Собственные доходы местных бюджетов. Доходы местных бюджетов К собственным доходам местных бюджетов не относятся

Местный бюджет – особая форма привлечения и расходования средств, необходимых для финансирования деятельности муниципальных образований. Ст. 132 Конституции регламентирует существование у муниципалитетов собственного бюджета, который они обязаны финансировать, принимать и исполнять.

Вместе с этим местные бюджеты включаются в систему консолидированного бюджета региона. Законодательство предписывает необходимость официального опубликования проекта местного бюджета и ежегодного отчета по результатам его исполнения.

В структуре бюджетов отдельно предусмотрены суммы для осуществления обязательств МО, которые возникают по вопросам исполнения ими властных полномочий и реализации расходных обязательств для выполнения некоторых государственных полномочий за счет субсидий из других бюджетов. Действующий Бюджетный кодекс (ст.15) не допускает для муниципалитетов других способов формирования и использования денежных средств.

Органы местного самоуправления должны обеспечивать максимальную сбалансированность и прозрачность финансового документа. Он формируется и расходуется на основании требований федеральных законов в части осуществления бюджетного процесса, определения параметров дефицита и осуществления взятых обязательств.

В случае принятия бюджета с превышением расходов над доходами, величина которого ограничена 10% от объема его доходов за год определяются источники его покрытия. Бюджетное законодательство позволяет МО задействовать для финансирования бюджетного дефицита исключительно внутренние источники, выраженные в рублевом эквиваленте. Также с этой целью невозможно привлекать средства от продажи валютных ценностей.

Функции местных бюджетов

Местные бюджеты обеспечивают финансирование деятельности муниципальных образований, выполняя следующие функции:

  • привлечение денежных средств, направляемых на выполнение обязательств местной власти;
  • распределение финансовых ресурсов между отраслями экономики на территории муниципалитета;
  • контроль над финансовым состоянием хозяйствующих субъектов, которые подведомственны муниципалитетам.

Формирование доходной части

В качестве доходных статей местных бюджетов используются налоговые и неналоговые поступления. К числу местных относится земельный налог, торговый и курортный сбор, а также налог на имущество физлиц. В виде неналоговых источников привлекается прибыль от имущества МУП, муниципалитетов и платных услуг, предоставляемых учреждениями местной власти. Дополнительным источником поступлений выступают различные виды ассигнований, связанных с реализацией некоторых госполномочий и выполнением требований федерального законодательства.

Расходная часть

Приоритет в расходных статьях местных бюджетов определяется необходимостью реализации планов хозяйственного развития и финансированием различных социальных проектов на территории муниципалитета. Бюджетный кодекс оставляет право направлять суммы из местного бюджета на осуществление следующих задач.

Ключевую роль в становлении системы самостоятельных местных бюджетов играют их доходы и способы, на основе которых они формируются.

Собственные доходы обеспечивают принцип самостоятельности бюджетов всех уровней, включая и государственный бюджет Украины.

Собственные доходы - это доходы, которые формируются на территории, подведомственной соответствующему местному органу власти согласно его решениями.

К собственным доходам относятся.

o местные налоги и сборы, платежи, устанавливаемые местными органами власти;

o доходы коммунальных предприятий;

o доходы от имущества, принадлежащего местной власти и др. Доля собственных доходов местных бюджетов в Украине

крайне незначительной, и, таким образом, принцип самостоятельности этих бюджетов остается пока декларируемым.

Закрепленные доходы - это доходы, которые закрепляются за определенным бюджетом. Закрепленные доходы также является основой самостоятельности местных бюджетов.

В принятой в 1996 году. Конституции Украины срок закрепленные доходы не упоминается, но фактически закрепленные доходы ежегодно отражаются в Законе Украины "О Государственном бюджете Украины". . .

За местными бюджетами в основном закрепляются:

o местные налоги и сборы;

o подоходный налог с граждан;

o налог на прибыль предприятий;

o плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;.

o плата за землю;

o налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

o налог на промысел;

o поступления средств от приватизации предприятий коммунальной собственности;

o другие доходы, зачисляемые в местные бюджеты в размерах, определенных законодательством;

o поступления сбора за загрязнение окружающей природной среды в части, принадлежащей местным бюджетам;

o поступления отчислений и сбора на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, дорог общего пользования в части, которая принадлежит местным бюджетам. Данный перечень может ежегодно меняться. Основную долю доходов местных бюджетов пока

составляют так называемые регулируемые доходы. Эта доля достигает 75

85 процентов.

