Учение николаитов. Современные николаиты

«Впрочем, то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» - /Отк.2.6/. “Так и у тебя есть держащиеся учения николаитов,что Я ненавижу”. /Отк. 2.15/.

Что это за Николаиты? Это слово состоит, происходит из двух греческих слов: “niko” - «нико», “nikolaity” - «николаит», ”nikao” - “никао”, что, значит: означает «покорять». И Слово “lao” - “лао”. “Laos” - «лаос»означает «народ», или что значит “миряне”. Или другими словами «лаос» - это «церковь, тело». “Николаит” означает: “покоряющий мирян”.

Другими словами сделать какого-нибудь мужа, кого-нибудь над другими. Если прихожане были покорены, значит там, была и делала это какая-то «власть».

«Власть - обладающей возможностью подчинять своей воле, управлять или распоряжаться действиями других людей» - /БСЭ/. “Dominate” - властвовать, господствовать. «Таким образом, это имя обозначает одно и то же и их оба можно истолковать как порочный учитель, одержавший победу над народом и покоривший их ядовитой ереси» - /Баркли/.
«Николаиты - одна из многочисленных анти системных сект средневековья, следовавшая сатанинскому культу» - /Л.Гумилёв «От Руси до России», с.74/.
Николаитство - организация человеческого правления в церкви, как и всякое правление, подчиняет народ своим законам».
Баркли говорит: «Николаиты ободряли христианам пойти на компромисс с миром. Один английский богослов так характеризует учение николаитов: "Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранить как можно больше христианских норм жизни". Это новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы. В представление Иоанна николаиты были хуже язычников, потому что это были враги в своем лагере. Николаиты не хотели отличаться от других; с практической точки зрения это были самые опасные враги, потому что, если бы их учение преуспевало, то оказалось бы, что не христианство изменило мир, а наоборот - мир изменил бы христианство».
Что происходило в той церкви, что ненавидел Бог? То, что происходило тогда, и позже. Очевидный факт, некто в той ранней церкви делал что-то такое, что покоряло прихожан и происходит сегодня, в точности передаётся значением слова «николаиты». Люди были каким-то образом подчинены, что абсолютно противоречило Слову Божьему.
Почему же это так ужасно?

Это ужасно, потому что Бог никогда не отдавал Своей церкви в руки избираемого руководства, как это делается в руководство баптистов которое движет, имея человеческие пристрастия. Бог предоставил свою церковь заботе уже назначенных Богом людей. Наполненных духом и живущих Словом Божьим, которые ведут народ, питая их, Словом Божьим. Он не разделил людей на классы так, чтобы массы были ведомы святым священством и наёмными пастырями. Это верно, что руководство должно быть святым, но тогда таким должно быть и всё собрание. И далее, в Слове нигде не сказано, чтобы священники или служители или тому подобные посредничали между Богом и людьми, и также не сказано, что они отделены в своём поклонении Господу. А сказано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» - /1Тим.2.5 /.Бог желает, чтобы все вместе любили Его и служили Ему.
Николаитство разрушает эти наставления и вместо этого отделяет служителей от народа и ставит лидеров “над”, как господ, вместо того, чтобы им быть слугами. И это учение в первом периоде началось как дела. Как и сейчас. Можно об этом прочитать в журнале: «Миссионер»-2.2004 , автор статьи А.Шмидт: «Как живёте сёстры, в братстве? » Пишет в защиту лидерство сестёр в церкви такие слова: «В таком случае главная задача служителя - подготавливать лидеров-помощников… Сёстры?! Лидеры?! Да именно так».

Ну что же, тогда нужно разобраться, что же такое лидер?

Английское слово “leader“ - ведущий, руководитель, от “lead“ - вести. Глава, лицо, идущее первым в каком либо деле» (БСЭ). Итак, рассматривая статью, автор предлагает: «помогите сёстрам, … реализовать свой лидерский потенциал». А что у сестёр его нет? Заниматься домашним хозяйством это что не сестёр потенциал? Значит, понять можно так, дать власть сёстрам над братьями-мужчинами. Это начало того «николаитство» - покорять народ. Если в Откровении (2.6) Бог ненавидит всякое «николаитство», то автор статьи к этому призывает: «поможет развить женское служение и устранить дефицит лидеров-помощников». Это, значит, снять с себя ответственность и возложить на сестёр и сделать их лидером - николаитом. И Бог пусть с них спрашивает. Но это не соответствует Писанию! Писание говорит: «И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты?» - /Быт.3.9/. Бог будет спрашивать с руководящих братьев в любом случае. Как и написано: «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, …учить и вводить в заблуждение рабов Моих…/Отк.2.20/. И это предупреждается что ни «старшим» лидером, ни епископом, сёстры не могут быть в церкви.
Проблема находится в двух словах: “старшие ” по греч. — пресвитерос, и “попечители” греч.— эпископос. Хотя Писание показывает, что в каждой церкви находится несколько старших, некоторые (среди них Игнатий) начали учить, что эта идея епископа состояла в том, чтобы иметь превосходство или же власть и контроль над старшими. Вся истина в том, что слово “старший” означает, кто есть этот человек, в то время как слово “епископ” означает функцию того же самого человека. «Старшим» является определённый человек. Епископ — это функция этого человека. “Старший” всегда относится просто к человеческому хронологическому возрасту в Господе. Он старший не потому, что он выбран или поставлен и т.д., но потому что он старше. Он более закалённый, подготовленный, не новичок, надёжный благодаря опыту, и доказанному длительное время христианскому опыту

Но нет, епископы не придерживались посланий Павла, но, скорее всего, они прибыли к Павлу, потому что он позвал старших из Ефеса в Милит. (Деян. 20.17 гл. ). В 17-м стихе написано, что были позваны “старшие”, и затем в 28-м стихе они названы блюстителями, попечителями (епископами). И эти епископы (несомненно, с политическим уклоном ума и желающие власти) настаивали, чтобы Павел слову “попечители” придал большее значение, чем просто местный старший (пресвитерос), с официальным качеством только в его собственной церкви. И Павел говорит: «И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» - /Деян.20.30/ . Они теперь представляли себе епископа как имеющего власть над многими местными лидерами. Такое понятие не соответствовало ни Писанию, ни истории. Однако, даже такой видный человек, как Поликарп склонялся к такому устройству. Таким образом, то, что в первом периоде началось как дела, стало учением и так по сей день. Епископы всё ещё претендуют, на власть контролировать, людей и поступать с ними по своему желанию, размещая их в служении, где они пожелают.

