Вложения для бетанкур августин августинович. Организатор транспортной системы российской империи


Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.

Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой Педро де Сан-Хосе Бетанкур . Из живущих ныне представителей рода наиболее известны - Лилиан Бетанкур , владелица компании L"Oréal и колумбийский политик и сенатор Ингрид Бетанкур .

Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.

Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура — сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве - всем известный Манеж, гениальные перекрытия которого, созданные Бетанкуром, дожили до 2004 года..

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.

Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).

Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.


Могила А. А. Бетанкура на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру — Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника — скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.

Текст из книги:

Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.

Примечание:
* На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки туземцев - гуанчей , которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию

Аврелий [лат. Aurelius Augustinus] (13.11.354, Тагаста, Нумидия; совр. Сук-Ахрас, Алжир - 28.08.430, Гиппон Регий, там же; совр. Аннаба, там же), блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), еп. Гиппонский [Иппонийский] (с 395 или 396), виднейший лат. богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви .

Жизнь

А. традиционно разделяется на периоды: от рождения до Крещения (387), до принятия священства (391), священническое и епископское служение. Основным источником по раннему периоду служит его автобиографическое соч. «Исповедь» (окончено в 397 или 400). Поправки, к-рые необходимо делать при использовании этого произведения,- учитывая, что оно написано А. в 45-летнем возрасте, когда он уже был епископом и знаменитым ученым,- не уменьшают исторической достоверности «Исповеди», касаясь в основном второстепенных деталей (напр., изобилующие цитатами из Псалтири места, передающие внутреннюю речь юного А., еще не знавшего Свящ. Писания,- явный результат литературно-богословского преломления первоначального внутреннего опыта). Для времени с 388 г. важными источниками становятся Житие Августина, написанное его другом, учеником и сослужителем Поссидием , еп. Каламским, а также эпистолярное наследие самого А.

1-й период (354-387)

Огромное влияние на становление личности А. оказала его мать, св. Моника , ревностная христианка, сумевшая привить ребенку любовь к имени Спасителя (по обычаю того времени, А. не был крещен в детстве, но только оглашен) и тяжело переживавшая перипетии духовных злоключений своего сына. Отец А., Патриций, принадлежавший к сословию небогатой провинциальной знати (куриалов), принял Крещение лишь за неск. дней до смерти (371). Он прилагал большие усилия, чтобы дать А. хорошее образование, открывавшее путь к должности ритора или адвоката; за недостатком собственных средств ему приходилось прибегать к помощи благотворителей.

Получив начальное образование в родной Тагасте, А. обучался в грамматической и риторической школе соседнего г. Мадавра (363-366). Школа дала ему основательное знание лат. словесности и необходимые риторические навыки (греч. язык А. знал плохо и неск. улучшил свое знание лишь в зрелом возрасте). Для продолжения образования А. отправился в Карфаген (369). В столице рим. Африки юный А. предался «разгульной жизни», но вскоре чтение диалога Цицерона «Гортензий» (в наст. время известен лишь во фрагментах) зажгло в нем «любовь к мудрости», осветив идеал созерцательной жизни; примерно в это же время (лето 372) у А. родился сын Адеодат. Однако «истину» в этот период А. нашел не в Церкви. Первое знакомство со Свящ. Писанием оставило у него неблагоприятное впечатление: религия христиан представилась ему недостаточно рациональной и философской, а язык лат. перевода Библии - «Италы» (Vetus Itala, см. Библия. Переводы) - показался грубым, темным и далеким от античных образцов. Внимание А. почти на 10 лет привлекло к себе манихейство . Манихейский материалистический дуализм, в к-ром спасение рассматривалось как освобождение частиц «светлой субстанции» и возвращение их в «область света», предлагал, как тогда казалось А., рациональное объяснение мира. Кроме того, манихейская этика, делившая приверженцев учения на безупречных «посвященных» и «слушателей», к к-рым не предъявлялось строгих моральных требований, позволяла А. сохранять связь со своей конкубиной - матерью Адеодата.

