «броневой коробки» она имела скосы, уходившие под ватерлинию. И снова, по моде того времени, у обоих броненосцев артиллерия среднего калибра, кроме бронированных щитов, защиты более не имела.

Относительно силовой установки « » ряд военно-морских справочников указывают, что он получил машины тройного расширения. Если это так, то это было бы еще одной инновацией австрийских корабелов. Но на самом деле корабль получил машины собственно австрийского производства двойного расширения системы компаунд. На сей раз австрийские моряки вполне резонно решили получить апробированное, пусть и не совсем прогрессивное, решение, и в общем-то не прогадали - за все время службы каких-либо серьезных проблем с машинами на броненосце не возникало. А вот « » таки обзавелась машинами тройного расширения, но, увы, не отечественными, а британскими, производства известной фирмы «Моделей». Пар для машин подавался от десяти цилиндрических котлов, что давало возможность обоим кораблям развивать до 16 узлов.

«» и « » стали также первыми безрангоутными австрийскими броненосцами, хотя первоначальный проект и предусматривал полное парусное вооружение.

Несмотря на ряд недостатков и архаичность определенных элементов, австрийцы в итоге получили два неплохих броненосца береговой обороны, что и требовалось техническим заданием. А в июне 1890 г. оба корабля выполнили свою первую дипломатическую миссию - участвовали в совместных маневрах с германским флотом на Балтике и Северном море. Впрочем, судьба обоих кораблей не изобиловала яркими эпизодами, и на фоне рутинных заданий и маневров можно выделить лишь участие « » в блокаде острова Крит во время кризиса 1897 г. Кстати, за блестящее выполнение своих обязанностей командир броненосца капитан 1-го ранга Книсслер был удостоен . А уже на следующий год оба броненосца вывели в резерв. Хотя они номинально числились броненосцами береговой обороны, фактически уже в 1910 г. « » стал плавучей казармой, а « » - блокшивом (старое, несамоходное судно или баржа, оставленное в гавани для помещения на нём лазарета, таможенного пакгауза, тюрьмы, склада и других служб ). Уже буквально под занавес своей карьеры « » отметился в знаменитом восстании в Катарской бухте, а кроме того, после войны он получил известность тем, что стал самым крупным кораблем независимой Югославии «Кумбор», единственным броненосцем за всю ее историю.

Но вернемся в 1891 г. После вступления « » и « » в строй потребовалось определить пути дальнейшего развития флота. В видении Штернека ядро должны были составить четыре новых броненосца, которые позволили бы окончательно заменить броненосцы-ветераны с центральной батареей. Три уже построенных к этому времени больших крейсера являлись бы отдельной эскадрой, способной поддержать главные силы в бою. Из старых броненосцев для «работы» с новыми линкорами рассматривались (и то в течение очень непродолжительного времени) лишь модернизированный « » и « » со « ». По концепции Штернека, флоту требовались по три эскадры из трех броненосцев, двух крейсеров, четырех эсминцев и 24 миноносцев. В 1891 г. из наличного состава могли быть сформированы только две эскадры, третью еще предстояло создать заново. Сам Штернек видел в роли ядра флота броненосцы береговой обороны по 3 800 т. И за нее еще предстояло побороться с… эрцгерцогом Альбрехтом, главным инспектором армии, считавшим большой флот обузой для страны и не желавшим одобрять постройку новых броненосцев. Таким образом, морякам пришлось искусственно называть новые боевые единицы «броненосцами береговой обороны», и эта классификация была узаконена официально.

По мере проектирования новый австро-венгерский превращался из 3 800-тонного корабля с тремя 240-мм и четырьмя 150-мм орудиями, сначала в 4 900-тонный с 4 240-мм и 6 150-мм, а затем, по мере увеличения наступательных возможностей и бронирования, в 5 600-тонный.

Строительство кораблей было одобрено в мае 1892 г., и этому способствовала не только напористость моряков, но и сложная политическая ситуация. В 1892 г. между Германией, Италией и Австро-Венгрией был заключен Тройственный Союз. Германский канцлер Отто фон Бисмарк стремился сохранить хорошие отношения с Российской империей, однако из-за недальновидности Вильгельма II Россия «подала руку дружбы» Франции, с которой в 1892 г. заключила «Alliance Military Convention » (Антанта ). Ответом Австро-Венгрии на этот Альянс и стали « », призванные защитить Адриатику от каких-либо французских или русских посягательств.

