Спбгу археология. Университетская археология: прошлое и настоящее

Университетская археология: прошлое и настоящее.

Материалы Международной научной конференции, посвящённой 80-летию первой в России кафедры археологии, Санкт-Петербург, СПбГУ, 19-21 октября 2016 г.

// СПб: СПбГУ. 2017. 244 с.

Отв.ред. И.Л. Тихонов.

[ аннотация: ]

Настоящее издание содержит материалы Международной научной конференции «Университетская археология: прошлое и настоящее», посвящённой 80-летию первой в России кафедры археологии - кафедры археологии Санкт-Петербургского государственного университета, и состоит из трёх разделов. Первый посвящён различным аспектам и направлениям учебной и научной деятельности кафедры археологии и её выдающихся представителей. Второй раздел содержит материалы, связанные с различными проблемами профессиональной подготовки археологов в российских и зарубежных университетах и в историографическом, и в современном актуальном аспекте, особенно после перехода отечественного высшего образования на систему двух уровневой подготовки. Третий раздел посвящён 95-летию со дня рождения профессора А.Д. Столяра (1921-2014), возглавлявшего кафедру с 1972 по 1996 гг.

Издание предназначено для специалистов-археологов, историков, музейных работников, преподавателей и всех интересующихся отчественной археологией.

Предисловие [И.Л. Тихонов ]. - 3

Секция I. Кафедре археологии СПбГУ - 80 лет.

Захарова Е.Ю. Становление археологии в Воронежском государственном университете (1940-1950-е гг.): роль ленинградских учёных. - 8

Клейн Л.С. Об идеальной среде для преподавания археологии. - 13

Михайлова Е.Р. О топохронах, варангике и метафизике Петербурга: идеи Г.С. Лебедева в археологии Северо-Запада. - 19

Носов Е.Н. В.И. Равдоникас и его Ладожская эпопея. - 25

Платонова Н.И. Межфакультетский семинар по проблемам этногенеза и этнической истории (рук. А.С. Герд - Г.С. Лебедев): ключевые идеи и вклад в археологическую славистику. - 33

Рябцева С.С. Древняя Русь - Моравия - Дунай (одно из исследовательских направлений на кафедре археологии ЛГУ). - 41

Седых В.Н. Ярославский край эпохи средневековья в исследованиях Санкт-Петербургского университета. - 48

Тихонов И.Л. Традиции изучения и преподавания истории археологии в Санкт-Петербургском университете. - 58

Шаров О.В. М.Б. Щукин и «Готская проблема». - 69

Секция II. Археологические образование: прошлое, настоящее, будущее.

Белозёрова И.В., Кузьминых С.В. Василий Алексеевич Городцов и Институт археологии и искусствознания РАНИОН: у истоков становления московской археологической школы. - 78

Бессуднов А.Н. Проблемы и перспективы археологического образования в вузах педагогического профиля. - 88

Буровский А.М. Преподавание как источник профессионального роста. - 93

Гурьянов В.Н., Чубур А.А. Провинциальный вуз в российской археологии (на примере Брянского государственного университета). - 97

Детлова Е.В. Геро фон Мергарт и его «марбургская школа». - 103

Кайзер Э., Сафонов И.Е. Подготовка археологов по первобытной археологии в университетах Германии. - 109

Китова Л.Ю. Проблемы подготовки археологов в системе трёхуровневого высшего образования. - 116

Лимберис Н.Ю., Марченко И.И. Археология в Кубанском государственном университете. - 121

Малов Н.М. Археология в Саратовском государственном университете: 1918-1937 гг. - 127

Мельникова О.М. Кабинеты археологии в системе подготовки научных кадров в российских университетах. - 131

Плавинский Н.А. Роль сотрудников археологического музея Вильнюсского университета имени Стефана Батория межвоенного периода в изучении погребальных памятников белорусского Подвинья и Понеманья конца I - начала II тыс. н.э. - 136

Сафонов И.Е. Археология в Воронежском отделении Московского археологического института (1920-1923 гг.). - 140

Черных Е.М. Магистерская подготовка по археологии: плюсы и минусы (из опыта работы Удмуртского госуниверситета). - 145

Шмуратко Д.В. Возможность подготовки археологов в рамках ФГОС ВО «педагогическое образование»: опыт Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 151

Щавелев С.П. Археологические основы университеского «курса истории русского права» Д.Я. Самоквасова. - 158

Секция III. Памяти Абрама Давидовича Столяра.

