Святой Исидор - официальный покровитель Интернета. Справка

Исидор Севильский
Isidorus Hispalensis

"San Isidoro de Sevilla" (Бартоломе Эстеван Мурильо, 1655)
Рождение:

ок. 560
Картахена, Византийская империя

Смерть:
Почитается:

в Католической церкви

Канонизирован:
Главная святыня:

Базилика Исидора в Леоне

День памяти:

Исидо?р Севи?льский (лат. Isidorus Hispalensis , исп. San Isidoro de Sevilla ; ок. 560, Новый Карфаген, Византийская Испания - 4 апреля 636, Севилья, Королевство вестготов) - архиепископ Севильи в вестготской Испании, последний латинский отец Церкви и основатель средневекового энциклопедизма. Компилятор мосарабского богослужебного обряда. В 1598 году был канонизирован Римской католической церковью. Исидор Севильский многими католиками считается покровителем Интернета. В то же время официальный Ватикан не считает кого-то из святых покровителем Интернета.

Биография

Исидор Севильский родился около 560 г. в Новом Карфагене (ныне испанском городе Картахена) в знатной благочестивой семье христиан Севериана и Теодоры. У него было два брата, Леандр и Фульгенций, и сестра Флорентина. Все они впоследствии были причислены к лику святых. Рано лишился родителей, отеческие функции исполнял его старший брат Леандр (епископ), вслед за старшим братом стал духовником вестготсткого короля Реккареда и преуспел в обращении его из арианской ереси в православную веру. Председательствовал на четвёртом Толедском соборе, который утвердил единство государства и церкви, а также санкционировал политику веротерпимости к евреям.

Покровитель Интернета

Его считают первым энциклопедистом, который оказал значительное влияние на историю Средних веков. Поэтому во многих странах мира праздник Сети отмечается 4 апреля - в день преставления святого Исидора Севильского. В 1998 году День Интернета санкционирован папой Иоанном Павлом II. Однако святой покровитель Интернета еще не утверждён официально.

Сочинения

Крупнейший труд Исидора Севильского «Этимологии » является энциклопедией тогдашних знаний, почерпнутых главным образом из античности. В 20 разделах своей книги Исидор изложил сведения по грамматике, риторике, математике, медицине, истории, праву, космологии, теологии, агрономии, зоологии и другим отраслям знаний. Книга пользовалась чрезвычайной популярностью в средние века (только до нашего времени дошло более тысячи её рукописных экземпляров). Кроме того, Исидор Севильский является автором многочисленных трудов по естествознанию, грамматике, теологии, истории. Для истории церкви чрезвычайно важна его «Книга канонов », где собраны постановления соборов, проходивших во всём христианском мире в античности и начале Средневековья. Он написал две хроники, кратко излагавшие историю от сотворения мира. Наиболее ценным из его исторических сочинений является «История готов, вандалов и свевов ».

Этимологии

Этимологии (лат. Etymologiae ) или Начала (лат. Origines ) - главный энциклопедический труд Исидора Севильского. Состоит из двадцати томов.

  • Первые три тома посвящены семи свободным искусствам, то есть союзу тривиума - грамматике (первый том), риторике и диалектике (второй том) - и квадривиума - арифметике, геометрии, астрономии и музыке (третий том)
  • Четвёртый том - медицине и библиотекам
  • Пятый том - законам и хронологии
  • Шестой том - церковным текстам и обрядам
  • Седьмой том - Богу, ангелам и святым, а также земным и небесным иерархиям
  • Восьмой том - церкви и ересям (Исидор описывает по меньшей мере 68 из них)
  • Девятый том - языкам, народам, царствам, городам и титулам
  • Десятый том - этимологии
  • Одиннадцатый том - человеку, чудесам и знамениям
  • Двенадцатый том - зверям и птицам
  • Тринадцатый том - частям света
  • Четырнадцатый том - географии
  • Пятнадцатый том - архитектуре и строительству дорог
  • Шестнадцатый том - камням и металлам
  • Семнадцатый том - земледелию
  • Восемнадцатый том - терминам войны, права и публичных игр
  • Девятнадцатый том - кораблям, зданиям и одежде
  • Двадцатый том - пище, инструментам и предметам мебели