Это есть анти - Слово и анти - Христос. Это отвергает руководство Святого Духа, Который сказал: «Отделите Мне Павла и Варнаву на дело, к которому Я призвал их” - /Деян.13.2/. “Иисус же, подозвав их, Сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, Но между вами да не будет так; а кто хочет между вами быть большим да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служила но чтобы послужить и отдать жизнь Свою для искупления многих» - /Матфея 20:25-28/. “А вы не называйтесь учителями ибо один у вас Учитель Христос а вы все братья; и отцом Себе не называйте никого на земле, ибо один у Вас Отец, Который на небесах”-/Мат. 23:8.9/.
Чтобы ещё больше это прояснить позвольте объяснить николаитство следующим образом. Вы помните, что cказано в Отк. 13:3 “И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена; но эта смертельная рана исцелена. И дивилась вся земля, следя за зверем”.

Теперь мы знаем, что раненой головой была языческая Римская Империя, эта великая мировая политическая сила. Эта голова вновь поднялась как “Рим Католическая духовная империя». Что делал политический языческий Рим для основания своего успеха? Он “разделял и покорял ” Это было самим зерном Рима разделять и властвовать. Его железные зубы разрывали и поглощали. Тот, кого он разрывал и поглощал, восстать уже не мог. Как было с Карфагеном, который он разбил “в пух и прах”. Те же самые железные семена сохранились в нём, когда он поднялся, как ложная церковь и его политика осталась та же самая, «разделять и властвовать». Это николаитство и Бог это ненавидит .
Это общеизвестно исторический факт, что когда эта грубая ошибка закралась в церковь, люди начали соперничать за эту должность епископа, в результате чего это положение отдавалось более образованным и материально преуспевающим людям с политическим складом ума. Человеческие знания и программа начали занимать место Божественной мудрости, Святой Дух уже больше не контролировал. Это было действительно трагичное зло, жуткая трагедии, ибо епископы начали утверждать, что от служителя уже больше не требовался ни явный христианский характер, ни Слово или обряды в церкви, но важными считались хлеб и вино и церемония. Это позволило нечистым людям (совратителям) разрывать паству в разные стороны.
После человеческого учения о возвышении епископов на место, не отведён им Писанием, следующим шагом была раздача титулов, которые выстроились в религиозную иерархию. Ибо вскоре над епископами поднялись, архиепископы и над архиепископами кардиналы и во времена Бонифация уже над всеми был папа, Понтифик.
Конечным результатом этого учения николаитов и смешения христианства с вавилонством должно было стать то, что увидел Иезекииль, «И вошёл я, и вижу; и вот всякие изображения пресмыкающихся и мерзких зверей, и все идолы дома Израилева, написанные по стенам кругом” - /Иез. 8:10/. “И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал великий Вавилон, и сделался жилищем лесов и пристанищем всякому грязному духу, и клеткой всякой нечистой и отвратительной птице, ибо вином ярости своего блудодеяния она напоила все народы” - /Отк. 18:2/.
Так вот, это учение николаитов, эти правила, установленные в церкви, многие люди не особенно улавливали, потому что они могли читать разрозненные послания или очерки о Слове, написанные некоторыми благочестивыми людьми.

Итак, что сделала церковь ("лжецерковь")?

Она отлучила праведных учителей и сожгла свитки. Они говорили: “Нужно специальное образование, чтобы читать и понимать Слово. Ведь даже Пётр сказал, что: «во всех посланиях, в которых, что писал Павел, есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутверждённые, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» - /2Петр.3.16/. Отобрав от людей Слово, вскоре заставили людей слушать и делать только то, что скажет им священник. Это они называли Богом и Его святым Словом. Они завладели умами и жизнью людей и сделали их слугами деспотического священства и подчинения баптистского руководство. Разве в баптистских церквях не происходит основа николаитство, когда говорят: встань перед всеми и покайся, тогда мы тебя примем в своё общество. Это что, как понять? Есть каждому над, чем подумать и принять решение.
Из этого ясно: начало восстановление николаитство. Понимаете, если вы уберёте Слово Божье и движение Духа как средство поклонения: «истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» - /Иоан.4.23/. Тогда придётся предложить людям взамен другую форму поклонения, а эта замена означает николаитство.

Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени.

Раннюю идентификацию николаитов мы находим у ранних отцов церкви. Но в своем описании и их мнение разделилось.

Одни описывали николаитов как последователей Николая Антиохийца, прозелита, выбранного в числе семи для дьяконского служения (Дн. 6:5). По этой теории Николай отпал от истинной веры и увлек за собой многих верующих.

По мнению других, хотя николаиты и получили свое имя от Николая, сам Николай не был еретиком, он просто был неправильно понят, и его учение извращено. Хотя и возможно, что отцы церкви были правы, связывая николаитов с Николаем Антиохийцем (истории известны случаи, когда церковные лидеры впадали в ересь), это больше похоже на попытку найти какое-нибудь имя в Писании для идентификации секты. С другой стороны, имя Николай было достаточно распространено и, может быть, вина Антиохийца была лишь в том, что его имя было такое же, как и у презренного еретика. Но в целом в своем описании доктрин и действий николаитов отцы церкви единодушны.