Регулируемые доходы - это доходы, которые распределяются между различными уровнями бюджетной системы.

Уточнение перечня регулируемых доходов местных бюджетов осуществляется в процессе принятия ежегодных законов о Государственном бюджете Украины.

К основным регулируемых доходов относятся:

o налог на добавленную стоимость;

o налог на прибыль предприятий (за исключением тех, которые находятся в коммунальной собственности);

o акцизный сбор;

o подоходный налог с граждан;

o плата за землю.

Регулируемые доходы зачисляются в местные бюджеты по индивидуальным ставкам и единым нормативам отчислений.

Расходы местных бюджетов. Свободные бюджетные средства

Важную роль в становлении бюджетов самостоятельных местных бюджетов играет порядок осуществления расходов и состав этих расходов.

Средства республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов расходуются только с той целью и в тех пределах, которые утверждены Верховной Радой Автономной Республики Крым и местными советами.

Расходы всех бюджетов делятся на:

o текущие расходы - это расходы из бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которая действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и др. В составе текущих расходов отдельно выделяются расходы бюджета "обусловленные ростом сети перечисленных только объектов;

o расходы развития - это расходы бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности. Это также финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, структурной перестройки народного хозяйства и субвенции и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

Из республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов осуществляются такие расходы:

o на финансирование учреждений и организаций образования, культуры, - науки, здравоохранения, физической культуры, молодежной политики, социального обеспечения и социальной защиты населения, которые подчинены исполнительным органам власти Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, а также социально культурных мероприятий в соответствии с возложенными на эти органы власти функций;

o на финансирование предприятий и хозяйственных организаций, которые входят в состав местного хозяйства, а также природоохранных мероприятий;

o на другие мероприятия, финансируемые в соответствии с законодательством Украины из республиканского бюджета Автономной Республики Крым и местных бюджетов. Если Прийю исполнении местного бюджета уровень его

дефицита превышает установленный или возникает значительное снижение поступлений от доходннх источников, Верховная Рада Украины, Верховная Рада Автономной Республики Крым, местные советы по предложениям соответственно Кабинета Министров Украины, правительства Крымской автономии и исполнительных органов местных советов принимают решение о введении, пропорционального сокращения утвержденных бюджетных расходов. Пропорциональное сокращение расходов осуществляется ежемесячно до конца бюджетного года по всем статьям бюджета, кроме защищенных, перечень которых соответственно определяется советом.

Кроме того, расходы местных бюджетов делятся на:

o расходы, которые осуществляются органами местного самоуправления на потребности территориальных общин (их размер и целевое направление определяются местными бюджетами этих общин)

o расходы, связанные с осуществлением районными, областными советами мероприятий по обеспечению общих интересов территориальных общин (определяются соответствующими областными и районными бюджетами)

o расходы, связанные с использованием собственных полномочий местного самоуправления;

o расходы, связанные с выполнением делегированных законом полномочий органов исполнительной власти.

Свободные бюджетные средства образуются в местных бюджетах в начале бюджетного года и не учитываются при утверждении бюджета текущего года. Они включают:

o свободный остаток средств;

o суммы, дополнительно полученные в процессе исполнения бюджета;

o суммы превышения доходов над расходами в случае увеличения доходов или экономии расходов или из других источников.

Свободные бюджетные средства не могут быть изъяты органами государственной исполнительной власти высшего уровня. Решение об использовании их принимают местные органы государственной исполнительной власти или органы местного самоуправления. Эти решения утверждаются соответствующими советами.

Свободные бюджетные средства могут быть использованы на:

o хозяйственные мероприятия;

o покупку акций или других ценных бумаг;

o предоставление процентных или беспроцентных бюджетных ссуд;

o другие мероприятия.

Доходы местных бюджетов представляют собой поступления денежных средств в централизованные денежные фонды, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления. Они выражают экономические отношения по поводу распределения и перераспределения той части национального дохода, которая связана с формированием бюджетов муниципальных образований.

Доходы местных бюджетов

Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения. Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов:

  • - налоговые и неналоговые;
  • - законодательно закрепленные (собственные) и полученные от государства в порядке бюджетного регулирования (регулирующие) или целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.

Первая группировка отражает бюджетную классификацию, введенную в целях обеспечения единой методологии и сопоставимости показателей бюджетов всех уровней. Вторая классификация используется при анализе степени самостоятельности местных бюджетов, достаточности собственной финансовой базы местного самоуправления.