Другие труды

  • О природе вещей (лат. )
  • Различия (лат. Differentiarum )
  • О славных мужах (лат. De viris illustribus ), впоследствии продолженное Ильдефонсом
  • Книга о числах в Священном Писании (лат. Liber numenorum qui in sanctis scripturis occurunt )
  • О происхождении царей готов, вандалов и свевов (лат. De origine Gothorum et regno Sueborum et Vandalorum )
  • Вопросы на Ветхий Завет (лат. De Veteri et Novo Testamento quastiones )
  • Сентенции (лат. Sententiarum libri tres )

Исследования

  • В. И. Уколова. Рождение средневекового энциклопедизма. Исидор Севильский
  • В. И. Уколова. Исидор Севильский и его сочинение «О природе вещей»

Ссылки

  • Исидор Севильский Об авторе . На сайте Восточная литература
  • Исидор Севильский История готов . (Пер. с англ.: Железнов С.). На сайте Восточная литература
  • Исидор Севильский История вандалов Восточная литература
  • Исидор Севильский История свевов . (Пер. с нем.: Thietmar). На сайте Восточная литература
  • Исидор Севильский. О природе вещей Предисловие Текст . На сайте Восточная литература
  • Исидор Севильский. Этимологии (на латыни)
  • Латинские тексты «Этимологий» и «Истории готов, вандалов и свевов»
  • В 2006 году опубликован английский перевод «Этимологий» (рецензия).

ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Исидор Севильский (ок. 560 - 636), епископ, святитель.

Исидор родился в Картахене. Отец Исидора, Севериан был, видимо, римлянином, но служил при дворе визиготских королей. У Исидора было два брата, Леандр и Фульгенций, и сестра Флорентина.

Леандр, бывший намного старше Исидора, занимался его воспитанием и делал это довольно сурово. По преданию, Исидор в конце концов убежал из дому, подальше от упреков и зубрежки, казавшейся неподъемной. Оказавшись на свободе, мальчик присел посмотреть на то, как равномерно падающие капли выбивают в камне лунку. И вдруг ему пришло в голову, что человек должен походить на эти капли, так же сосредоточенно бить в одну цель. Исидор вернулся домой, полный решимости продолжать учение. Леандр, однако, принял меры, чтобы мальчик впредь физически не мог убежать.

Брат его был епископом Севильи, и, вероятно, Исидор помогал ему управлять епархией. После смерти брата Исидор стал его преемником и возглавлял кафедру 37 лет, завершив обращение визиготов из арианства. Переведённые на их язык богослужебные тексты составили основу для Мозарабского обряда.

Он прославился как один из самых ученых людей своей эпохи - на соборах его даже сажали выше архиепископа Толедо, исключительно в силу его личных заслуг. По настоянию Исидора в каждой епархии Испании организовали школу при епископском соборе, причем круг предметов включал в себя греческий, свободные искусства, медицину, право, изучение Аристотеля.

Епископ составил знаменитую в Средние века энциклопедию “Этимологии” (“Истоки”), словарь синонимов, трактаты по астрономии, географии, сборник биографий великих людей, историю готов. До самой смерти в возрасте почти 80 лет он не оставлял аскетических подвигов, а в последние полгода жизни стал раздавать милостыню так щедро, что день и ночь в доме толпились бедняки со всей страны.

Римско-католической церковью он был канонизирован при папе Римском Клименте VIII в 1598 и объявлен учителем церкви при папе Иннокентии XIII в 1722 . С начала 2000-х гг. среди католиков распространилось почитание св. Исидора как покровителя пользователей сети Интернет.

Нет подробной информации о почитании еп. Исидора в Православной Церкви, его имя включено в некоторые православные святцы, содержащие имена западных святых (до отпадения Рима).

Святого Исидора изображают как пожилого епископа с принцем у его ног. Его также иной раз изображают с пером и книгой, зачастую с его Этимологией, с пчёлами, подчёркивая его ораторский дар, с братьями и сестрой.