Иреней (140-202 гг.) говорит о николаитах, что они жили, «потакая необузданным похотям». Ипполит говорит, что Николай был один из семи, что он «отошел от истинного учения и у него были привитые привычки безразличия к пище и жизни». В «Апостольских постановлениях» (6,8) николаиты охарактеризованы как «бесстыдные в нечистоте». Климент Александрийский говорит, что они «предавались наслаждениям, подобно козлам… и вели жизнь, потворствуя своим слабостям и порокам…, душа их впадает в трясину порока, ибо следуют они собственным учениям о пользе наслаждений». Но он защищает Николая Антиохийского от всех обвинений, заявляя, что его слова о том, что «тело должно быть поругано», были извращены. Под этим Николай, якобы, имел в виду, что тело нужно подавлять; еретики же извратили его смысл, истолковав их так, что человек может «бесстыдно, по своему желанию, распоряжаться своим телом». Они извращали слова Николая «плоть не надо щадить»…и его словам стали следовать прямо и без рассуждения: последователи его ереси предавались бесстыдному разврату.

Совершенно очевидно, что николаиты проповедовали безнравственность. Игнатий замечает в своем длинном послании следующее: «Избегай также николаитов (ложно так названных), сластолюбцев и клеветников».

После осуждения эвионитов Иреней направил перо критики против николаитов. Николаиты учили, что благодать от Бога может получить только согрешающий, следовательно, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. В подтверждение своей истинной святости николаиты указывали на то, что они «чудотворно» исцеляли много активней, чем апостолы.

Тертуллиан писал: «Христос говорит, что Валаам научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых. Прочитайте историю Валаама, и вы увидите, что, по совету Валаама, народ Израильский был введен в грех: «Вот они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, за что и поражение было в обществе Господнем», т.е. они были пойманы в западню и хитрым образом попали в сети. Так народ Божий смешался с языческими дочерями, что закончилось для него трагедией. Николаиты учили, что можно есть что угодно, лишь бы тебе нравилось. А Христос говорит: «Я ненавижу это учение. Покайся». Вернись к основам Слова Божия! Бог в Своем Слове ясно сказал, что можно употреблять в пищу, а что нельзя! Нам к этому добавлять ничего не надо».

Мы читаем некоторые очерки об истории николаитов в работах Евсевия: «В это же время существовала – очень недолго – так называемая ересь николаитов; она упомянута и в Откровении Иоанна. Ее последователи хвалились, что Николай был одним из диаконов, товарищей Стефана, поставленных апостолами для служения бедным».

Викториний описывал николаитов следующим образом: «Николаитяне, действующие под именем Николая, придумали ересь, согласно которой идоложертвенное можно было принимать в пишу, и всякий прелюбодействующий получал очищение и покой на восьмой день».

Другая попытка идентифицировать николаитов достаточно популярна в некоторых богословских кругах. В этом случае внимание уделяется значению имени «николаиты» (νικᾷ и λαόν означают соответственно «побеждать, завоевывать» и «люди»), и выдвигается мнение, что эта группа угнетала рядовых членов церкви, развивая сложную систему церковной иерархии. Однако, это объяснение больше определено современными понятиями, и нет никакого доказательства, что это было вопросом в первом столетии. Нужно отметить, что этимология очень часто опасна для определения истинного значения термина. Более того, в самом тексте нет ничего, что поддерживало бы такое понимание.

Решение мы находим в отождествлении николаитов с «учением Валаама» (Откр 2:14-15). С одной стороны, у нас есть все основания полагать, что Николай был реальной личностью, с другой стороны, как учили многие раввины, – имя Николай является греческим эквивалентом еврейского Валаам (Νικολαΐτης составлено из νικᾷ + λαόν, точно так же как и Βαλαάυ, т.е. בִּלְעָם, составлено из בְּלַם + אָם, «уничтожил, поглотил, победил» + «люди»).

Вполне возможно, здесь игра слов: последователи некого Николая учили тому же, что и Валаам Ветхого Завета. И мы видим, как эта интерпретация более всего соответствует тексту и ситуации первого века.

Иоанн отождествляет учение Валаама с двумя проблемами: «они ели идоложертвенное» и «любодействовали». Ранняя церковь постоянно боролась с проблемой компромисса с язычеством (1Кор. 8-10; Деян. 15:20, 29; 1Кор. 5:1; 6:12-20; Евр. 13:4, Числ 25:1-18).

Николаиты являлись группой, которая развращала Божьих людей, представляя им компромисс с культурой их времени. Вместо того, чтобы поклоняться Богу и Ему одному, они предполагали, что для христианина допустимо участвовать в патриотических церемониях (праздники, ассоциирующиеся с поклонением императору). Возможно, что как часть этих церемоний или же как отдельную сферу компромисса они дозволяли прелюбодеяние и проституцию.

Николаиты поощряли христиан идти на компромисс с миром. Это была попытка установить разумный компромисс между установившимися обычаями греко-римского общества и сохранением как можно больше христианских норм жизни. Это новое учение николаитов больше всего затрагивало верхние слои общества, ибо именно им пришлось бы поступиться очень многим, если бы им пришлось соблюдать все христианские нормы.

В то время как сами проблемы могут отличаться, подобные компромиссы угрожают современной церкви. Каждое общество имеет своих «идолов», и очень часто от членов общества ожидается поклонение этим «идолам» или подражание традициям общества. «Николаиты» встречаются и сегодня среди нас. И хотя они под разными именами, но суть их одна: компромисс с миром.