Налоговые доходы местных бюджетов включают:

  • -собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;
  • -отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
  • -государственную пошлину (за исключением государственной пошлины, зачисляемой в доходы федерального бюджета по нормативу 100 %).

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет:

доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от продажи муниципального имущества; безвозмездных перечислений; штрафов и иных сумм принудительного изъятия; части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.

В соответствии с делением источников доходов бюджета на собственные и регулирующие доходная часть местных бюджетов включает: собственные доходы; поступления от регулирующих доходов;

финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства регионального фонда финансовой поддержки муниципальных образований); средства, полученные по взаимным расчетам.

Собственные доходы бюджета - это доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным уровнем бюджетной системы.

Основной составляющей собственных доходов являются налоговые доходы. Они формируются за счет налогов и сборов, имеющих обязательный или безвозмездный характер перечисления в бюджет. Доля налогов и сборов в составе собственных доходов местных бюджетов доходит до 50 и более процентов.

Закрепление налогов означает, что органы власти соответствующего уровня управления наделяются исключительным правом собирать и расходовать поступления от определенного вида налогов, а также самостоятельного установления ставок налога и налогооблагаемой базы.

Первостепенность государственных интересов над местными обусловливает закрепление за нижестоящими бюджетами наименее значительных по объему и периодичности сбора налоговых источников, которые зачастую недостаточны для полновесного финансирования расходов местного бюджета. Это вызывает необходимость перераспределения между бюджетами наиболее значимых по объемам и стабильности поступления федеральных и региональных налогов, в результате чего формируется такой источник местного бюджета, как регулирующие доходы.

Регулирующие доходы бюджета - это отчисления от федеральных и региональных налогов и иных платежей, перераспределяющиеся между бюджетами различных уровней по установленным нормативам в виде процентных отчислений на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) с целью покрытия бюджетных дефицитов в порядке бюджетного регулирования.

Регулирующие доходы поступают в местный бюджет из бюджетов вышестоящих уровней, по нормативам, ежегодно утверждаемым в процессе принятия федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Доходы местных бюджетов могут также включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований). Особое место в составе доходов местных бюджетов занимают средства по взаимным расчетам, в состав которых включают финансовые средства, передаваемые органами государственной власти органам местного самоуправления для выполнения ими отдельных государственных полномочий, для реализации федеральных региональных законов (связанных в основном с предоставлением социальных льгот отдельным группам населения) или для компенсаций потерь, вызванных решениями органов государственной власти в процессе исполнения бюджета.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят: местные налоги и сборы; доли федеральных и региональных налогов и акцизов, законодательно закрепленных за местными бюджетами на постоянной основе; доходы от приватизации, реализации, сдачи в аренду муниципального имущества, а также установленная законодательством доля доходов от приватизации государственного имущества, находящегося на территории муниципального образования; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, установленные в соответствии с федеральными законами; доходы от проведения муниципальных займов и лотерей; часть прибыли рентабельных муниципальных предприятий; доходы от муниципальных ценных бумаг; штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с законодательством; государственная пошлина, установленная федеральным законодательством; другие платежи, установленные федеральными и региональными законами.

Одним из элементов собственных доходов муниципальных бюджетов являются местные налоги. Местные налоги - это обязательные безвозмездные платежи, которые устанавливаются органами местного самоуправления и полностью поступают в местные бюджеты. Местные налоги составляют источник доходов территориальных бюджетов в унитарных государствах и бюджетов нижнего уровня в федерациях. Они представляют собой наиболее диверсифицированный вид налоговых платежей, определяемый историческими, экономическими и другими особенностями конкретной страны.

Органы исполнительной власти могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет местного уровня в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов, установленных в законе о бюджете на соответствующий финансовый год. Это обусловлено тем, что решения органов исполнительной власти не должны влиять на наполняемость бюджетов. Другим элементом доходных поступлений местных бюджетов выступают неналоговые доходы. Они составляют менее значительную долю поступлений в бюджет (от 5 до 30 % в различных странах), чем налоговые доходы. Вместе с тем они имеют важное значение для обеспечения самостоятельности муниципальных властей и их финансовой устойчивости, поскольку отражают действительные возможности органов местного самоуправления управлять принадлежащей им собственностью, осуществлять хозяйственную деятельность, финансовые операции и т. д. Неналоговые доходы в меньшей степени, чем налоги, зависят от экономических, политических и социальных факторов.