Gjerde Jan Magne. Stone Age Rock Art in Fennoscandia - an overview. - 164

Helskog Knut. Early snowshoes in Fennoscandia. - 170

Голованова Л.В., Дороничев В.Б. Культура и общество неандертальцев: что знает об этом Homo sapiens в начале 21 века? - 179

Голованова Л.В., Дороничев В.Б. Влияние окружающей среды на человека и его культуру в среднем и позднем плейстоцене Кавказа. - 185

Дороничева Е.В., Недомолкин А.Г., Мурый А.А. Новые открытия стоянок палеолита в республике Адыгея, Северо-Западный Кавказ. - 190

Жук А.В. На пороге науки. Ленинград и археология перед юным А.Д. Столяром. - 195

Калинин В.А., Смирнов М.В. Комплексы петроглифов Фенноскандии как объекты консервации и музеефикации. - 201

Королёв А.И., Кочкина А.Ф., Сташенков Д.А. Могильник Екатериновский мыс в Среднем Поволжье - новый памятник изучения искусства эпохи энеолита. - 207

Курбатов А.В. Взгляд историка и практика археолога: преодоление ошибок в изучении средневекового кожевенного ремесла. - 212

Мартынов А.Я. Анатолий Александрович Куратов и Абрам Давидович Столяр в судьбе первобытной археологии Соловецкого архипелага. - 220

Панченко В.Б., Селин А.А., Фёдоров И.А. Каменный крест из д. Кошельково на кафедре археологии СПбГУ и проблема исследования почитаемых комплексов Северо-Запада России. - 225

Трубникова В.Б. Сяньбийский вопрос: вчера и сегодня. - 230

Тункина И.В. Памятники археологии Сибири в документах личного фонда Д.Г. Мессершмидта. - 234

Список сокращений. - 240

ГИМ - Государственный исторический музей

ДТМАО - Древности. Труды Московского археологического общества. М.

ИАЭТ -Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН

КСИА - Краткие сообщения Института археологии РАН. М.

Место расположения Россия , 193060, Санкт-Петербург , Менделеевская линия , д. 5 Официальный
сайт Исторический факультет СПбГУ E-mail [email protected]

Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета - один из крупнейших учебных центров по подготовке специалистов в области истории и искусствоведения в России. Начал работу 1 сентября 1934 года после опубликования 16 мая того же года постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О преподавании гражданской истории в школах СССР».

История

XVIII-XIX вв.

На рубеже веков на факультете преподавали выдающиеся ученые, определявшие путь развития российской исторической науки, оказавшие влияние на формирование научных представлений не только о русской, но и о всеобщей истории, истории искусства. Среди самых влиятельных имен можно выделить одного из основателей русского источниковедения К.Н. Бестужева-Рюмина , его учеников Е.Е Замысловского и С.Ф. Платонова , а также Н.И. Кареева , А.С. Лаппо-Данилевского , В.Г. Васильевского , И.М. Гревса и других. Профессор факультета Э.Д. Гримм был последним в дореволюционной истории ректором Университета (1911-1918).

После революции

В 1925 г. ФОН реорганизован в Ямфак (факультет языкознания и материальной культуры), в составе которого состояло отделение истории материальной культуры. В 1920-е гг. на факультете общественных наук и Ямфаке преподавали знаменитые российские историки и филологи. В 1929 году Ямфак преобразован в историко-лингвистический факультет, а в году на его базе (формально вне университета) создан Ленинградский историко-лингвистический институт (ЛИЛИ), в составе которого работало историко-литературное отделение. В 1933 году Историко-лингвистический институт реорганизован в (ЛИФЛИ), где в 1934 г. на базе историко-литературного отделения был образован исторический факультет. Одной из ведущих кафедр института в первой половине 1930-х гг. была кафедра «Истории народов СССР», на которой преподавали выдающиеся ученые своего времени.