Кроме того, неожиданному решению строить сразу три однотипных броненосца способствовала и относительная дешевизна проекта. Броненосец «» (даже после значительного снижения стоимости по сравнению с « ») все равно обошелся казне в 8,9 млн крон (в сегодняшней валюте - это почти 70 млн долларов США). Крейсер « » стоил 5,5 млн крон ($43 млн), броненосный крейсер « » - 7,5 млн крон ($60 млн). А головной броненосец береговой обороны в 4 900 т предполагалось «втиснуть» в 5,6 млн, что по стоимости было практически равнозначно «эльзвикскому» крейсеру. Как говорится, предложение, от которого невозможно отказаться. Однако, по мере работы над улучшением проекта и поднятия планки водоизмещения до 5 600 т, цена подросла сначала до 6,4 млн крон, а в результате вошедшие в строй корабли стоили от 9,75 до 10 млн крон каждый.

Скупой платит дважды, ведь финансовая сторона, безусловно, сказалась на «ужатии» размеров австро-венгерской тройки. Их 5 600 т не шли ни в какое сравнение с построенными в тот же период британскими «Ройял Соверенами» и «Маджестиками» (14 400 и 15 140 т, соответственно), или итальянскими типа «Амиралиоди Сан Бон» (10 000 т). Однако сравнивать их с океанскими броненосцами не совсем корректно. Австрийцам и не требовалось ходить куда-либо далее Адриатики или восточного Средиземноморья. И, разумеется, под стать их скромному водоизмещению был главный калибр - 240-мм, сравнимый лишь с германскими одногодками типов «Кайзер» и «Виттельсбах». Хотя флоты Великобритании, США, Франции переходили к главной артиллерии в 305,330 и даже 343-мм, итальянские союзники, которых не переставали рассматривать в качестве основных противников по Адриатике, имели «Сан Бон» и «Эммануэле Филиберто» с 254-мм артиллерией, вполне сравнимою с австрийской, но были значительно крупнее и быстроходнее, хотя и уступали в бронировании.

Более скромные размеры « » по сравнению с их зарубежными аналогами имели и неприятное последствие. Полубак броненосцев сильно заливался практически при любой погоде, за исключением, может быть, лишь полного штиля, что сильно ограничивало возможности носовой башни и значительно снижало условия обитаемости.

Для постройки корпуса использовалась мартеновская сталь. На протяжении двух третей корпуса шло двойное дно, поднимавшееся от киля до стрингера, лежавшего чуть выше ватерлинии. Для своего времени «» считались весьма неплохо спроектированными в смысле непотопляемости. 142 водонепроницаемых отсека находились под броневой палубой, выше - еще 13 отсеков. На момент строительства подобное разделение считалось вполне достаточным, чтобы избежать участи печально известной «Виктории», но, например, уже всего через каких-то полвека линкоры увеличивают их на порядок (так, на «Нагато» их было 865, а на «Ямато» - 1 065!). Однако и такого деления иногда оказывалось мало для предотвращения опрокидывания. Один из врожденных дефектов австрийских броненосцев, впрочем, как почти и всех их современников, состоял в единственной продольной переборке, проложенной по диаметральной плоскости, шедшей на протяжении машинного и котельного отделений. Если последние с одного борта заполнялись водой, опрокидывание становилось неизбежным! Другая порочная практика того времени состояла в наличии «водонепроницаемых» дверей. Поскольку как-то управлять ими вообще не представлялось возможным, общий успех в борьбе за живучесть практически всегда определялся условием, оказались эти двери задраены вовремя или нет. В целом, потеря « » во время мировой войны лишний раз доказала, сколь несовершенна была подводная защита, не сумевшая предотвратить потерю корабля даже от попадания единственной торпеды небольшого калибра.

Несмотря на формальную однотипность, корабли различались в деталях. Так, « » и « » несли по пять цилиндрических котлов, в то время как « » получил 16 новомодных котла системы Бельвиля, закупленных у британской фирмы «Моделей». Пар, производимый в них, запитывал две вертикальные машины тройного расширения, которые должны были дать 6 000 л.с. при естественной и 8 500 л.с. при формированной тяге. И если для «» и « » надежды на эти показатели вполне оправдались, то « » на испытаниях смог достичь 9 180 л.с. В результате, если максимальная скорость первых двух составляла 17,5 уз., то он стал самым быстроходным из всей тройки со своими 17,8 уз.