ИСТОРИЯ ГОТОВ (HISTORIA GOTHORUM)

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/frametext.htm

ИСТОРИЯ ВАНДАЛОВ (HISTORIA VANDALORUM)

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/vand.phtml?id=582

ИСТОРИЯ СВЕВОВ (HISTORIA SVEVORUM)

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/svev.phtml?id=583

О ПРИРОДЕ ВЕЩЕЙ (DE NATURA RERUM)

http://www.vostlit.info/Texts/rus/Isidor_S/framepred2.htm

Использованные материалы

http://www.catholic.org/saints/saint.php?saint_id=58

http://www.krotov.info/yakov/6_bios/20/636_isidor_sevil.htm

http://www.allmercifulsavior.com/icons/Icons-Isidore.htm (образ)

http://www.pravoslavie.ru/put/050121103739

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ
    (Isidorus Hispalensis) (ок. 570-636) христианский писатель и церковный деятель, учитель Западной церкви. Архиепископ Севильский (ок. 600), председательствовал на соборах в …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ
    Севильский (Isidorus Hispalensis) (около 560 - 4.4.636, Севилья), испанский церковный деятель и писатель. С 600 архиепископ Севильи. Автор "Этимологии" (своеобразной …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ
    (иначе Hispalensis, по древнему названию Севильи? Гиспалис) ? испанский епископ, один из выдающихся латинских ученых писателей ранней эпохи средних …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ
    (Isidorus Hispalensis) (ок. 570-636), христианский писатель и церковный деятель, учитель Западной церкви. Архиепископ Севильский (ок. 600), председательствовал на соборах в …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
    (Isidorus Hispalensis) (ок. 560-636), церковный деятель, средневековый энциклопедист. С 600 епископ Севильи. За поразительную образованность гуманисты эпохи Возрождения называли его …
  • ИСИДОР в Большом энциклопедическом словаре:
    (? - ок. 1462) русский митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католической церковью. По возвращении …
  • ИСИДОР в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (год рождения неизвестен - умер около 1462), митрополит всея Руси. Был игуменом византийского монастыря, по происхождению грек или болгарин. В …
  • ИСИДОР ХАРАКСКИЙ
    родом из Сузианы, греческий писатель, часто упоминаемый Плинием в числе географ. источников. От него сохранилось описание Парфии, ??????? ????????, кот. …
  • ИСИДОР СИДОРКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    по одному псковскому сказанию, также Матюшка — самозванец (Лжедимитрий III). Летопись о мятежах говорит, что "прииде в Ивань город с …
  • ИСИДОР СЕВИЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (иначе Hispalensis, по древнему названию Севильи — Гиспалис) — испанский епископ, один из выдающихся латинских ученых писателей ранней эпохи средних …
  • ИСИДОР ПЕЛУСИОТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    преподобн., ученик Иоанна Златоустого, жил пустынником, подражая св. Иоанну Крестителю. В посланиях своих он обращается с наставлениями к воинам, монахам …
  • ИСИДОР ПАЦЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ г. Пакс Юлия (ныне Beja) в Лузитании, жил около 754 г.; считается продолжателем хроники И. Севильского (см.) с 617 …
  • ИСИДОР НИКОЛЬСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Исидор (в мире Иаков Сергеевич Никольский, 1799-1892 г.) — уроженец Тульской губ., воспитанник и потом бакалавр СПб. духов. акд., затем …
  • ИСИДОР МИЛЕТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    византийский зодчий, трудившийся вместе с Анфимием Траллесским над сооружением константинопольского храма св. Софии в 532-37 гг. (см. Византийское …
  • ИСИДОР
    ИСИД́ОР СЕВИЛЬСКИЙ (Isidorus Hispalensis) (570-636), христ. писатель и церк. деятель, учитель Зап. церкви. Архиепископ Севильи (с 600), автор энциклопедич. тр. …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР (в миру Иаков Сер. Никольский) (1799-1892), церк. деятель, богослов, проповедник. Митрополит Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский и первоприсутствующий чл. Синода …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР из Милета, визант. архитектор 6 в. Вместе с Анфимием из Тралл построил в Константинополе в 532-37 храм Св. Софии …
  • ИСИДОР в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИСИД́ОР (? - ок. 1462), рус. митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католич. церковью. По …
  • ИСИДОР в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕВИЛЬСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    сев`ильский (от …
  • СЕВИЛЬСКИЙ
    севильский (от …
  • ИСИДОР в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Исидор, (Исидорович, …
  • СЕВИЛЬСКИЙ в Орфографическом словаре:
    сев`ильский (от …