Ученые, преподававшие в университете до революции, подвергались травле, главным актом которой стало сфабрикованное в 1929 году «Академическое дело », главными фигурантами которого были академики С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле , Н.П. Лихачев , Ю.В. Готье , М.Д. Приселков и другие бывшие преподаватели историко-филологического факультета.

Восстановление исторического факультета

В 1959 году на деканский пост возвращается В.В. Мавродин. 1960е и 70е годы связаны с развитием факультета, созданием трех новых кафедр и новых научных центров, открытием вечернего отделения, а также формированием нового поколения «петербургской исторической школы». В 1963 году открывается кафедра Истории КПСС, которая сразу стала занимать ведущее положение среди кафедр факультета, уже в 1980х годах студенты кафедры получали повышенную стипендию, а затем открылась отдельная специальность для кафедры Истории КПСС. На кафедре также было открыто заочное отделение, на кафедре обучалось половина всех студентов факультета. В.А. Ежов являлся в 1971-1982 году одновременно и заведующим этой кафедрой и деканом факультета.

Последнее двадцатилетие уходящего века связано с именем Игоря Яковлевича Фроянова , с 1982 по 2001 год , бывшего деканом и долгое время заведующим кафедры истории СССР, а затем - истории России. Он внёс большой вклад в развитие исторической науки, формировании новой концепции в изучении Киевской Руси . В 2002 году факультет возглавил А. Ю. Дворниченко , также яркий представитель петербургской исторической школы.

На факультете открыто 4 специальности (История, Искусствоведение, Музеология, Туризм). Сейчас в структуру факультета входят 17 кафедр, образующие пять профилей обучения (Отечественная история, Всеобщая история, Археология, Этнография и История культуры), аспирантура и докторантура, 10 научных центров, открыт малый факультет. Обучение ведется на дневном, вечернем, заочном отделениях на госбюджетной основе и договорной (платной). Кроме того, исторический факультет предоставляет широкий спектр довузовских образовательных услуг: на факультете работают подготовительные курсы , готовящие абитуриентов к вступительным экзаменам, а также по программе ЕГЭ , а также Малый исторический факультет для учеников 8-10 классов.

С 2008 года Истфак проводит проект «исторический профильный класс». Первой участницей проекта стала Гимназия № 27. Задача этого проекта в установлении тесных контактов между средним и высшим образованием. Факультет готовиться к привлечению в проект новых школ-участниц из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и других регионов. С 2010 года Исторический факультет в рамках Болонского процесса перешел к обучению студентов по программе бакалавриата и магистратуры по всем специальностям (ранее это не распространялось на специальность «история»). С сентября 2011 года на факультете по инициативе профессора А. Х. Даудова была создана кафедра истории народов стран СНГ.

26 сентября 2011 года декан факультета А. Ю. Дворниченко сложил с себя полномочия, пробыв в должности 10 лет. Исполняющим обязанности декана был назначен доцент кафедры этнографии и антропологии И. Верняев. 5 октября приказом ректора исполняющим обязанности декана до проведения официальных выборов назначен профессор А. Х. Даудов. Приказом ректора выборы декана были назначены на 28 мая 2012 года . На заседании Ученого совета А.Х. Даудов был избран деканом исторического факультета.

Кафедры и научные центры

Специальность: история

Специальность: искусствоведение

Специальность: музеология

Также на факультете есть общеуниверситетская кафедра преподавания истории на естественных и гуманитарных факультетах (заведующий - д.и.н. профессор Ю. В. Тот)

Научные центры:

  • Центр истории и теории исторической науки
  • Центр антиковедения (руководитель - профессор Э. Д. Фролов)
  • Центр изучения ранних религий и античного христианства
  • Центр по изучению военной истории (руководитель - доцент Е. В. Ильин)
  • Центр по изучению политических партий и общественных движений России
  • Центр этнологических исследований Северо-запада России
  • Центр исследований Петербурга и региона
  • Центр изучения истории Украины (руководитель - профессор Т. Г. Таирова (Яковлева))
  • Центр изучения исторической психологии (руководитель - доцент В. В. Василик)