По окончании образования А. вернулся в Тагасту, где стал преподавать грамматику и риторику (373). В следующем году он переехал в Карфаген, где продолжил преподавание и занялся научной деятельностью. Постепенно очарование манихейством стало проходить, чему способствовала встреча А. с одним из манихейских авторитетов, Фавстом Милевским , показавшим свою полную несостоятельность, а также знакомство со скептической философией Новой Академии. В 383 г. А. с семьей и друзьями (Навигием, Алипием , Небридием) переезжает в Рим; осенью следующего года он получает место преподавателя риторики, а через год - должность офиц. ритора в Медиолане (совр. Милан), где находилась тогда резиденция западнорим. императоров.

Здесь наступает окончательное разочарование А. в манихействе, в к-ром он так и не нашел ответов на волновавшие его вопросы; после непродолжительного периода увлечения скептицизмом А. знакомится в Медиолане с нек-рыми книгами неоплатонических философов Плотина и Порфирия в переводах Викторина Мария . Увидев существенное сходство между неоплатоническим учением о Втором Начале (Уме) и христ. учением о Слове Божием (Логосе), А. воспринял неоплатонизм как философию, ближайшую к христианству, хотя и осознавал, что между ними есть серьезные расхождения.

В Медиолане А. слушает проповеди свт. Амвросия Медиоланского , посещая в качестве оглашенного воскресные богослужения. От Амвросия он впервые узнает о методе аллегорического толкования Свящ. Писания, открывавшем возможность интерпретации тех мест ВЗ, к-рые манихеи считали «недостойными» и «соблазнительными». По словам самого А., главными препятствиями на пути в Церковь оставались для него в то время привязанность к плотским удовольствиям и честолюбие карьериста. В кн. VIII «Исповеди» описывается обращение к вере, к-рое А. пережил в 386 г.; кульминация его - чудесная сцена в саду, когда, услышав детский голос, напевающий слова «tolle lege» (возьми, прочти), А. взял бывшую у него книгу посланий ап. Павла и, прочтя открытое наугад место (Рим 13. 13-14), воспринял его как божественное призвание. С этого момента А. принял решение оставить светскую карьеру. Для философских раздумий и подготовки к Крещению А. удалился в Кассициак (поместье Верекунда, одного из своих друзей), где создал первые из дошедших до нас сочинений. Наконец, на Пасху 387 г. А. вместе с сыном Адеодатом и другом Алипием принял Крещение от свт. Амвросия.

2-й период (387-391)

После Крещения А. собрался на родину, но внезапная кончина матери задержала его в Италии еще на год. Осенью 388 г. А. вернулся в Тагасту и, пожертвовав все свое имущество на нужды местной Церкви, стал вести аскетический образ жизни. Слава А. как ученого и богослова росла и вскоре распространилась по всей Африке. В 391 г. во время случайного визита в Гиппон Регий А. по настоянию местной общины был рукоположен во пресвитера. В его обязанности входили учительство и проповедь, с к-рыми не справлялся престарелый Гиппонский епископ, грек Валерий.

3-й период (391-430)

За время своего священства А. основал первый в Нумидии мон-рь со строгими правилами общежития и полностью посвящал себя церковным делам: проповедовал, занимался толкованием Свящ. Писания, полемикой с манихеями. В 395 г. еп. Валерий, предвидя свою скорую кончину, сделал А. своим викарием, добившись разрешения рукоположить его во епископа. В следующем году после смерти еп. Валерия А. занял епископскую кафедру Гиппона Регия, на к-рой и пребывал до самой кончины. В течение 35 лет епископства А. приходилось решать множество церковных вопросов и защищать свою паству от ересей и расколов. Его деятельность и творческое наследие этого времени принято делить на этапы в связи с основными направлениями его полемики.