Кто же такие эти Николаиты? Библия не освещает исторический аспект этого понятия, следовательно, нам следует обратить внимание на его духовное значение. Откровение – книга символов, соответственно и смысл этого понятия мы должны искать в самом значении этого слова, а не связывать его с именем конкретного человека. Название «николаиты» происходит от двух греческих слов: «никао» – «побеждать» и «лаос» – «народ», таким образом, дословно переводится, как «победа над народом », или «власть над собранием ». Для сопоставления нам дается история с Валаамом, чье имя означает, представьте, то же самое: Валаам образовано от двух древнееврейских слов, «бэла» – «побеждать» и «хаам» – «народ».

А что Библия говорит нам о Валааме? «Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр.2:14 ). Что, согласно этого текста, представляет собой «учение Николаитов, которое» – говорит Господь, – «Я ненавижу»? Исходя из вышесказанного, это учение Валаама. Чему же учил Валаам? Он «научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых». Чтобы было понятно, о чем идет речь, обратимся к самой истории с Валаамом и Валаком.

Валаам являлся Божьим пророком, и Писание начинает историю его падения с того, что он был позван Валаком для оказания противодействия Божьему народу, вышедшему с Моисеем из Египта: «И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона. И видел Валак, сын Сепфоров, все, что сделал Израиль Аморреям; и весьма боялись Моавитяне народа сего, потому что он был многочислен; и устрашились Моавитяне сынов Израилевых. И сказали Моавитяне старейшинам Мадиамским: этот народ поедает теперь все вокруг нас, как вол поедает траву полевую. Валак же, сын Сепфоров, был царем Моавитян в то время. И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке [Евфрате], в земле сынов народа его, чтобы позвать его [и] сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня; итак приди, прокляни мне народ сей, ибо он сильнее меня: может быть, я тогда буду в состоянии поразить его и выгнать его из земли; я знаю, что кого ты благословишь, тот благословен, и кого ты проклянешь, тот проклят» (Чис.22:1-6 ). Но в результате, он не проклинает, а, напротив, благословляет этот народ. Позднее Господь скажет об этом так: «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне во веки, потому что они не встретили вас с хлебом и водою на пути, когда вы шли из Египта, и потому что они наняли против тебя Валаама, сына Веорова, из Пефора Месопотамского, чтобы проклясть тебя; но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя» (Втор.23:3-5 ).

Но противостояние этим не окончилось. Залогом неприкосновенности народа и Божьего благоволения к Израилю была его верность Господу. Благословляя, Валаам говорит: «Не видел нечестия в Яакове и не усмотрел зла в Исраэйле; Господь, Бог его, с ним, и любовь царя (Господа ) с ним. Ведь нет ворожбы в Яакове и нет волшебства в Исраэйле. В свое время скажут Яакову и Исраэйлю о том, что Бог творит» (Чис.23:21,23, Танах Иудейский ). Валаам знал об этом и составил план, как привести народ Божий к падению: «И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава, и приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ [жертвы их] и кланялся богам их. И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля» (Чис.25:1-3 ). Любопытно то, что ответственность за данное отступление Господь, главным образом, возлагает на Валаама, хотя с его стороны был дан только совет Валаку, а исполнителями стали Моавитские и Мадианитянские женщины: «они, по совету Валаамову, были для сынов Израилевых поводом к отступлению от Господа в угождение Фегору, [за что] и поражение было в обществе Господнем» (Чис.31:16 ). Для чего Валаам сделал это? Как говорит Писание, он «возлюбил мзду неправедную» (2Пет.2:15 ). В чем состояло его учение, совет, который он дал Валаку? В том, как Валак, несмотря на благословение Господа, может победить Божий народ.
Итак, мы пришли к тому, с чего начали – к победе над народом. Средством для достижения этой цели, как уже говорилось, стало общение с языческими женщинами. Но ради чего эти женщины вступали в близкие отношения с израильтянами? Евреи нравились моавитянкам, и те их любили? Нет, скорее обратное. Моавитяне ненавидели Израиль, и поэтому через любодеяние целенаправленно склоняли Божий народ к идолопоклонству. А для чего? Чтобы получить над ними власть. То есть, в данном случае, любодеяние и идолопоклонство выступают только в роли средств с целью достижения земной власти.

Если этот принцип мы рассмотрим в контексте книги Откровение, то поймем смысл предупреждения, которое содержится в обращении Господа к церквям. Бог открывает Иоанну, что в самом Божьем народе имеются люди, которые утверждают свою собственную власть, заботятся о своем личном авторитете, а не о чистоте Божьей истины. А для того, чтобы осуществить свои цели, они продвигают собственные идеи и вводят народ в любодеяние и идолопоклонство.

Сначала появляются дела Николаитов. Еще в ранней христианской общине среди уверовавших появляются человеческие авторитеты, и происходит первое размежевание людей на мирян и духовенство: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя» (1Кор.1:12-15 ). Но благодаря активной борьбе апостолов с заблуждениями было предотвращено их распространение в ранней церкви: «знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы» (Откр.2:2 ).

… Римский император Константин Великий, чтобы упрочить свою власть в империи, легализирует христианское учение и делает его государственной религией. Он создает церковный институт, который становится идеологическим инструментом римского императора. Константин был заинтересован в сильном государстве с единой религией, и, конечно, его мало интересовала истина и чистота христианского вероучения. Поэтому, чтобы приспособить новую веру для граждан своей империи, он оказывает влияние на церковь, чтобы внести в ее учение языческие коррективы. В результате грань между миром стирается, и Божий народ начинает «любодействовать» с язычниками и служить их богам.