Исторический факультет осуществляет приём в аспирантуру по следующим специальностям : 07.00.02 - Отечественная история 07.00.03 - Всеобщая история 07.00.06 - Археология 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология, 07.00.09 - Историография, источниковедение и методы исторического исследования 17.00.09 - Теория и история искусств

Деканы факультета с 1934 года

  • 1937-1938 К.А. Успенский
  • 1938-1939 А.Л. Фрайман
  • сентябрь 1949 Н.А. Корнатовский
  • 2002-2011 А.Ю. Дворниченко (в 2001-2002 - и.о.)
  • 2012- н.в. А.Х. Даудов (в 2011-2012 - и.о.)

Преподаватели факультета

Известные студенты и выпускники

О выпускниках факультета, преподававших (преподающих) на факультете , см. раздел о преподавателях .

  • Мальский, Игорь Степанович (1957-2004) - журналист, переводчик, поэт, студент кафедры археологии в 1974-1978 гг. Отчислен с 4 курса за участие в «Коммуне имени Жёлтой Подводной Лодки».
  • Рекшан, Владимир Ольгердович (род. 1950) - советский и российский музыкант , основатель рок-группы «Санкт-Петербург ».
  • Рогожкин, Александр Владимирович (род. 1949) - известный российский режиссер, закончил факультет с дипломом историка-искусствоведа.
  • Резник, Максим Львович (род. 1974) - российский политический деятель, глава санкт-петербургского регионального отделения партии «Яблоко », депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга .
  • Виватенко, Сергей Валентинович (род. 1966) - кандидат исторических наук, преподаватель, политический деятель, известный игрок интеллектуального клуба «Что? Где? Когда? ».
  • Вилинбахов, Георгий Вадимович (род. 1949) - государственный герольдмейстер РФ , доктор исторических наук.
  • Басс, Анетта Яковлевна (1930-2006) - выдающийся музейный работник, в 1957-2006 - директор Куйбышевского (Самарского) художественного музея , закончила отделение искусствоведения.
  • Азадовский, Константин Маркович (род. 1941) - известный литературовед, учился на вечернем отделении Исторического факультета (1964-1969)
  • Амусин, Иосиф Давидович (1910-1984) - историк Древнего Востока, кумранист, папиролог, гебраист, на факультете учился в 1934-1938 гг.
  • Гумилёв, Лев Николаевич (1912-1992) - историк, этнограф, географ, доктор исторических и географических наук, основатель Пассионарной теории этногенеза , учился на факультете в 1934-1935, 1937-1937 и 1945-1946 гг.
  • Новожилов, Алексей Геннадьевич (род. 1968) - выпускник Исторического факультета (1991), кандидат наук, ученик Л.Н. Гумилева, этнограф, специалист по этнографии европейской части России
  • Панеях, Виктор Моисеевич (род. 1930) - историк и археограф, выпускник факультета (1953), доктор исторических наук, сотрудник Санкт-Петербургского Института Истории
  • Айн Рэнд (она же Алиса Зиновьевна Розенбаум, 1905-1982) - американская писательница, философ, политический мыслитель, основатель объективизма , выпускница Факультета Общественных Наук, где слушала курс истории (1921-1925).

Галерея

Литература

  • Валк С. Н. Историческая наука в Ленинградском университете за 125 лет // Валк С. Н. Избранные труды по историографии и источниковедению. СПб.,2000. С.7-106. (первое издание - Труды юбилейной сессии ЛГУ. Секция исторических наук. Л.,1948. С.3-79).
  • Брачев В. С. , Дворниченко А. Ю. Кафедра русской истории Санкт-Петербургского университета (1834-2004). СПб.,2004.
  • Дворниченко А. Ю. Владимир Васильевич Мавродин : Страницы жизни и творчества. СПб. : Филол. фак. СПбГУ, 2001. 191 с. (История науки, персоналии). ISBN 5-8465-0039-0 .
  • Исторический факультет Санкт-Петербургского университета, 1934-2004: Очерк истории. СПб., 2004. 387, с., л. ил. ISBN 5-288-03515-6 .