Начальный этап (390-400) - антиманихейский. Открытые диспуты с приверженцами манихейства часто оказывались результативными (обращение Феликса-манихея и т. п.). Хуже дело обстояло с распространившимся в это время в Африке донатизмом , напряженной борьбой с к-рым отмечен следующий этап (400-412). Можно сказать, что А. был самым выдающимся борцом против этого раскола. Поскольку лит. полемика ни к чему не привела, в 411 г. для осуждения донатистов в Карфагене при содействии имп. Гонория был созван Собор, ключевую роль на к-ром играл А.; многие донатистские епископы вместе с паствой присоединились к Церкви, и все же лишь репрессивные меры со стороны гос. власти привели к окончательному перелому в борьбе с расколом. Хотя нек-рые историки считают, что именно А. впервые обосновал допустимость религ. принуждения и преследования, его письма свидетельствуют о том, что он всячески стремился смягчить суровую рим. юридическую практику (пытки и т. п.), применявшуюся к раскольникам после того, как имп. указы поставили их в положение преступников (ср. Ep. 185 и 133). Сразу же после победы над донатистами начинается борьба с пелагианством (412-420). В 412 г. А. участвовал в Карфагенском Соборе против Целестия , последователя Пелагия, и написал свои первые антипелагианские сочинения. В 416 г. новый Карфагенский Собор повторно осудил Целестия, а также самого Пелагия. Полемика с последним стоила А. большого труда, т. к. в Риме Пелагий то был осуждаем, то находил поддержку и оправдание. Даже после решений Большого Карфагенского Собора (Consilium generale, 418) пелагианство имело множество сторонников. Кроме того, внутри этого течения возникли различные толки. Все это вынуждало А. продолжать писать против пелагиан до 428 г. В пылу полемики с учением Пелагия А. сформулировал доктрину о суверенности благодати в том ригористичном виде, к-рый известен как учение о предопределении святых и предосуждении грешников; именно в этом пункте мнение А. содержит наибольшее число спорных положений и должно корректироваться суждениями др. отцов Церкви, выработавших доктрину о синергии (прежде всего св. Иоанна Кассиана). В последние годы жизни А. вынужден был вступить в борьбу с вновь поднявшей голову арианской ересью.

В 426 г. А., ослабленный старостью и болезнями, избрал себе преемником пресв. Ираклия, к-рому и передал часть своих обязанностей. В 430 г. Гиппон осадили вторгшиеся в Сев. Африку из Испании вандалы . Во время осады А. заболел и на 10-й день болезни мирно скончался на 76-м году жизни. Последние распоряжения епископа - о церковном имуществе и о б-ке - характеризуют его как истинного пастыря и человека незаурядной учености.

Посмертное почитание

Похоронен А. был, по всей вероятности, в гиппонском кафедральном соборе (basilica pacis). О двух перенесениях его мощей сообщает Беда Достопочтенный (Chronicon de sex aetatibus mundi // Chronica minora / Ed. Th. Mommsen. B., 1898. T. 3. P. 21; Martyrologium // PL. 94. Col. 1023), свидетельство к-рого повторяет Павел Диакон (Hist. Langobard. VI 48 // PL. 95. Col. 655), а также лат. мартирологи IX-XII вв. Предполагается, что оба перенесения были связаны с бегством христиан от араб. нашествия: 1-е (из Африки на о. Сардинию) - в кон. VII в., 2-е (с Сардинии в Павию, столицу Лангобардского королевства) - при кор. Лиутпранде (712-744). Гробницу А. в Павии в ц. Сан-Пьетро-ин-Чьель-д"оро было доверено содержать и украшать монахам-бенедиктинцам, а с 1221 г.- регулярным каноникам (с 1331 вместе с августинцами). После того как последние в 1785 г. вынуждены были оставить ц. Сан-Пьетро, мощи в 1799 г. были перенесены в кафедральный собор Павии, но в 1900 г. возвращены в прежнюю церковь, вновь порученную августинцам. Здесь они почивают под алтарем (престолом), увенчанным мраморной аркой работы Дж. Бонуччо из Пизы, 1362 г. Мощи А. дважды (1022; 1728) подвергались опознанию и были признаны подлинными (папами Бенедиктом VIII и Бенедиктом XIII соответственно). Память А. как святого впервые встречается в Иеронимовом мартирологе (28 авг.); в Карфагенском мартирологе указана «кончина епископа А.» (29 авг.). Начало широкого почитания А. на Западе относится к понтификату Бенедикта II (684-685), при к-ром стараниями Цезария Арльского Римская Церковь приняла учение А. о благодати. Распространение культа А. происходило благодаря деятельности монашеских орденов, придерживавшихся Августинова устава ; монахи-августинцы праздновали память святого 5 раз в году: рождение (28 авг.), обращение (5 мая, позднее 24 апр.), 2 перенесения мощей (28 или 29 февр. и 11 окт., последнее упразднено при Пие X), воссоединение мощей (5 июня; праздновалось в 1338-1343). Расцвет почитания А. приходится на XII-XIII вв. С этого времени повсеместно, сначала в Старом, а затем и в Новом Свете, строятся церкви, освященные в честь епископа Гиппонского. На месте развалин древнего Гиппона в совр. Алжире построена гробница А., где хранятся его мощи.