К источникам местных неналоговых доходов во всех странах относят доходы от управления муниципальной собственностью (сдача в аренду муниципального имущества и земли, прибыль от использования муниципального имущества, доходы по муниципальным ценным бумагам) и доходы от продажи муниципальной собственности, получаемые в результате ее приватизации. Определенную долю в неналоговых доходах занимают штрафы и пени, взимаемые муниципальными властями за несоблюдение хозяйствующими субъектами различных видов законодательств. К неналоговым платежам можно отнести также платежи за пользование недрами и природными ресурсами, доходы от проведения муниципальных займов и лотерей, оказание муниципальными структурами платных услуг населению, часть прибыли муниципальных предприятий, государственную пошлину. В последнее время наблюдается тенденция к возрастанию роли неналоговых платежей в местные бюджеты.

Собственные доходы местных бюджетов

Собственные доходы местных бюджетов - в РФ - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и направляемые в местные бюджеты.

См. также: Бюджеты муниципальных образований

  • - Вексель, выставленный органу местной власти в Великобритании...

    Финансовый словарь

  • - региональные и местные налоги и сборы, отчисления от налогов вышестоящих бюджетов, переданные в региональные и местные бюджеты на постоянной основе в твердо фиксированной...

    Финансовый словарь

  • - "... состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам..." Источник: Федеральный закон от 25.09...

    Официальная терминология

  • - в РФ процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с учетом гос-ных минимальных социальных...

    Большой юридический словарь

  • - в РФ - собственные доходы и поступления от регулирующих доходов. Доходная часть может также включать финансовую помощь в различных формах, средства по взаимным расчетам.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - в РФ - местные налоги, сборы и штрафы, отчисления от федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - в РФ - - собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ...

    Финансовый словарь

  • - "...2...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "...1...

    Официальная терминология

  • - "...1. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов: налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов...

    Официальная терминология

  • - "...3...

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...1. включает: 1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации...

    Официальная терминология

  • - в бюджетном законодательстве РФ федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты, субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на...

    Большой юридический словарь

"Собственные доходы местных бюджетов" в книгах

30. Доходы местных бюджетов

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

30. Доходы местных бюджетов В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от следующих налогов:1) от местных налогов:а) земельного налога;б) налога на имущество физических лиц;2) от федеральных налогов и сборов:а) налога на доходы физических лиц;б) единого

35. Доходы местных бюджетов

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

35. Доходы местных бюджетов Перечень доходов местных бюджетов установлен ст. ст. 61, 61.1, 61.2, 62 БК РФ. При этом налоговые доходы местных бюджетов различаются в зависимости от формы муниципальных образований.Так, в бюджеты поселений в полном объеме зачисляются доходы от

36. Расходы местных бюджетов

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

36. Расходы местных бюджетов Основания возникновения расходных обязательств муниципальных образований закреплены ст. 86 БК РФ. Таковыми основаниями, согласно положениям, закрепленным в названной статье БК РФ, являются:1) принятие нормативных правовых актов органов

Вопрос 4 Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 4 Расходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов Все большее значение в экономическом развитии страны, решении социальных вопросов придается субъектам РФ. Соответственно возрастают требования к финансовому обеспечению полномочий органов власти

автора Коллектив авторов

Статья 47. Собственные доходы бюджетов К собственным доходам бюджетов относятся:налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 60 Утратила

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 62. Неналоговые доходы местных бюджетов Неналоговые доходы местных бюджетов формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет:доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Коллектив авторов

Статья 168. Возложение на органы Федерального казначейства функций по исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов Высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации муниципальных

50. Доходы местных бюджетов

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

50. Доходы местных бюджетов Доходная часть местных бюджетов состоит:а) из собственных доходов и поступлений;б) финансовой помощи в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований) и др.К собственным доходам местных

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Из книги Бюджетный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 9. ДОХОДЫ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 60. Формирование доходов местных бюджетовУтратила силу. – Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ.Статья 61. Налоговые доходы бюджетов поселений(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 № 120-ФЗ)1. В бюджеты поселений зачисляются налоговые

Из книги Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2013 г. автора Автор неизвестен

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов 1. Число обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего

автора Автор неизвестен

Статья 55. Доходы местных бюджетов 1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:1) средства самообложения граждан в соответствии со статьей 56 настоящего Федерального закона;2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со статьей 57 настоящего Федерального

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 57. Доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов 1. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.2. Органы

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 58. Доходы местных бюджетов от региональных налогов и сборов 1. Доходы от региональных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской

Из книги Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 59. Доходы местных бюджетов от федеральных налогов и сборов 1. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с частями 2 – 4 настоящей статьи, частью 2 статьи 60 и частью 3 статьи 61 настоящего Федерального

1. К собственным доходам местных бюджетов относятся:

1) средства самообложения граждан в соответствии со ст. 56 Федерального закона «Об общих принципах…» (2003 г.);

2) доходы от местных налогов и сборов в соответствии со ст.