Ссылки

Практически со дня его основания. По сей день факультет ежегодно выпускает квалифицированных специалистов в области истории России и мира.

Адрес факультета

Адрес Менделеевская линия, дом 5. Некоторая часть учебных курсов ведется также и в главном здании СПбГУ, расположенном на Университетской набережной, дом 7/9.

Кафедры исторического факультета СПбГУ

В структуру факультета входят следующие кафедры:

  • этнографии и антропологии;
  • источниковедения истории России;
  • истории Древней Греции и Рима;
  • русского искусства, и другие.

Большинство кафедр факультета являются выпускающими.

Программы подготовки бакалавров

Факультет истории предлагает абитуриентам следующие направления подготовки:

  • Регионоведение России.
  • История искусств.
  • История.
  • Музеология.
  • Археология и другие.

Направление подготовки бакалавров «История» включает следующие профили подготовки:

  • всеобщая история;
  • история России и другие.

К числу основных курсов, которые читаются студентам исторического факультета СПбГУ, относятся история США, история мировой культуры, история России, этнология и другие. Стоит отметить, что студенты получают доступ к комплексу музеев Петербурга, а также к их архивам. Кроме того, студенты получают шанс воспользоваться академической мобильностью и уезжают на 1 или 2 семестра на обучение в иностранные учебные заведения, являющиеся партнерами Санкт-Петербургского государственного университета. В их числе Университет Гамбурга, Латвийский университет, Тартуский университет, Университетский колледж Лондона и другие. В число преподавательского состава входят почетные профессора и доктора исторических наук в лице С. Г. Кащенко, В. Н. Барышников и другие.

На бакалавров «Археология» исторического факультета СПбГУ студенты получают знания по следующим учебным курсам:

  • Археология палеолита.
  • Охранная археология.
  • Славяно-русская археология и другие.

Преимуществом обучения на программе «Археология» на историческом факультете СПбГУ является сочетание как теоретических занятий, так и практических. Кроме того, программа разработана с учетом мнения непосредственных будущих работодателей студентов, что немаловажно. Так как студенты, выпустившись из университета, имеют возможность найти работу и построить успешную карьеру в будущем. Студенты направления «Археология» исторического факультета СПбГУ проходят производственную практику в Государственном Эрмитаже, Курском археологическом музее и др.

Направления подготовки магистров

В число магистерских программ исторического факультета СПбГУ входят:

  • Этнологическая экспертиза.
  • Музейное кураторство.
  • Становление современной западной цивилизации и другие.

В число основных учебных курсов направления «Становление современной западной цивилизации» входят античное и средневековое наследие в Санкт-Петербурге, формирование европейской идентичности и другие. Для поступления на магистерскую программу абитуриентам требуется успешно пройти конкурс документов.

Проходные баллы

Для того чтобы успешно поступить на бакалаврские программы факультета, необходимо преодолеть проходной балл, складывающийся в рамках конкурса поданных заявлений.

Проходной балл на исторический факультет СПбГУ в рамках направления подготовки бакалавров «Музеология» в 2017 году составлял значение 258. Иными словами, на бюджетные места прошли те студенты, которые по сумме трех государственных экзаменов набрали большее количество. Для поступления на платное место в 2017 году хватило 219 баллов. При этом в 2018 году бюджетных мест выделено 12, мест с оплатой обучения 13. Стоимость обучения на данном направлении подготовки бакалавров составляет 200 000 рублей в год.

Чтобы поступить на направление подготовки бакалавров «История искусств» в 2017 году, абитуриенту следовало преодолеть порог в 265 баллов. Для поступления на платное место требовалось чуть меньше баллов, а именно 205. Конкурс на бюджетное место составлял более 25 человек. В 2018 году мест за счет федерального бюджета выделено 10, мест за счет собственной оплаты студента 15. Стоимость обучения в год составляет 195 000 рублей.

Чтобы успешно поступить на направление «История» в 2017 году, абитуриенту необходимо было преодолеть порог в 266 баллов. Для поступления на контрактное место требовалось 208 баллов. Конкурс на 1 бюджетное место составлял более 10 человек. В 2018 году мест за счет федерального бюджета выделено 70, мест за счет собственной оплаты студента всего 30. Стоимость обучения в год составляет 201 000 рублей.