История почитания А. в Вост. Церкви начинается, по-видимому, лишь в поствизантийский период. Известны две службы А., составленные афонским мон. Иаковом (Смирна, 1861) и архим. Иоанном Данилидисом (Афины, 1914). В рус. Месяцесловы память А. (15 июня) была внесена в XIX в. из греч. «Синаксариста» Никодима Святогорца . В совр. Типиконах рус. и греч. Церквей память А. не указана. В 1991 г. в митрополии Фокиды (Элладская Церковь) был основан мон-рь А. (Августина-Серафима Саровского муж. мон-рь), где хранятся частицы мощей блаженного и его матери св. Моники.

Сочинения

Лит. наследие А. огромно: до нас дошли 133 отдельных труда, 218 его писем, ок. 400 проповедей. Такая плодовитость А. особенно удивительна, если принять во внимание его занятость как епископа, к-рому приходилось регулярно вести продолжительные заседания епископского суда, принимать участие в Соборах, заниматься церковным хозяйством и благотворительностью, решать многочисленные проблемы паствы и т. д. Тематически дошедшие до нас сочинения А. можно разделить на 8 групп: автобиографические; философские и литературные; апологетические; полемические; экзегетические; догматические; нравственно-аскетические; пастырские.

Автобиографические сочинения и письма

Самое известное сочинение этой группы - «Confessionum libri tredecim» (Исповедь, в 13 кн.; 397-400) - написано А. в ответ на просьбу свт. Павлина Милостивого , еп. Ноланского, изложить историю своего обращения. Книги I-IX представляют беспрецедентную для того времени по глубине личного самовыражения духовную автобиографию, в к-рой рассказ сочетается с глубоким анализом пережитого. По ходу повествования рассматриваются различные проблемы: богопознание (книги VII и X), состав и структура памяти (кн. X), понятие материи (кн. XII), творение мира (с подробным аллегорическим толкованием начала кн. Бытия) и образ Св. Троицы (кн. XIII); в кн. XI изложена оригинальная авторская концепция времени.

В конце жизни А., подводя итог своей писательской деятельности, предпринял ревизию своих сочинений в труде «Retractationum libri duo» (Пересмотры, в 2 кн.; 426-427), где он каталогизировал 93 своих творения (132 книги), отметив те суждения, к-рые теперь казались ему ошибочными или неосторожными (кн. I охватывает период с 386 по 396, кн. II - с 396 по 426). Это ценный источник по вопросам эволюции мысли, датировки и аутентичности произведений А.

Эпистолярное наследие А. содержит письма самого разнообразного содержания (по богословию, философии, полемике, экзегетике, экклезиологии, литургике, этике и др. вопросам).