  • ИСИДОР в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (? - ок. 1462), русский митрополит с 1437. На Флорентийском соборе 1439 выступил за унию с католической церковью. По возвращении …
  • ИСИДОР ЮРЬЕВСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Юрьевский (+ 1472), пресвитер, священномученик. Память 8 января, в Соборе Эстонских …
  • ИСИДОР ХИОССКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Св. Исидор Хиосский (+ 251), воин, мученик. Память 14 мая. Святой мученик Исидор …
  • ИСИДОР РОСТОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Твердислов (+ 1474), Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец, блаженный. Память 14 …
  • ИСИДОР ПЕЛУСИОТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор Пелусиот (+ ок. 436), преподобный. Память 4 февраля. Родом из Александрии. …
  • ИСИДОР (МИНАЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Исидор (Минаев) , архимандрит …
  • ИСИДОР (КРИКИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Исидор (Крикис) (1938 - 2007), епископ Траллийский, б. игумен монастыря святого Апостола Иоанна …
  • ИСИДОР (МИТРОПОЛИТ)
    Исидор - последний русский митрополит из греков, уроженец Фессалоник, посвящен был константинопольским патриархом в митрополиты киевские; по прибытии в Москву …
  • ИСИДОР (МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Исидор - митрополит новгородский (умер в 1619 г.). Весной 1605 г. Исидор вместе с П. Басмановым был послан приводить к …
  • ИСИДОР (В МИРУ ЯКОВ СЕРГЕЕВИЧ НИКОЛЬСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Исидор, в миру Яков Сергеевич Никольский - церковный деятель и писатель (1799 - 1892), сын дьякона Тульской губернии, воспитанник и …
  • ФРИХ-ХАР ИСИДОР ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Исидор Григорьевич [р. 5(17).4.1893, Кутаиси], советский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1969). Самоучка. Мастер керамической скульптуры, работает также в дереве, камне, …
  • ЛЕАНДР, АРХИЕПИСКОП СЕВИЛЬСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? архиепископ севильский с 578 г., способствовавший обращению испанских вестготов из арианства в правоверие. Созванный им III толедский собор (590 …
  • ВАСИЛИСК в Галактической энциклопедии из научно-фантастической литературы:
    За века своего существования василиск становился все страшнее и отвратительней, но в наши дни он почти забыт. Имя его по …
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
    качественно своеобычный этап в истории философии. Хронологические рамки С.Ф. определяются, естественно, временной протяженностью самой эпохи Средних веков. По этому вопросу …
  • НОСТАЛЬГИЯ, НОСТАЛЬГИЧЕСКОЕ в Новейшем философском словаре:
    (греч. nostos - возвращение и algos - боль) - универсалия культуры, отражающая острое переживание прошлого в качестве утраты. Связана с …
  • СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЭСТЕТИКА в Лексиконе нонклассики, художественно-эстетической культуры XX века, Бычкова:
    (как парадигма) Имплицитная эстетика всех средневековых регионов, включая эстетику Западной Европы, византийскую эстетику, древнерусскую эстетику и др.; в узком смысле …
  • ФУЛЬГЕНТИЙ РУСПИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фульгентий Руспийский (462 / 467 -кон. 520-х/нач. 530-х), епископ, блаженный, святитель. …
  • ПАТРОЛОГИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Патрология (от πατήρ и λόγοζ), учение об отцах Церкви. Теперь патрологию часто отожествляют с патристикой: …
  • МОИСЕЙ МУРИН в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Моисей Мурин (ок. 375 /ок. 400 ), иеромонах, преподобный. Память 28 августа Жил …
  • КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киевская и всея Руси …
  • ИОНА МОСКОВСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иона (Одноушев) (+ 1461), митрополит Киевский и всея России чудотворец, святитель. Память 31 …

Среди писателей VI–VII вв. севильскому епископу Исидору (570–638 гг.) принадлежит особое место, сопоставимое с местом Августина в культуре IV–V вв. Деятельность Исидора непосредственно связана с той политикой укрепления испанской государственности, которую проводило вестготское королевство после отказа короля Реккареда от арианства (587 г.) и принятия вестготами римско-католического исповедания. Эта политика требовала идеологической консолидации общества, и епископ Севильи взял на себя задачу систематизации всего известного тогда знания и изложения его в понятной для современников форме. Его труд приобрел огромное историческое значение для всего позднего средневековья, став главным источником образованности для ряда поколений и тем самым во многом определив интеллектуальный кругозор средневекового человека и методы его мышления.