Религия очень часто использовалась власть имущими для укрепления личного влияния в обществе, но поскольку истинная вера с христианскими принципами не допускает управления людьми , а из руководителей народа делает слуг, то вслед за авторитетами меняются и сами принципы христианского учения. Благословляя, Валаам сказал об Израиле: «С вершины скал вижу я его, и с холмов смотрю на него: вот, народ живет отдельно и между народами не числится» (Чис.23:9 ). Отделенность от мира – это одно из первых условий для обитания Бога среди Своего народа. Но в процессе угождения людям и при допущении компромиссов в вопросах веры и нравственной жизни меняется сам подход к отношениям внутри и за пределами святого собрания, и, как следствие, происходит отступление. Вспомним, как произошло падение в Израиле – женщины Моава решили ублажить своих непрошенных гостей, ради того, чтобы получить власть над их верой. Израильтяне же, в свою очередь, потакая своей похоти, пошли на уступки язычникам и как следствие потерпели поражение. То же самое произойдет и с нами: если мы, подобно женщинам, которые уловляли народ, станем оказывать свое благорасположение людям неискренно, с целью поднять собственный авторитет в их глазах, произвести впечатление и оказать на них влияние, то в этом случае мы будем следовать учению Валаама, или Николаитов . А если, будучи в другой роли, мы станем обольщаться льстивыми словами, покупаться лживой обходительностью и не проявим принципиальности, то, подобно израильтянам, будем уловлены в сети заблуждения и греха.

Описанный пример отступления израильского народа демонстрирует нам, что происходило и происходит сейчас в среде духовного Израиля: руководители христианской общины, чтобы держать все под своим контролем, часто «вынуждены» уступать прихожанам, угождая их представлениям, преступая при этом слово Божье. Как и Константина, их не беспокоит чистота христианского учения, нравственные вопросы они решают по большинству голосов, и озабочены больше порядком в церкви, нежели духовным состоянием народа. А с другой стороны, сами люди, составляющие этот народ, по причине недостатка знаний и отсутствия собственного духовного опыта возлагают на руководителя роль «поводыря», чтобы его усилия восполнили недостаток их личных стараний и самостоятельного исследования Божьего слова. Таким образом, в наличии духовного авторитета заинтересовано не только духовенство, стремящееся получить власть над совестью людей, но и обычные прихожане, «миряне», находящиеся в водовороте своих мирских забот.

Среди многих верующих бытует мнение, что обычному человеку очень сложно, или даже невозможно разобраться в перипетиях духовной жизни, и ему необходим наставник, который направлял бы его и помогал избрать верный путь. Но если мы станем «копать» глубже, то увидим, что вопрос вовсе не в возможностях, а просто человеку самому не хочется, да и некогда по причине захватившей его личной жизни, разбираться в догмах Священного Писания, исследовать свое сердце и притворять в жизнь практическое благочестие. И как хорошо, на его взгляд, становится от того, когда появляется кто-то, кто научит, выслушает, даст конкретный совет. Когда есть рядом наставник, вместо того, чтобы искать волю Божию, человек охотнее принимает его правило, и когда есть тот, кому можно пожаловаться на свою жизнь, он скорее сорвется, чем проявит свое терпение. Духовное рабство человека проявляется там, где он следует совету авторитетного лица, вместо того, чтобы разобраться во всем самому. И получается, что в то время, когда сердце человека начинает болеть от пустоты, свою потребность в Боге он восполняет общением с людьми – так ему проще.

«Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лук.6:39,40 ).

Возможности любого, даже самого духовного и одаренного человека ограничены. Каждый человек имеет свой «потолок» знаний и духовного возраста, который не сможет преодолеть тот, кто у него учится (Матф.5:20 ). Таким образом, учащийся у учителей, а не у Бога, становится всего лишь тенью своего учителя, его слабым отголоском . Мало того, познания и духовный опыт другого человека никогда не заменит нам личных отношений с Господом, а значит, нам придется пройти весь духовный путь самостоятельно, иначе, нас просто не будет с Богом. Следуя за человеком, мы окажемся в яме в любом случае, независимо от того, за каким человеком мы следовали . То же самое можно сказать и о тех, кто пытается возглавить колонну. Никто из живущих на земле, кто ставит себя на место духовного авторитета для других людей, не следует за Господом: «Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Матф.15:12-14 ). Кто ведет людей за собой, тот уже свидетельствует о том, что он слеп, потому что не видит свет от Бога, иначе бы он стал направлять всех к Нему . Большинство ложных религиозных культов разных времен и народов имеют одну, общую для всех, концепцию, лежащую в основе их вероучения, которая звучит примерно так: «мы избраны Богом, верь нам – и ты спасешься!». Таким образом, подобный подход лежит в основе религиозного фанатизма и исключает личное водительство Божьим Духом, открывая возможности для господства над сознанием человека.

В таком случае, кто должен являться нашим духовным авторитетом? «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Матф.23:8-10 ). В последних словах Иисус подчеркивает, что мы не должны называться учителями и наставниками, и не называть себе отцом никого, кроме одного Бога. Господь желает иметь с каждым из нас личный контакт. Он Сам желает вести, учить и общаться с нами без всяких посредников. Человек создан для личного общения с Богом, и один «посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5 ). И какой должна быть реакция Господа, когда кто-то пытается залезть в Его личные отношения с человеком и встать между Богом и людьми?! Это осуществили Николаиты, и поэтому неудивительно, что их дела Господь ненавидит!

В книге Откровения мы видим, что Господь ненавидит учение Николаитов. «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр. 2:15). Что это за учение такое? Сегодня существует две точки зрения по этому вопросу. В этой статье я приведу обе, а вы сами решайте, какая больше похожа на истину. Бог дал вам Духа Святого, Который и даст вам различение.

Первая точка зрения.