Философские и литературные

К этой группе относятся самые первые сочинения А., написанные в период 386-391 гг.: «Contra Academicos» (Против Академиков, в 3 кн.), «De vita beata» (О блаженной жизни), «De ordine» (О порядке, в 2 кн.), «Soliloquiorum libri duo» (Монологи, в 2 кн.), «De immortalitate animae» (О бессмертии души), «De quantitate animae» (О количестве души), «De magistro» (Об учителе). В этих сочинениях заметно сильное влияние неоплатонизма, характерное для раннего А.: представления о предсуществовании души, о Боге как умственном Свете, о превосходстве внутреннего над внешним, духовного над телесным, неизменного над изменчивым, простого над сложным, единого над множественным и др. Большинству этих представлений А. остался верен до конца жизни. К той же группе следует отнести сочинения «Disciplinarum libri» (О науках, 387, утрачено), «De grammatica» (О грамматике, 387, сохранился фрагмент). О трактате «De musica» см. раздел «А. о музыке».

Апологетические

Первое по времени сочинение этой группы - «De vera religione» (Об истинной религии, 389-391), где А. опровергает скептицизм и политеизм языческого об-ва и показывает, почему христианство следует считать единственной истинной религией. 2 небольших сочинения «De utilitate credendi ad Honoratum» (О пользе веры к Гонорату, 391) и «De fide rerum invisibilium» (О вере в вещи невидимые, 400) посвящены обоснованию необходимости веры для истинного познания, а также необходимости принятия церковной веры, и отвержения ее еретических искажений (в частности, манихейства). Но самая известная апология А.- 22 книги «De civitate Dei ad Marcellinum» (О граде Божием, к Марцеллину, 413-426). Трактат был задуман как ответ язычникам, видевшим причину разрушения Рима Аларихом (410) в том, что христ. Бог не смог якобы защитить Вечный город, издревле хранимый рим. богами. Апология распадается на 2 части: собственно апологетическую (книги I-X) и вероучительную (книги XI-XXII). В книгах I-V опровергаются суеверные представления о языческих богах; в книгах VI-X ведется полемика с языческими философами о монотеизме и политеизме, гаданиях и пророчествах, ангелах и демонах и др. Далее А. развивает собственную историософскую концепцию: история предстает у А. как поступательное движение человечества, состоящего из 2 градов-гос-в: Града Божия, в к-рый входят и ангелы, и града диавола, объединяющего людей, живущих по своей гордыне, с падшими ангелами. «Два града созданы двумя видами любви: земной - любовью к себе вплоть до пренебрежения Богом, Небесный - любовью к Богу вплоть до забвения себя» (XIV 28). Первые представители Града Божия и града диавола на земле - Авель и Каин. 6 последовательно сменяющихся периодов исторической жизни человечества (от Адама до Ноя, от потопа до Авраама, от Авраама до Давида, от Давида до Вавилонского пленения, от пленения до Пришествия Христа, от Христа до конца света) нацелены на достижение максимально возможного нравственного совершенства. Т. о., смыслом истории является нравственный прогресс. Град Божий на земле не совпадает с видимыми границами земной Церкви (последняя состоит не только из истинных праведников, но даже нынешние враги Града Божия впосл. могут обратиться и стать ее «гражданами»). В течение «века сего» (saeculum) Град Божий и град диавола до конца неразличимы и существуют в смешении; они будут различены и разделены лишь во время Страшного Суда. При общем пессимистичном взгляде на реальные земные гос-ва, к-рые при отсутствии справедливости, по словам А., ничем не отличаются от шаек разбойников (IV 4), он все же утверждает, что все царства, в т. ч. и Римская империя, необходимы и управляются Промыслом Божиим (V 1; 12; 21), а при добродетельном, особенно христ. правителе приносят большую пользу для подданных (V 3; 24-26), хотя авторитет Церкви и власть гос-ва - вещи до конца несовместимые. В трактате «Adversus Iudaeos» (Против иудеев, 428) А. доказывает истинность мессианства Христа и осуждает тех, кто продолжает соблюдать иудейские обычаи.

Полемические

В соч. «De haeresibus» (О ересях, 428-429) А. дает краткую характеристику 88 ересям, начиная от Симона Мага и кончая пелагианством. Др. сочинения этой группы направлены против определенных ересей и расколов времен А.