Традиционно считается, что выдающие показатели австрийских броненосцев береговой обороны были достигнуты, принеся в жертву автономность. Но это глубоко не так. Емкость угольных ям « » составляла 500 т, но обычно корабли принимали до 457 т угля или 444,7 т прессованных угольных брикетов. Автономность при полном запасе составляла 2 200 миль на скорости 12 уз. или 3 500 миль на крейсерской скорости в 9 уз. Для сравнения, современные « » французские броненосцы, несмотря на гораздо более солидные размеры, несли примерно такие же запасы угля («Бреннус» с 11 000 т водоизмещения - 550 т, «Жемапес» с 6 000 т - 350 т), вследствие чего их радиус действия был намного меньше. Впрочем, причины этого шага были весьма прозаичными - как французы, так и британцы имели на Средиземноморье гораздо больше угольных станций, чем императорский и королевский флот.

Еще на стадии проектирования австрийцы большое внимание уделили бронированию. Были проведены сравнительные испытания броневых плит толщиной 270 мм от различных производителей: германских «Дилинген» и «Круп», английских «Виккерс» и «Кэммел» и австрийской «Витковиц». При этом «Дилинген», «Кэммел» и «Витковиц» представили гомогенные стале-никелевые плиты, «Крупп» - гарвеизированную стапе-никелевую плиту, а «Виккерс» - по одной гомогенной и гарвеизированной плите углеродистой стали. Неожиданно для всех победителями оказались гомогенные плиты «Виккерса» и «Витковиц», поскольку изначально предполагалось превосходство гарвеизированной стали. Для австрийцев это стало знаковым событием, означавшим, что отечественный производитель вполне приблизился по качеству к лучшим мировым «брендам». Весьма кстати это известие пришлось и для бюджета, т. к. пропадала необходимость заказывать броню за границей.

Кстати, многие источники, включая мемуары самого Хэйварда Гарвея, утверждают, что на « » использовалась гарвеевская броня, но это не соответствует действительности - весь броневой материал поставил завод «Витковиц».

Главный пояс броненосца имел 2,1-метровую ширину, при стандартном водоизмещении 90 см пояса находилось над водой. На промежутке между башенными барбетами его толщина составляла 270 мм, непосредственно в районе барбета - 250 мм, далее к носу толщина падала сначала до 200 мм, потом до 150 и в итоге до 120 мм. На нижней кромке 270-мм пояс снижался до 180 мм. Над главным поясом на протяжении двух третей корпуса шел бронированный бруствер 60-мм толщины. Бронированная цитадель замыкалась 250-мм броневыми поперечными переборками. Батарея средней артиллерии, в отличие от « » и « », защищалась 80-мм бронированием. Башни главного калибра имели толщину 250 мм, барбеты - 200 мм. Главная броневая палуба имела максимальную толщину 60 мм за пределами бронированной цитадели и 40 мм внутри ее.

А вот в вопросе с артиллерией австрийцы вполне резонно решили обратиться за помощью к фирме Круппа, которая поставляла орудия для « » и « ». Здесь следует заметить, что уже совсем скоро поставщиком артиллерии для всех боевых кораблей, всех калибров станет отечественная «Шкода».

21 октября 1893 г. было решено заказать для всех трех броненосцев 24-см/40 (цифра после косой черты указывает на длину ствола в калибрах ) орудия образца 1889 г., однако в итоге на кораблях установили еще более современные 24-см/40 образца 1894 г. Этим шагом главный калибр австрийских броненосцев оказался стандартизован не только с кораблями своего флота (такие орудия стояли на крейсере « »), но и с главной мощью своего союзника - пятью броненосцами типа «Кайзер», пятью типа «Виттельсбах» и броненосными крейсерами «Фюрст Бисмарк» и «Принц Генрих». Главный калибр австрийских броненосцев, как и у их германских коллег, стоял в двух двухорудийных башнях.

Но на этом история с главным калибром броненосцев отнюдь не закончилась. Поскольку во время мировой войны корабли этого типа привлекались к поддержке приморского фланга армии, был разработан и претворен в жизнь весьма оригинальный проект по повышению огневой мощи безнадежно устаревших кораблей. Из армейских арсеналов флоту передали 380-мм гаубицу сверхвысокой мощности, имевшую армейскую маркировку №2 и собственное имя «Гудрун». В течение мая-апреля 1918 г. в Поле на « » демонтировали носовую башню главного калибра и на этом месте открыто установили гаубицу. Таким образом, стал обладателем самого крупнокалиберного орудия за всю историю австрийского флота!