Учение Николаитов возникло от некоего Николаса-антиохца, который был одним из семи дьяконов в Иерусалиме, и которое имело своих последователей. Эта группа проповедовала безнравственность и таким образом развращала детей Божьих. Считается, что Николаиты придумали такое еретическое учение, согласно которому в пищу можно были принимать идоложертвенное, посвященное идолам, а очищение можно было получить не как иначе, как через прелюбодеяние. Они участвовали в различных языческих пиршествах и праздниках. Николаиты учили, что можно поклоняться не только одному Богу, но и императору через участие в патриотических церемониях и праздниках. Николаиты поощряли христиан идти на компромисс с этой мирской системой, что и являлось сутью их учения. Они учили так: чтобы господствовать над грехом, необходимо сначала познать все глубины греха. Поэтому они вели очень безнравственный образ жизни, разрешая прелюбодеяние и проституцию. Вот вся суть первой точки зрения.

Вторая точка зрения

Об этой точке зрения мы поговорим более подробно, потому что в интернете существует больше информации по ее поводу.

Что же означает слово «Николаит»?. Это слово происходит из двух греческих слов: «niko” – «нико», «nikolaity” – «николаит», ”nikao” - «никао”, что, значит: означает «покорять». И Слово «lao” - «лао”. «Laos” - «лаос» означает «народ», или что значит «миряне”. Или другими словами «лаос» – это «церковь, тело». Итак, «Николаит” означает: «покоряющий мирян”. Из самого значения слова «Николаит» мы видим, Николаиты чему-то покоряли мирян. Когда Апостолы закончили свой жизненный путь, то через какое-то время восстала одна из самых мощных организации, через которую и начал свою деятельность дух Николаитства. Дух Николаитства - это дух господства и покорения мирян (людей из мира) не Слову Божьему, а покорение личности и человеческой религиозной власти, которая была установлена не Богом, а людьми.

Когда Бог ставит человека апостолом, пастырем, пророком, учителем или евангелистом, то тот не имеет право господствовать над людьми, а наоборот, подавать пример им своей жизнью и проявлять заботу и попечение о народе Божьем. Служитель должен осознавать, что это Божий народ, которые принадлежит Ему и не господствовать над ним. Но сегодня мы видим нечто противоположное. В наше время очень крепко утвердилось господство многих служителей над наследием Божьим. Сегодня Николаитство очень сильно развивается в протестантизме. В церквях устанавливается полный тотальный контроль над людьми, заключающийся в том, что человек без разрешения пастора не может даже, грубо говоря, и «пальцем пошевелить». Мы знаем, что в некоторых общинах пастор становится своего рода дверью к Богу. Некоторые даже берут слова Христа, Который сказал, что Он дверь овцам и ставят себя в статус Иисуса Христа говоря: «Я дверь в церковь Божью». То есть без их благословения, никто не может ничего сделать, включаю создание семьи, поездку в другой город и т.д. Вместо того, чтобы перевязывать «раны» народа Божьего, кормить здоровой духовной пищей и заботится, они контролируют во всем людей. Пастора, движимые духом Николаитства - это люди, которые захватываю власть в свои руки, и начинают господствовать над народом Божьим. Такие «служители» и есть Николаиты нашего времени.

Конечно же, все свои человеческие доктрины и теории они сплетают со Словом Божьим. Очень излюбленным местом Писания Николаитов являются стихи, где говорится о повиновении старшим. Они очень часто употребляют их в своих учениях, устанавливая через это свой тотальный контроль над людьми. Конечно, мы должны повиноваться пресвитеру, епископу и пастырю, который в свою очередь повинуется Богу, имеет Его характер и действительно с любовью заботится об овцах. Но николаиты вошли во власть с корыстью, чтобы господствовать над людьми. Они начинают контролировать все, что только возможно в вашей жизни. Некоторые из пасторов, находящихся под влияние духа Николаитства любят, чтобы вы приносили им десятины не как иначе, как в конвертах с именем и фамилией, где работаешь, какой имеешь достаток и т.д. Это делается для того, чтобы иметь над вами контроль, а не потому, что Бог не сможет вас благословить, если вы не сделаете так. Апостол Павел и другие апостолы никогда не брали власть над народом Божьим. Только Дух Святой может контролировать вашу жизнь. Никакой человек не имеет права этого делать.

Многие проповедники и пастора рассматривают прихожан своих церквей как источник своего существования. Николаиты считают, что руководство Божье должно тесно сочетаться с руководством человеческим. В некоторых церквях пастора становятся такими мини папами, и устанавливается их непогрешимы авторитет. У них есть такая свита под названием «братский совет», которая выставляет пастора непогрешимым, неприкосновенным и чуть ли не идеальным человеком. Николаиты считают, что управление в церкви должно происходить не только через Слово Божье и человеческим. Тем самым они по плоти начали ставить на служение тех людей, которых сами считают нужным поставить, а не Господь, делая людей полностью подотчетными себе. Они так же учат, что через послушание им, люди получат помазание, которое они имеют. Их излюбленными местами Писания являются те, которые говорят о послушании и повиновении. Они используют их, чтобы заставить людей безоговорочно повиноваться всякому их учению и слову. Некоторые пастора сегодня назначены вышестоящими служителями-николаитами, а не поставлены Богом. Если пастора поставил на служение Бог, то он никогда не будет господствовать над Его народом, а если он имеет незаконную духовную власть, то это будет проявляться в тотальном контроле над людьми. В этом и есть отличие истинных пасторов от наемников.

Итак, Николаитство – это человеческая система правления в церкви. Николаиты ставят себя вместо Святого Духа, свергая Его власть умышлено или нет. По Писанию, мы должны во всем советоваться со Святым Духом, но Николаиты таким образом устанавливают тотальный контроль в церкви, что люди во всем должны советоваться с ними и без их разрешения ничего не могут делать. Это и означает, занять место Святого Духа. Это дьявольское учение проникшее в церковь, которое Бог ненавидит. Это учение ставит служителей в особый ранг, но Писание говорит нам, что пред Господом мы все равны и искуплены Его драгоценной Кровью. Разве не сказал Иисус Христос: «Иисус же, подозвав их, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».(Матф.20:25-28). По мирской системе сатаны, начальники господствуют над подчиненными, но в Царстве Божьем другие законы, и те, кто не желают подчиняться им, находятся вне этого Царства. В церкви Христа существует такой закон: «Кто хочет быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым, да будет вам рабом». Но Николаитов этот закон не устраивает. Они не желают быть слугами. Они любят власть и уважение.