Сообразуясь с общим стремлением толедского двора встать вровень с «ромейской» империей, для чего проводилась и редакция законов, и чеканка монет с королевским изображением, Исидор предпринял своеобразную «реставрацию» латинской культуры IV–V вв., использовав для этого еще не угасшую в Испании и в соседней с ней Африке античную и христианскую традицию. В распоряжении Исидора, как это удается установить, были позднеантичные комментарии к школьным авторам, схолии, справочные пособия типа грамматик и словарей, а также произведения латинской патристики и некоторых классических писателей, что позволило ему осуществить работу, завещанную еще Августином в сочинении «О христианской науке».

Сжато и упрощенно, в небольших хрониках («Хроника», «История царей готов»), изложениях Библии («О рождении и смерти отцов»), в аллегорических толкованиях («Некоторые аллегории Священного Писаная») и морально-назидательных сборниках («Сентенции»), а также в естественно-научных трактатах («О порядке творений», «О природе вещей») и, наконец, в огромной толковой энциклопедии («Этимологии, или Начала») Исидор знакомил своих современников с историей, географией, космологией, антропологией, теологией, грамматикой, предлагая читателю собранные им отовсюду знания как твердую норму, оправданную авторитетом христианской и античной традиции. Отбирая сведения у тех и других писателей без предвзятой вражды к языческой литературе, Исидор стремился установить конечную, бесспорную истину о каждом предмете. При этом не только многие определения и факты, но и сами методы подхода к материалу оказывались взятыми из античной науки. Двумя такими методами были аналогия и этимология, разработанные эллинистическими грамматиками и превращенные Исидором в универсальный инструмент научного анализа. Этимология как поиск первооснов дала ему возможность представить все знание как сумму первоэлементов, а аналогия позволила установить связь между макро-и микромиром. Трактаты Исидора приняли вид терминологических исследований, разъясняющих смысл и содержание главнейших понятий, которыми оперировал средневековый человек. Широкое использование в них греко-римских источников не означало, конечно, возврата к античному миропредставлению, но определяло тем не менее качества того материала, из которого потом синтезировалась европейская культура. Оно наложило отпечаток и на духовный облик самого Исидора, которому стала ближе статическая безмятежность стоической морали, чем мистика Григория Великого или взволнованная динамика Августина: свой опыт самоанализа, составленный в форме риторического увещания («Синонимы»), Исидор заканчивает заимствованным у Цицерона гимном разуму и фактически не оставляет места христианской аскезе. Призыв «познай свою природу» для него важнее призыва «переделай ее».

Потомки ценили Исидора не только как ученого, но и как стилиста, называя «исидоровским» возвышенный слог риторической молитвенной прозы. В «Божественной Комедии» его имя названо рядом с Бедой Достопочтенным:

За ним пылают, продолжая круг, Исидор, Беда и Рикард с ним рядом, Нечеловек в превысшей из наук.

(~560–636)

Детские и юношеские годы

Исидор Севильский родился в семье государственного служащего, Севериана, в Гиспалисе (Испания), куда она перебралась из Нового Карфагена.

По некоторым данным, до этого события Севериан занимал пост губернатора Карфагенской провинции, но был изгнан оттуда за отстаивание веры и противодействие арианству.

Дата рождения Исидора Севильского определяется приблизительно 560-м годом.

Севериан умер вскоре после появления Исидора на свет. Оплакав почившего мужа, вдова приняла решение отложиться от мира, постричься в монашество. Своего сына, Исидора, она поручила старшим сыновьям (братьям Исидора), а затем, взяв с собой дочь, Флорентину, поступила в обитель. Впоследствии, благодаря труду и молитве, она удостоилась стать настоятельницей монастыря (её имя в монашестве — Туртура).