Антиманихейские. В самом раннем соч. этой группы «De moribus Ecclesiae catholicae et de moribus manichaeorum» (О нравах Вселенской Церкви и о нравах манихеев, в 2 кн., 388) речь идет о Церкви как источнике благодати и святости. В сочинениях «De libero arbitrio» (О свободном решении, кн. I - 388, книги II-III - 399) и «Contra Secundum manichaeum» (Против Секунда-манихея, 399) речь идет прежде всего о том, что все сущее - благо уже постольку, поскольку оно существует, а зло не есть нечто сущее, оно несубстанциально. В соч. «De duabus animabus contra manichaeos» (О двух душах против манихеев, 392) А. доказывает, что души всех людей суть творения Единого Бога. «Disputatio contra Fortunatum» (Рассуждение против Фортуната, 392) представляет собой запись двухдневной беседы А. с манихейским свящ. Фортунатом. В соч. «Contra Adimantum manichaei discipulum» (Против Адиманта, ученика манихея, 394) речь идет об аллегорическом понимании трудных мест Свящ. Писания. Соч. «Contra epistulam quam vocant Fundamenti» (Против послания манихея, именуемого Основным, 397) представляет собой опровержение основного догматического послания Мани своим последователям. В соч. «Contra Faustum manichaeum» (Против Фавста-манихея, в 33 кн., 397-398) А. защищает христианство от нападок Фавста Милевского. Диспут А. с манихеем Феликсом, отраженный в соч. «Contra Felicem manichaeum» (Против Феликса-манихея, 398), закончился обращением последнего в христианство. В соч. «De natura boni contra manichaeos» (О природе блага против манихеев, 405) речь идет прежде всего о несубстанциальности зла, источник к-рого заключается в свободе воли тварных существ.

Антидонатистские. Важнейшие среди них: «Psalmus contra partem Donati» (Псалом против партии Доната, 393), легко запоминающееся тоническое стихотворение с общедоступным кратким изложением основных аргументов против донатистов. В соч. «Contra epistolam Parmeniani» (Возражение на послание Пармениана, в 3 кн., 400) А. говорит об апостольском преемстве епископата, об относительной святости членов земной Церкви и независимости священнодействий от личности священника. В соч. «De baptizmo contra donatistas» (О крещении против донатистов, в 7 кн., 400) А. критикует донатистскую практику перекрещивания еретиков. В соч. «Contra Cresconium grammaticum» (Против Крескония Грамматика, в 4 кн., 406) он выступает защитником репрессивных мер имп. Гонория, принятых против донатистов в 405 г. Наконец, «Breviculus collationis cum donatistis» (Краткое изложение спора с донатистами) представляет собой отчет о диспуте между правосл. и донатистскими епископами на Карфагенском Соборе 411 г. Сюда же относят соч. «Contra litteras Petiliani» (Против писаний Петилиана, в 3 кн., 401-405) и нек-рые др.