Иисус Христос никогда не устанавливал иерархию. Мы видим, что наш Господь, Который есть Бог, никогда не вел Себя как господствующий над двенадцатью учениками. Он не вел Себя как стоящий над Ними. Не ученики мыли Ему ноги во время вечери, а Он им мыл, показывая тем самым пример.

Павел сказал: «Мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими». (1Фесс.2:7). Николаиты придерживаются другого мнения. Они корыстолюбивы и желают держать свой контроль над всеми. Для этого они и установили иерархическую систему, где каждый должен быть подотчетен старшему, а тот в свою очередь еще старшему.

Конечно же, церковь должна быть подчинена служителю, но служителю, который управляет Церковью не своим духом, не по своему желанию, а по учению Иисуса Христа. Если пастор руководит церковью по учению Христа, тогда верно слово: «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого» (1Фесс.4:8). Но это верно только в том случае, если Дух Святой через него пасет церковь. Но если пастор управляет церковью не по учению Христа, то он не может говорить, что люди непокорны Богу, если не покоряются ему. Как раз получается наоборот в данном случае. «Непокорные» могут быть на самом деле покорны Богу, поэтому и противятся не Божьему правлению пастора. И это Дух Святой открывает им глаза на его безбожное правление. Но таковых называют бунтарями и быстренько от них избавляются.

Да, в церкви есть епископы, пастора, учителя и т.д., но это люди должны учить народ Божий следовать за Христом, имея личное водительство Духом Святым, а не господствовать своим человеческим духом над наследием Божьим. Бог через Писание нам говорит «… все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим. 8:14). Дети Божьи не водимы пресвитером, или епископом, или пастором. Они водимы Духом Божьим. А кем вы водимы сегодня?

Пастырь, поставленный Богом, никогда не будет указывать людям, куда им идти; что им читать, а что не читать; какие проповеди им слушать, а какие нет; в какую церковь пойти на общение, а в какую не пойти; с кем общаться, а с кем нет. Но он как брат во Христе просто старается помочь в каких-то вопросах тем, кто еще чего-то не понимают, но не контролирует. Но Николаиты берут место Писания, где говорится: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава - муж, а Христу глава – Бог». (1Кор.11:3) и вставляют между Христом и мужем целую не библейскую иерархию. Павел ясно сказал, что жене глава муж, а мужу глава Христос и все! Какой пастор может быть ему главой, а пастору – старший пастор, а тому епископ и т.д.? Это заблуждение. Нигде Бог не сказал, что пастор – это глава церкви. Написано ясно и понятно: «И Он есть глава тела Церкви» (Кол.1:18), а не пастор или епископ. Иисус Христос руководит церковью через личное водительство Духом Святым и через тех, кто послушен Его учению и кто является слугой Его народу, а не господином.

Кто такой пастырь? Это обычный человек, обычный брат, которого Бог наделяет талантом терпеливо и с любовью заботиться о Его детях. Но он не ставится в церкви вместо Иисуса Христа. Нигде мы не видим, чтобы Бог наделил властью пастыря главенствовать над церковью Иисуса Христа.

Посмотрите, что говорит Писание о старшинстве в среде верующих. «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть НИЧТО, а все Бог возращающий» (1 Кор.3:5). Вы видите, что Апостол Павел говорит? Насаждающий – Апостол и поливающий – пастор есть НИЧТО. Апостолы, пастыри, епископы и др. есть НИЧТО, т.е. они не являются какими-то особенными помазанниками, чем себя сделали сегодня Николаиты. Они обычные братья во Христе Иисусе, которые помогают народу Божьему вырасти в духовный возраст Христа и наладить с Ним близкие взаимоотношения.

Павел так же написал: «Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь» (1Кор.3:4-5). Мы видим, что Апостолы и пастора всего лишь слуги, которые должны служить людям и не более. Не они приводят вас к духовному возрастанию, а Господь. Но в некоторых деноминациях и церквях, пасторов и епископов превознесли чуть ли не до уровня Христа.

Если в вашей церкви во всем нужно спрашивать разрешения у пастора, куда пойти и куда поехать, то это не правильно. Вы должны быть водимы Святым Духом. Пастор может только посоветовать, но решение принимаете только вы. Пастор так же может только подтвердить то, что вам уже открыл Господь, но вы никогда не должны строить свою жизнь, принимать какие-либо решения по словам, сказанным вам пастором.

Слово Божье нам говорит, что есть только один посредник между Богом и людьми – это Иисус Христос. «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5). Только Иисус Христос может быть посредником между нами и Богом. Никакой пастор, как бы он ни был помазан, не имеет права быть посредником между церковью и Богом, а так же господином над церковью и ее главою. Сам Господь Иисус Христос ведет Свою церковь посредством Своего Слова, ведь написано, что все водимые Духом Святым, суть сыны Божьи. Иисус Христос правит Своей церковью (каждым в отдельности чадом Божьим), через водительство Духом Святым, а не через водительство пастором. Пастырь имеет право только лишь присматривать за людьми и подсказывать там, где ему говорит это делать Дух Святой.