57 данного Федерального закона;

3) доходы от региональных налогов и сборов в соответствии со ст. 58 указанного Федерального закона;

4) доходы от федеральных налогов и сборов в соответствии со ст. 59 данного Федерального закона;

5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, предоставляемые в соответствии со ст. 60 и 61 Федерального закона, иные средства финансовой помощи из бюджетов других уровней, предоставляемые в соответствии со ст. 62 указанного Федерального закона, и другие безвозмездные перечисления;

6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

9) добровольные пожертвования;

10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

2. В состав собственных доходов бюджетов муниципальных районов, в которых формирование представительных органов муниципальных районов осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 35 названного Федерального закона, включаются субвенции, предоставляемые из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, установленных п. 5, 6, 12–14 и 16 ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона.

Размер указанных субвенций определяется представительным органом местного самоуправления муниципального района по единому для всех поселений, входящих в состав данного муниципального района, нормативу в расчете на одного жителя либо потребителя бюджетных услуг соответствующего поселения.

3. Состав собственных доходов местных бюджетов может быть изменен федеральным законом только в случае изменения установленного ст. 14–16 данного Федерального закона перечня вопросов местного значения и (или) изменения системы налогов и сборов Российской Федерации.

Федеральный закон, предусматривающий изменение состава собственных доходов местных бюджетов, вступает в силу с начала очередного финансового года, но не ранее чем через три месяца после его принятия.

4. В доходы местных бюджетов зачисляются субвенции, предоставляемые на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в соответствии со ст. 63 Федерального закона «Об общих принципах…» (2003 г.).

5. Учет операций по распределению доходов от налогов и сборов в соответствии с нормативами отчислений, установленными в соответствии со ст. 57–61 данного Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Положительное соотношение собственных и регулирующих доходов «…является главным признаком, характеризующим как эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления в целом, так и уровня самостоятельности территории». Чем выше уровень собственных доходов, тем больше возможностей для реализации установленной компетенции. Путем развития так называемой трансфертной политики сложно управлять территорией.

Так, по данным Министерства финансов РФ за 2007 г., лишь в 16,6 % муниципальных образований доля трансфертов составляла менее 10 %. В 64,4 % местных бюджетов эта доля составила более 50 %, в том числе в 47,6 % превысила 70 %.

Основная доля доходной части местных бюджетов финансируется за счет межбюджетных трансфертов (безвозмездные поступления из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации). В 2006 г. такие поступления составили 58,7 %, в 2007 г. – 55,4 %, в 2008 г. – 54,8 %.

Согласно данным Министерства финансов РФ, общий объем расходов местных бюджетов в 2007 г. составил 1933,8 млрд руб., что превысило уровень 2006 г. на 27,9 %. Структура расходов, составившая разницу 2007 и 2006 годов, такова: общая сумма – 422,4 млрд руб., в том числе расходы на решение вопросов местного значения -1372,2 млрд руб., или с ростом к уровню 2006 г. на 27,8 %.

Устойчивой тенденцией расходной части местных бюджетов является их стремительный рост с параллельным снижением доходов, что во многом обусловлено покрытием убыточных сфер местной экономики. В данном случае особо выделяется сфера жилищно-коммунального хозяйства, расходы на которую возросли с 11,1 % до 22,8 %, в связи с принятием ветхого ведомственного жилья на баланс муниципальной собственности. В результате расходы на данную сферу не только превышают размеры расходов по иным статьям, но и, более того, демонстрируют ежегодный рост.

Дисбаланс расходов и доходов приводит к образованию бюджетных дефицитов. Общефедеральные дефициты местных бюджетов составили: в 2006 г. – 34,9 млрд руб., в 2007 – 50,2 млрд руб., в 2008 – 42,3 млрд руб., в 2009 – 81,5 млрд руб.



Публикации по теме