Антипелагианские. К важнейшим из них относятся: «De peccatorum meritis et remissione et de baptizmo parvulorum ad Marcellinum» (О наказании и отпущении грехов, а также о крещении младенцев, к Марцеллину, в 3 кн., 411-412), где А. полемизирует с пелагианским учением об изначальной безгрешности (impeccabilitas) человеческой природы и указывает на обычай крещения младенцев, что ясно свидетельствует о распространении греха Адама на все человечество в целом; «De spiritu et littera ad Marcellinum» (О духе и букве, к Марцеллину, 412), где А. оспаривает пелагианский тезис о принципиальной возможности существования безгрешных людей; «De gestis Pelagii» (О деяниях Пелагия, 416), где А. впервые направил свою критику в адрес самого ересиарха; «De gratia Christi et de peccato originale contra Pelagium et Coelestium» (О благодати Христовой и первородном грехе против Пелагия и Целестия, в 2 кн., 417), в к-ром А. спорит с тезисом Пелагия о том, что благодать сводится всего лишь к природной свободе воли человека и евангельским заповедям. В 420-430 гг. А. пишет 4 сочинения против еп. Юлиана Экланского , защитника пелагианской ереси в Италии: «De nuptiis et concupiscentia ad Valerium» (О браке и вожделении, к Валерию, в 2 кн., 419-421), «Contra duas epistolas pelagianorum» (Против двух посланий пелагиан, в 4 кн.), написанное к папе Бонифацию I в 420 г., «Contra Julianum pelagianum» (Против Юлиана-пелагианина, в 4 кн., 421) и незаконченное соч. против него же («Contra secundam Juliani responsionem, opus imperfectum», в 6 кн., 429). К этому же периоду относится произведение «De anima et ejus origine» (О душе и ее происхождении, в 4 кн., ок. 421). В 426-427 гг. А. написал 2 сочинения о действии Божественной благодати: «De gratia et libero arbitrio ad Valentinum» (О благодати и свободном решении, к Валентину) и «De correptione et gratia ad Valentinum» (Об упреке и благодати, к Валентину). Наконец, в 2 последних (428-429) сочинениях, «De praedestinatione sanctorum ad Prosperum et Hilarium» (О предопределении святых, к Просперу и Иларию) и «De dono perseverantiae» (О даре упорства [в добре]), со всей яркостью выступили идеи позднего А. об отношении Божественного предопределения и свободы воли (см. раздел «Христология и сотериология»).

Прочие. Первое антиарианское соч. А.- «Contra sermonem arianorum» (Против проповеди ариан, 418-419). В 428 г. были написаны «Collatio cum Maximino» (краткий отчет о диспуте с арианским еп. Максимином) и «Contra Maximinum» (Против Максимина). Трактат «Contra adversarium legis et prophetarum» (Против противника Закона и пророков, в 2 кн., 421) посвящен полемике с маркионитами .

Экзегетические

Методы толкования Свящ. Писания обобщены А. в большом соч. «De doctrina christiana» (О христианском учении, в 4 кн., до 25 гл. кн. III - 396-397, окончено в 426-427). Экзегеза, по А., призвана возгревать в людях веру, надежду и любовь к Богу и ближнему. Если букв. понимание к.-л. места Писания не дает возможности для морального назидания, то такое повествование надо считать «переносным знаком», т. е. толковать аллегорически. Основные источники Августиновой экзегетической теории - новозаветная экзегеза (прежде всего ап. Павел), толкования свт. Амвросия и свт. Илария Пиктавийского , экзегетические правила донатиста Тихония , а также стоическая теория знака, к-рую А. дополнил идеей о реципиенте (воспринимающем субъекте) знака как необходимом компоненте его функционирования. Трактат содержит обзор необходимых для христ. экзегета научных и гуманитарных знаний и главные правила «преподнесения» проповеди (риторико-стилистические требования). Из комментариев на ВЗ следует отметить подробнейший философско-богословский анализ первых 3 глав кн. Бытия в 12 книгах «De Genesi ad litteram» (О книге Бытия буквально, 401-415; одноименная неоконченная книга, «De Genesi ad litteram imperfectus liber», появилась ранее, в 393-394). «Enarrationes in Psalmos» (Толкования на избранные Псалмы) представляют собой записи проповедей 394-418 гг. В 419 г. составлены 7 книг толкований на ветхозаветное Семикнижие (In Heptateuchum). Из комментариев на НЗ следует указать 4 книги «De consensu Evangelistarum» (О согласии евангелистов, 400), где А. разбирает особенности каждого Евангелия, а также реконструирует евангельскую историю на основе всех 4 Евангелий; до недавнего времени это сочинение являлось одним из основных руководств по экзегетике на католич. Западе. В 407-417 гг. был написан подробнейший комментарий на Евангелие от Иоанна - «Tractatus in Iohannis Evangelium» (124 рассуждения на Евангелие Иоанна). В 393-396 гг. А. написал 2 комментария на Послания ап. Павла к Римлянам - «Expositio quarumdam propositionum ex epistola ad Romanos» (Изложение некоторых положений из Послания к Римлянам) и «Expositio inchoata epistolae ad Romanos» (Предварительное изложение Послания к Римлянам), а также «Expositio epistolae ad Galatas» (Изложение Послания к Галатам). В 407-416 гг. были составлены «Tractatus in Epistolam Iohannis ad Parthos» в 10 книгах (Рассуждения на Послание Иоанна к Парфянам). В 427 г. А. написал соч. «Speculum» (Зерцало), представляющее собрание нравственных поучений из Библии. Принадлежность этого соч. А. иногда оспаривается, но оно значится в списке его трудов, составленном Поссидием; в ср. века это произведение пользовалось большой популярностью, было известно и на Руси (в переводе на слав.).