Если в церкви правит дух Николаитства, то обязательно там будет утверждаться учение Валаама. Вы знаете, если читали Библию, что Валаам имел дары от Бога, но был корыстолюбив. Николаиты делают так, что вы начинаете подчиняться не словам Иисуса Христа, а им. Дух Святой оставляет такие общины, где правит дух Николаитства и эти общины уже нельзя назвать церковью Христа. Там начинают править такие духи как:

1). Дух Искариотства, который выражается в любви к деньгам. В таких общинах любят говорить о деньгах, богатстве, процветании и успехе, а так же заставляют приносить подписанные конверты с десятинами.

2). Дух Валаамства, находящийся в пасторах, имеющих дары, но любящих деньги, и готовых высвобождать проклятия на тех, кто не приносит десятины; любящих запугивать адом тех, кто в чем-то не согласен с ними.

3). Дух Деатрифизма, который проявляется в соперничестве и любви к первенству.

4). Дух Иезавели, который часто может использовать женщин, которые являются «правой рукой» пастора, руководя им и побуждая принимать те, или иные решения.

5). Дух Антихриста, который во всем противостоит Христу, и что выражается в том, что пастор становится на место Христа, контролируя во всем людей и становясь их личным путеводителем.

Вот что происходит в таких общинах, но большинство находящихся в них людей настолько духовно слепы, что не способны разглядеть все это беззаконие. Весь ужас в том, что когда эти люди придут ко Христу, то Он скажет им: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:20-23). Если вы как христианин не водимы Духом Святым, то рискуете оказаться среди тех, кто будет отвергнут Господом. Перестаньте быть водимы своими лидерами и пасторами. Ищите во всем водительства Божьего и будьте послушны Христу. А если в вашей «церкви» невозможно одновременно быть послушным учению Христа, Его водительству и быть послушным пастору, то бегите с этой «церкви».

Христос сказал: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»? (Иоан.4:24). Поклоняетесь ли вы Богу в истине Слова Божьего? Если дух Николаитства правит в вашей общине, то это просто невозможно делать. Когда учение Иисуса Христа извращается, то это уже не поклонение в истине Богу. Это поклонение в духе антихриста в соответствии с учением Николаитства. В таком случае в общине устанавливается сатанинский контроль, и люди начинают поклоняться не в духе истины Священного Писания, а в духе антихриста, который ослепляет глаза и сердца людей. Ослепленные верующие будут уверенны, что только они знают в полноте истину, что их церковь самая правильная, а пастор неприкасаемый помазанник.

Если вы увидели, что находитесь в организованной религии, где установлен непогрешимый авторитет вашего пастора, то у вас установлено Николаитство и ваша «церковь» не является церковью Христа. Это духовный Вавилон, из которого необходимо выходить. Начните стремиться к чистому Слову Божьему. Стремитесь к тому, чтобы вернуться назад к Христовому и Апостольскому учению. Имейте свободу, которую даровал вам Иисус Христос, и не подвергайтесь игу рабства. (Галл. 5:1).

© Дмитрий Митницкий

Спрашивает: dmitriy

Вопрос (сокращен): Откр. 2:15 Чему учили Николаиты?

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

Библия точно не дает указания, кто такие Николаиты. Имя Николай встречается единственный раз в книге Деяния Апостолов: «И угодно было это предложение всему собранию; и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святого, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников» (Деян.6:5). Николай был избран одним из дьяконов Иерусалимской Церкви. Однако же мы не видим, чтобы в дальнейшем Библия описывала этого Николая как проблемного человека. В книге Откровение название «Николаиты» появляется в двух местах:

- «Впрочем то в тебе [хорошо], что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Откр.2:6).

- «Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр.2:15).

Очевидно, эти названия не имеют никакого отношения к дьякону Николаю. Скорее всего, Николаиты являются псевдо-именем. Псевдо-имена очень часто используются в еврейской литературе для обозначения врагов, представляющих непосредственную угрозу. Так, в частности, ессеи, в своих книгах называли Римлян Хиттимлянами. Таким образом, римские власти, отслеживающие деятельность неугодных им группировок, не могли понять, о чем пишется в этих книгах. Позже в мидрашах для обозначения христиан используется псевдо-имя «Идумеяне». Всякая критика христианства в Византийский период строго наказывалась и поэтому компиляторы мидрашей не могли использовать слово «христиане» напрямую.

Таким образом, Николаиты – псевдо-имя, обозначающее какого-то непосредственного врага ранних христиан, которому в течение Ефесского периода развития христианства дается отпор, а в более поздний Пергамский период его присутствие в церкви превалирует.

Полное исследование пророческого исторического символизма 7-ми церквей выходит за рамки темы, поднятой в данном вопросе. Поэтому мы ограничимся лишь тем, что заявим, что 7 церквей, описанные в книге Откровение представляют собой различные исторические периоды/этапы. В частности Пергамский период характеризуется значительным проникновением и смешением языческих понятий и традиций в христианство.

С начала II в до н.э. самым главным врагом иудаизма стал эллинизм. Христианство, вынесшее библейские ценности за пределы еврейской нации, стало особенно уязвимо для нападок этого коварного врага. Но иудео-христиане первого века не позволяли эллинизму проникнуть и пустить корни. Это, скорее всего, имеет в виду Иоанн, описывая Ефесскую церковь. Иными словами, на наш взгляд, Николаиты – это эллинисты, которым удалось пустить глубокие корни в христианстве Пергамского периода, который начался в IV в.

Метки: Николаиты, Откровение Иоанна, учение Николаитов.



Публикации по теме

  • Форель в сметанном соусе Форель в сметанном соусе

    В сметанном соусе с горчицей, рецепт с фото. Приготовление форели в духовке. Как приготовить форель вкусно. Наверное, самый быстрый и...

  • Четверка Кубков: значение карты Таро Четверка Кубков: значение карты Таро

    Настроение этой карты лучше всего определяется понятиями "пресыщение", "перебор". Помните о непостоянстве наших чувств: мы всеми силами...