Этот поступок едва ли можно оценивать как безнравственный, безответственный: старшие дети Туртуры были достаточно самостоятельными людьми; один из братьев, Леандр, опекал Исидора так, словно тот был ему сыном, а сам он — отцом.

Леандр оказался строгим педагогом. Согласно преданию, однажды Исидор, не выдержав строгости брата, позволил себе убежать из дома. Гуляя, он обратил внимание на лунку в камне, образовавшуюся под действием капель воды. Задумавшись, он пришёл к поучительной аналогии: как вода непрестанным падением точит камень, так и человек непрестанными упражнениями добивается в жизни успехов. Осмыслив поведение Леандра, он раскаялся и возвратился домой.

Вскоре, следуя примеру матери, но главное, зову своего сердца, Леандр принял монашество. При этом он не забывал об Исидоре, продолжал заботиться о нём: был ему добрым наставником в религиозно-нравственном отношении; кроме того, помогал с изучением общеобразовательных дисциплин.

В 578 году Леандра возвели на Гиспальскую епископскую кафедру. С этого времени заботу об Исидоре взяла на себя их общая сестра, Флорентина, ставшая, после смерти Туртуры, настоятельницей обители.

Обучаясь Божьей премудрости и светским наукам, Исидор проявлял немало усердия. Интересующие его фрагменты или даже целые книги он часто заучивал наизусть. За время своего обучения он постиг множество предметов, овладел философией, греческим, латинским и еврейским языком.

Считается, что заключительный образовательный этап он прошёл в епископской Гиспальской школе, славившейся богатым библиотечным фондом (по другим сведениям, он завершил обучение в одной из местных обителей).

В это время Исидор всерьёз помышлял о монашеской жизни.

Монашеский путь

Приблизительной датой окончательного отстранения Исидора от мира и поступления в монастырь называют 590 год.

Согласно дошедшим до нас хроникам, жизнь Исидора в монастыре была близка к затворнической. Наряду с ежедневными аскетическими упражнениями, он занимался наукой, подготавливал материалы, необходимые ему для будущих творческих трудов.

Иногда его навещали Гиспальские священнослужители. Случалось, что его гостем был сам король Рекаред. Зная о высоком образовательном уровне Исдора, о его ревности, друзья предлагали ему оставить затвор и вступить на стезю проповедника.

Через некоторое время епископ Леандр призвал брата к себе, поручив ему роль диакона-помощника в текущих церковных делах.

Епископское служение

Зная брата как ревностного и образованного христианина, епископ Леандр видел в нём достойного преемника. Так и произошло.

В 600-м году, по смерти Леандра, на осиротевшую Гиспальскую кафедру поставили Исидора. Его избрание произошло при единодушном одобрении народом, Гиспальским клиром, королем Рекаредом, святителем .

Занимая кафедру, святитель Исидор не ограничивал сферу своей деятельности пределами своей территории, а старался способствовать укреплению веры на всей Испанской земле.

По смерти правителя Рекареда и последовавшей за сим дворцовой смутой, в Испании на какое-то время усилилось влияние ариан. Всё это время Исидор Севильский не переставал отстаивать Православие и как мог противодействовал арианским настроениям.

Начиная с правления Гундемара ситуация стала выправляться. В 610 году епископ Исидор получил приглашение прибыть в Толет на Церковный Собор. Решением Собора звание первого епископа Карфагенской провинции определили за Толетским епископом. Понимая, насколько такое решение важно для формирования среди Испанской паствы единства, святитель Исидор был в числе первых, подписавшихся под ним.

В 612 году испанский трон перешёл к королю Сисебуту. Сисебут покровительствовал Православным. К Исидору Севильскому он относился с дружественным чувством, и тот отвечал ему взаимностью (насколько позволяли нормы христианской морали и правила дворцового этикета).

Король благоволил к занятиям святителя научными исследованиями и всячески их поощрял, а Исидор, в свою очередь, помогал королю уместными советами в вопросах религиозного и государственного значения.