Впрочем, сами австрийцы считали эту меру временной, и все работы постарались свести к минимуму. Под размещение боезапаса приспособили носовые погреба, а так как существовавшие механизмы подачи просто не были приспособлены к подобного рода операциям, к погребу прорезали люк, а на верхней палубе установили обычный кран. 5 июня 1918 г. из гаубицы произвели три пробных выстрела. Затем, в канале Фазана, 6 августа последовали практические стрельбы. Дальность составила 13 км, однако 20-процентный результат попаданий по цели признали явно недостаточным. Дальнейшие испытания из-за нехватки боеприпасов прекратили и 11 октября гаубицу демонтировали.

А вот с поставкой остального вооружения вполне справились австрийские фирмы: по шесть скорострельных 150-мм орудий на каждый броненосец модели KruppC 91 с длиной ствола 40 калибров и десять скорострельных 47-мм с длиной ствола 44 калибра поставила фирма «Шкода»; 8-мм пулеметы - фирма «Шварцлозе»; 66-мм десантные орудия - фирма «Ухатиус».

Что касается условий обитаемости, то броненосцы стали существенным шагом вперед по сравнению с предыдущими австрийскими кораблями: так, матросы в кубриках впервые могли насладиться прелестями искусственной вентиляции. Но, несмотря на явный прогресс, по сравнению с иностранными флотами условия жизни на « » все равно были ужасными. Например, отсутствовали какие-либо помещения для отдыха, так что зачастую моряки покидали свои душные и тесные кубрики, ночуя на верхних палубах.

Броненосец « » (или линейный корабль «А», как его называли в течение проектирования) строился военно-морским арсеналом в Поле, а его собратья « » («В») и « » («С»)- верфью «Текнико Триестино Стабилименто» в Триесте. Первым, в 1897 г. вошел в строй « », а год спустя к нему присоединились и два других броненосца. Частная верфь Триеста уложилась в более короткие сроки строительства, чем арсенал Полы, и поэтому все последующие линкоры Австро-Венгрии (за исключением дредноута « », построенного в Фиуме) сходили со стапелей частных верфей.

Церемонию спуска « » лично посетил . Крестила корабль эрцгерцогиня Мария Тереза (супруга младшего брата императора - эрцгерцога Карла Людвига). Спуск состоялся в воскресенье 9 мая 1895 г. - годовщину победы адмирала Тегетгофа при Гельголанде. А вот во время спуска « » сложилась нетривиальная ситуация: на церемонии отсутствовал почетный гость - мэр столицы Австрии. Прежний глава города ушел из жизни в феврале 1894 г., а новый был избран только в сентябре 1895. Броненосец крестила графиня Килсманнсегг - жена губернатора Нижней Австрии. В отличие от « », со спуском « » проблем не возникло. Город Будапешт был представлен многочисленной делегацией во главе с мэром Каролай Ратом. А крестила корабль графиня Мэри Андраши- жена губернатора Фиуме. Не возникло даже проблемы в связи с болезнью адмирала Штернека, на церемонии его заменил вице-адмирал Херманн-Фрайхер фон Шпаун, впоследствии сменивший Штернека на посту главнокомандующего флота.

Как и « » со « », первое время после вступления в строй стала визитной карточкой Австро-Венгрии на международной арене. Но в отличие от них, даже со вступлением в строй броненосцев следующего поколения типа « », « » продолжали эксплуатировались весьма активно, что, помимо всего прочего, явилось также причиной многочисленных происшествий.

1 июня 1897 г., во время практического плавания « », группа матросов во время работы в угольном бункере решили использовать для освещения открытый огонь. Итог такого злостного нарушения техники безопасности не заставил себя долго ждать - произошел взрыв скопившегося угольного газа, при котором один матрос погиб, еще трое получили ранения. А броненосец после этого вынужден был стать на небольшой ремонт. Впрочем, этот инцидент не повлиял радикально на последующие планы командования и 26 июня « » представил Австрию на грандиозном военно-морском параде в Спитхеде.