В целом, для поступления на бюджетные места исторического факультета СПбГУ необходимо сдать ЕГЭ более чем на 85 баллов по каждому предмету. Для поступления на платное место достаточно преодолеть порог в 70 баллов по каждому предмету. Стоимость обучения средняя среди всех факультетов СПбГУ.

Археологический кружок (впоследствии – сектор археологии) был организован в Ленинградском Дворце пионеров в 1970 г.

В течение года учащиеся проходят теоретическую и практическую подготовку к летним экспедициям, ходят на специализированные экскурсии, встречаются с учеными. Комплексная программа включает курсы по археологии, этнографии, востоковедению и вспомогательным историческим дисциплинам. Учащиеся имеют возможность составить индивидуальный образовательный маршрут.

В летний период подростки 14-17 лет работают в настоящих археологических экспедициях, организованных научными учреждениями города и страны. Старшеклассники участвуют в региональных и всероссийских конференциях и краеведческих чтениях, где неоднократно награждались дипломами.

Многие учащиеся после окончания обучения в коллективе выбирают археологию, востоковедение и другие смежные дисциплины в качестве профессий.

Наши выпускники в настоящий момент работают в крупнейших научных учреждениях: Эрмитаже, Институте истории материальной культуры, Кунсткамере и других. Они возглавляют научные экспедиции на Северо-Западе России, Крыму, Сибири, Средней Азии. Многие выпускники получили учёные степени, являются авторами научных монографий.

В коллектив принимаются школьники 2-11 класса.

Комплексная программа по археологии и востоковеднию:
Для учащихся 7-11 классов

  • Основы археологии
  • Полевая археология и реконструкция
  • Древнерусская археология
  • История и культура Византии
  • Эпоха викингов в Восточной Европе
  • Археология Сибири
  • Археология и культура Востока. Дальний Восток
  • Археология и культура Востока. Ближний Восток
  • Ремесло историка

Программы по этнографии:
Для учащихся 6-7 классов

  • Основы этнографии и музееведения. Занимательное страноведение
  • Страноведение: Европа

Программы подготовительного цикла:
Для учащихся 2-6 классов:

  • Как стать археологом (2-3 класс)
  • Загадки древних вещей (3 класс)
  • Археостудия. Мифы, сказки, легенды народов мира (4-5 класс)
  • Археология Мечты. Великие цивилизации древности (5-6 класс)

Руководство

Тамара Александровна Жеглова – руководитель сектора археологии

Педагоги

  • Апатина Татьяна Владимировна – программы: «Основы этнографии и музееведения. Занимательное страноведение», «Страноведение: Европа»
  • Гусенцова Татьяна Матвеевна, кандидат исторических наук – программа «Полевая археология и реконструкция»
  • Жеглова Тамара Александровна – программы: «Древнерусская археология», «Основы археологии», «Эпоха Викингов в Восточной Европе», «История и культура Византии»
  • Кузнецова Татьяна Романовна – программа «Археология и культура Востока. Ближний Восток»
  • Лурье Вера Михайловна – программа «Основы Археологии»
  • Новоселова Надежда Юрьевна – программы: «Загадки древних вещей», «Как стать археологом», «Археология мечты. Великие цивилизации древности»
  • Сиротова Любовь Валериевна – программы: «Археология мечты. Великие цивилизации древности», «Археостудия. Мифы, сказки, легенды народов мира», «Как стать археологом»
  • Трубникова Варвара Борисовна – программы «Археология и культура Востока. Дальний Восток», «Археология Сибири»
  • Травкин Сергей Николаевич, кандидат исторических наук – программа «Ремесло историка»


Публикации по теме

  • Что говорил пророк Мухаммад о женщинах Что говорил пророк Мухаммад о женщинах

    Роль и положение женщины в исламе огромны - отношение к ней со стороны мужчин строго регламентируется Всевышним Создателем, а ущемление ее...

  • Коран в переводе означает Коран в переводе означает

    An ancient hand scripted Quran Коран - священная книга мусульман, собрание откровений, посланных Аллахом Мухаммеду свыше, основа...