Одной из особых заслуг святителя в этот период стало устройство монастыря вблизи города Гиспалис. В задачу этой общежительной обители входила квалифицированная подготовка священнослужителей. Согласно преданию, из стен данного образовательного центра вышло немало хороших проповедников.

Вообще же, заботясь о просвещении верующих, Исидор Севильский способствовал организации многих школ.

В 619 году святитель он председательствовал на Гиспальском Соборе, рассмотревшим ряд канонических и дисциплинарных вопросов, а также вопрос о монофизитском архиерее, Григории. Роль председательствовавшего обнаружила в нём зрелого богослова, талантливого организатора, беспристрастного судью.

Со смертью Сисебута в Испании произошёл ряд событий, повлекших перемены в общественной жизни. Не все отнеслись к этому сочувственно. Но и в данный период отношения Исидора Севильского со светскими властями, в том числе с правящим королем Свинтилой, складывались хорошо.

После свержения Свинтилы, в 631 году, на престол взошёл Сисенанд. Отношения святителя с новым королём не отличались особой доверительностью и теплотой. Между тем, король видел в нём возможную потенциальную опору и не конфликтовал.

В декабре 633 года состоялся один из наиболее известных Испанских Соборов — IV Толедский. Обязанности председательствующего были возложены на Исидора Севильского. На тот момент времени он был старейшим испанским архиереем.

Собор принял ряд важнейших определений. После озвучивания исповедания истинной веры Христовой, Собор рассмотрел множество важных вопросов и принял несколько принципиальных определений: относительно упорядочения практики совершения храмовых богослужений; относительно правил жизни и поведения некоторых категорий верующих (монашествующих, кающихся, вдов); запрет принуждать иудеев, проживавших на землях королевства, к обращению в христианство и др.

Блаженная кончина

В конце земной жизни святитель Исидор страдал от тяжёлой болезни. В последние месяцы особе внимание он уделял нищим. Они во множестве посещали его резиденцию, и он милосердно жертвовал им необходимые средства.

После того, как здоровье святителя совершенно ухудшилось, он, желая очиститься исповедью, пригласил двух архиереев: Епартия и Иоанна. Расположившись на стуле, в церкви, перед алтарной перегородкой, он публично принёс покаяние. Исповедавшись, причастился Святых Даров, по-христиански испросил у собравшихся прощения, призвал к миру, завещал раздать оставшееся после него имущество бедным и перешёл в келью. Через 4 дня он почил. Год смерти святителя: 636-й.

Почитание

В 1063 г. мощи епископа Исидора были перенесены в г. Леон, столицу северного испанского королевства, и захоронены в церкви, которая впоследствии была переименована в церковь святого Исидора. Здесь они находятся и в настоящее время, помещенные в серебряную раку
В 1598 году епископ Исидор был канонизирован в католицизме как святитель, в 1722 году провозглашён там же Учителем церкви.
Русская Православная Церковь почитает его как писателя и историка, но не святого из-за того, что он был сторонником «Filioque». Однако ему посвящена одна из глав «Синаксаря», составленного иеромонахом афонского монастыря Симонопетра Макарием и изданного Сретенским монастырем в 2011 году. Его имя также внесено в святцы Православной Церкви в Америке в чине святителя.

Литературное наследие

От Исидора Севильского до нас дошло несколько литературных трудов. Среди них выделяются: , .

Исидор – Исидор Севильский, святой католической церкви, плодовитый писатель, составивший «Хронику» от «сотворения мира» до 626 г., автор «Этимологии».

Исидор Севильский (ок. 570-636). Родившийся в Севилье, брат архиепископа Леандро Севильского, которого он заменил в 600 году, Исидор получил превосходное классическое образование и специализацию в области права. Опираясь на вестготских королей, он выработал для Испании политическую и религиозную систему, которая нашла свое полное выражение во время Четвертого толедского собора в 633 году. Участник длительной переписки с королем Сисебутом и архиепископом Сарагосским, он заложил основы истории Испании в своей «Истории готов, вандалов и свевов», «Книге известных людей» и хрониках, а также многочисленных духовных и научных произведениях. Он является автором «Этимологии», своеобразной энциклопедии раннего христианского Средневековья.