А 19 июля 1899 г., во время одного из выходов в море, « » таранил миноносец «Буззард», впрочем, и здесь полученные повреждения удалось быстро устранить.

Довелось в предвоенное время броненосцам поучаствовать и в реальных конфликтах. Так, « » привлекался к блокаде острова Крит в 1897 г. В 1903 г., во время очередного ухудшения отношений с Турцией, сопровождавшегося убийством австрийских подданных, « », « », вместе с более новым броненосцем « » и миноносцем « » провели больше месяца в Салониках, дулами своих орудий отрезвляя буйные головы от необдуманных действий. А 15 марта 1909 г. в связи с аннексией Боснии и Герцеговины все три броненосца вместе с остальными кораблями привели в состояние полной боевой готовности. Впрочем, ожидаемого австрийским МИДом политических демаршей не последовало, и уже 1 апреля экипажи кораблей вернулись к своему привычному распорядку.

Лишь с вводом в строй линкоров типа « » стала очевидна слабость и устарелость « », и после этого они применялись в основном для учебных целей. Но даже в этой ситуации, в отличие от « » и « », « » выводились на длительное время в резерв исключительно для проведения очередной модернизации.

Начало мировой войны способствовало очередному пику активности уже порядком устаревших кораблей. С одной стороны, они были не такими уж и ценными, как более современные корабли, и ими вполне можно было с более старыми, чтобы решать реальные боевые задачи. Поэтому 1 августа 1914 г. всю тройку свели в 5-ю дивизию линейных кораблей. 11 августа дивизия пришла в бухту Каттаро и 13-го « » выпустил первый снаряд по черногорской батарее Кретак, став, таким образом, первым австрийским линкором, отрывшим в этой войне огонь по противнику. В последующие недели почти ежедневно броненосцы обстреливали черногорские позиции и главным, и вспомогательным калибрами.

Из всей тройки боевая карьера « » оказалась самой насыщенной. 30 декабря 1915 г. корабль вместе с крейсерами « » пришлось противодействовать новейшим французским и итальянским пушкам в бухте Кукулжина. А поскольку дальность его артиллерии была явно маловата, угол возвышения орудий несколько увеличили затоплением отсеков противоположного борта и созданием искусственного крена. Поэтому в капитуляцию Черногории, последовавшей 12 января, броненосцы внесли существенный вклад.

Все три « » оставались в Каттаро вплоть до 1917 г., после чего « » и « » отозвали в Полу - потребовалось противодействие итальянским мониторам, оперировавшим в северо-западном секторе Адриатики. Два ветерана пришли в Триест 26 августа 1917 г. и в тот же день стали объектами многочисленных атак итальянских аэропланов. Австрийцы быстро сделали должные выводы, усилив ПВО кораблей установкой 7-см орудий (по одному на броненосец). И все-таки, несмотря на эти меры, 5 сентября « » был поражен бомбой, попавшей в вываленную за борт шлюпку. Пострадала обшивка борта, затопило ряд отсеков, потребовался серьезный ремонт, и оба броненосца вернулись в Полу. Но уже 30 октября корабли снова были на переднем крае и огнем своей артиллерии поддержали наступление австро-венгерских войск. Следующей крупной операцией стали действия обоих броненосцев у Кортелаццо 30 октября. Корабли прикрывались девятью миноносцами, пятью тральщиками и взаимодействовали с тремя гидросамолетами, корректировавшими стрельбу броненосцев. Итальянские береговые батареи первыми открыли огонь по приближающимся австрийцам. Последние начали стрельбу с дистанции в 10 000 м, и продолжали сближаться, чтобы ввести в бой 150-мм орудия, в итоге подойдя всего до 6500 м.

Такой напор заставил итальянцев принять ответные меры. Из Венеции в море срочно вышли семь эскадренных миноносцев и три торпедных катера, для поддержки которых даже выделялись броненосцы «Амирапьоди Сан Бон» и «Эммануэле Филиберто». Хотя один из катеров из- за поломки мотора вскоре вернулся обратно, два других вышли в безрезультатную торпедную атаку на австрийцев. Получив от пилотов гидросамолетов сообщение о подходе итальянских броненосцев, австрийцы поспешили свернуть свою операцию и вернуться в Триест. « » в ходе боя получил семь попаданий, но избежал серьезных повреждений. « » также получил попадание с береговой батареи: снаряд ударил ниже ватерлинии, но броневой пояс пробит не был, и броненосец также практически не пострадал. Оба корабля потерь в личном составе не имели. Справедливости ради следует отметить, что и причиненный береговым батареям ущерб тоже оказался ничтожным. Но, опасаясь дальнейших австрийских обстрелов, итальянцы провели в ночь с 9 на 10 декабря свою известную ночную атаку Триеста, закончившуюся гибелью « » - после неудачных опытов с 380-мм гаубицей его также превратили в плавучее жилье.