Рюкуа А. Средневековая Испания / Аделина Рюкуа. – М., Вече, 2014, с. 230.

Исидор Севильский - святой, архиепископ Севильи, ученый, латинский писатель VI-VII вв. Родился в Картахене, в состоятельной семье около 570 г., умер в 636 г. Около 600 г. занял архиепископскую кафедру в Севилье. Исидору Севильскому принадлежат многочисленные естественно-научные, грамматические, исторические и богословские сочинения. В частности, он создал целую энциклопедию научных знаний своего времени «Начала» («Origines») в 20 книгах, а также проготскую «Истории готов, вандалов и свевов», рассказывающую о столкновении готов и византийцев с IV по VII в. и особенно подробно об их соперничестве за Южную Испанию. Описываемые в «Истории» события датированы по годам провинциального летоисчисления и по годам правления византийских императоров. В последней части хроники Исидора описываются события в Византии в период правления от императора Юстина II (565-578) до императора Ираклия I (610-641), включая нападения авар, напряженные отношения цирковых партий и вторжение славян в Грецию. В сборнике литературных биографий «Знаменитые мужи» Исидор запечатлел жизнь латинских авторов византийской Испании, императора Юстиниана I , Иоанна Бикларского , константинопольского патриарха Иоанна IV .

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 432.

Исидор Севильский (lsidorus Hispalensis) (ок. 560 - 4 апреля 636) - учитель Церкви, энциклопедист, выдающийся представитель «визиготского возрождения». Один из самых популярных авторов раннего средневековья, давший законченную картину христианского космоса. Автор «Этимологии» - энциклопедического словаря-справочника в 20 книгах (сохранилось более 1000 манускриптов). Исходя из параллелизма структур языка и физической реальности, Исидор при описании явлений ограничивается рассмотрением этимологии их именований: напр., важны не причины движения небесного тела, но отчего оно так называется (qua ex causa ita vocetur). Трактат «О природе вещей» (612) содержит символическое и аллегорическое истолкование видимой вселенной. Цель экзегетических и литургических сочинений Исидора - просвещение клира. В важнейшей из догматических работ - «Сентенциях» - утверждается примат церковной власти над светской. Исторические работы: «История готов», «Всемирная история», «О замечательных мужах».

В. В. Петров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 156-157.

Исидор Севильский (Isidorus Hispalensis) (ок. 560 - 4.IV.636) - средневековый испанский церковный деятель и ученый. С 599 года - епископ Севильский. Был широко образованным для своего времени человеком (им цитируется не менее 160 христианских и классических авторов, в том числе Аристотель, сочинения которого Исидор Севильский использует одним из первых); у Исидора Севильского мы встречаем разграничение наук на тривиум и квадривиум. Из многочисленных работ Исидора Севильского для истории имеют определенное значение "Этимологии" ("Ethymologiarum sive originum libri XX") - своеобразная энциклопедия раннего средневековья, дающая немало интересного материала (например, по агротехнике), но представляющая собой механическому компиляцию из античных источников, "История королей готов, вандалов и свевов" ("Historia de regibus gothorum, wandalorum et suevorum"). Писания Исидора Севильского дают отчетливое представление об уровне образованности того времени. Авторитет Исидора Севильского католическая церковь стремилась использовать для обоснования папских притязаний на светское господство; в 1598 году провозгласила его святым.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Сочинения: PL, v. 81-84; Отрывки из "Этимологии", в кн.: Агрикультура в памятниках Зап. Средневековья, М.-Л., 1936, с. 1-40.

Литература: Fontaine J., Isidore de Séville et la culture classique dans l"Espagne wisigothique, v. 1-2, P., 1959.

Далее читайте:

Здоровье и медицина в средневековой Франции (о роли Исидора Севильского).



Публикации по теме

  • Форель в сметанном соусе Форель в сметанном соусе

    В сметанном соусе с горчицей, рецепт с фото. Приготовление форели в духовке. Как приготовить форель вкусно. Наверное, самый быстрый и...

  • Четверка Кубков: значение карты Таро Четверка Кубков: значение карты Таро

    Настроение этой карты лучше всего определяется понятиями "пресыщение", "перебор". Помните о непостоянстве наших чувств: мы всеми силами...