31 октября « » и 1 ноября «» оказались под контролем Национального Совета словенцев, хорватов и сербов, постановившего поднять на кораблях красно-бело-синие хорватские флаги. Впрочем, командир « » лейтенант Мирко Пляйвайс отказался выполнить приказ и поднял над своим кораблем черногорский флаг. Но это мероприятие мало повлияло на дальнейшую карьеру кораблей. Оба старых броненосца продолжали использоваться как плавказармы. Кстати, во время визита британского подводного крейсера М1 «» даже послужил «англичанину» плавпричалом.

Согласно условиям послевоенного раздела австро-венгерского флота « » в 1920 г. подлежал передаче Великобритании, но та сочла более благоразумным продать этот весьма сомнительный трофей Италии, которая и пустила его на металл. В отличие от «», « » сразу достался итальянцам, но так же, как и его собрат, фактически только для того, чтобы «пойти на иголки».

Таким образом, с появлением тройки типа « » австрийцы, казалось бы, получали пять современных броненосцев, но реально «», « » и « » настолько своими боевыми характеристиками превзошли предыдущие типы, что те незаметно ушли в тень. Сильное вооружение, высокая скорость, отличное бронирование и достаточный для Адриатики радиус действия броненосца сделал его, вероятно, одним из наиболее удачных броненосцев береговой обороны конца XIX в.

В этой связи весьма показателен факт, что несколько стран вышли на австрийцев с целью приобретения « » KruppC 91 . Дальше всего эти переговоры зашли с Испанией.

В 1895 г. Испания, в преддверии конфликта с Соединенными Штатами делавшая попытки срочного увеличения своего корабельного состава, использовала династические связи (испанская королева-регентша в девичестве была австрийской принцессой) и попыталась приобрести корабли в Австро-Венгрии. Испанская военно-морская миссия посетила Полу и досконально осмотрела заинтересовавшие ее корабли - броненосцы « », « » и « ». К сожалению, переговоры тогда зашли в тупик, поскольку на первых порах австрийцы были готовы предложить лишь всякое старье вроде фрегата «Шварценберг». В ходе дальнейших встреч стороны вроде бы пришли к соглашению относительно « », но в итоге, из-за прорыва в переговорах в Италии, испанцы сосредоточились на покупке там двух крейсеров типа «Гарибальди» («Кристобаль Колон» и «Педро де Арагон»), Впрочем, в этом была своя «сермяжная правда» - «Гарибальди» куда более соответствовали своими характеристиками главной ударной мощи - крейсерам типа «Инфанта Мария Тереза».

Но история «испанского следа» « » на этом не закончилась, слишком большое очарование осталось у испанской стороны от баланса его боевых качеств и умеренной стоимости. По своим характеристикам он серьезно превосходил даже модернизированные крейсеры типа «Инфанта Мария Тереза» с их двумя 240-мм и восемью 140-мм орудиями, будучи при этом дешевле почти в два раза! В результате, учитывая доброжелательность австрийской стороны, последовала передача испанцам чертежей броненосца и обещания технического содействия при их постройке. Поэтому после поражения в Испано-американской войне сразу четыре последовавшие одна за другой судостроительные программы предполагали строительство испанских «Монархов». Максимальная численность в наиболее амбициозных проектах доходила аж до 16 единиц! Однако все эти планы заканчивались одинаково: кортесы неизбежно накладывали вето на новое военное судостроение. Так что далее Австро-Венгрии « » так и не ушли.



Публикации по теме

  • Форель в сметанном соусе Форель в сметанном соусе

    В сметанном соусе с горчицей, рецепт с фото. Приготовление форели в духовке. Как приготовить форель вкусно. Наверное, самый быстрый и...

  • Четверка Кубков: значение карты Таро Четверка Кубков: значение карты Таро

    Настроение этой карты лучше всего определяется понятиями "пресыщение", "перебор". Помните о непостоянстве наших чувств: мы всеми силами...