Догматические

Общее изложение христ. вероучения можно найти в соч. «De fide et symbolo» (О вере и символе, 393) и «De agone christiano» (О христианском борении, 396-397), где речь также идет о Промысле Божием и о необходимости противостоять силе искусителя. Самое пространное изложение веры с подробными рассуждениями о благодати и двойном предопределении находится в соч. «Enchiridion ad Laurentium seu de fide, spe et caritate» (Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви, 421). Различные догматические вопросы разбираются в соч. «De diversis quaestionibus LXXXIII» (О 83 различных вопросах, 389-396). Одноименное соч., адресованное Симплициану, еп. Миланскому,- «De diversis quaestionibus ad Simplicianum» - было написано в 396 г. Наконец, в самом значительном догматическом соч. «De Trinitate» (О Троице, в 15 кн., 400-415) помимо триадологии А. разбирает много др. вопросов: сущность и свойства Божии, христология, богопознание и др.

Нравственно-аскетические

Большинство сочинений этой группы посвящены отдельным христ. добродетелям: «О воздержании» (De continentia, 394-395), «Против лжи» (Contra mendacium, 420), «О терпении» (De patientia, 418). Идеалы девства и вдовства А. проповедует в сочинениях «О святом девстве» (De sancta virginitate, 400-401), «О благе вдовства, к Юлиане» (De bono viduitatis ad Julianam, 414). Восхвалению аскетизма посвящен трактат «О монашеском труде» (De opere monachorum, 400).

Пастырские

К этой группе относится соч. «De catechizandis rudibus» (Об обучении оглашенных, 400) и 396 проповедей (sermones) различного содержания: на отдельные места Свящ. Писания, церковные праздники, в память святых и др.

Язык и стиль А. сильно варьируется в разных его произведениях: от строгой и местами неск. тяжеловесной классической латыни богословских трактатов до простого и безыскусного стиля и почти народного языка устных проповедей, обращенных к простому слушателю. Писательское и ораторское мастерство позволяло А. всесторонне и глубоко описывать предмет своей мысли, находить удобный троп и развертывать его в яркую иносказательную картину, чеканить меткие запоминающиеся фразы. Как и др. лат. христ. авторы III-V вв., А. внес свой вклад в приобщение «христианской латыни» к достижениям классической лит-ры; именно этот синтез впосл. помог лат. языку стать гибким орудием средневек. философии и богословия.

С. А. Степанцов, А. Р. Фокин

Учение

Э. Н. И.

Соч.: Собр .: Editio Benedectina. T. 1-11. P., 1679-1700; PL. 32-47; CSEL; CCSL; Cayr é F . Bibliothèque Augustienienne: Oeuvres de S. Augustin. P., 1947-2 [текст, франц. пер. и коммент.]; Obras completas de San Agustín. Madrid, 1946-. (Biblioteca de autores cristianos) [текст, исп. пер.]; Opere di Sant"Agostino. R., 1970-. (Nuova biblioteca agostiniana) [текст, ит. пер.]; BKV. Kempten, 1911-1935. 12 Bde. [нем. пер.]; ACW [англ. пер.]; рус. пер.: Избр. соч. / Пер. И. Тодорского, В. Беляева. М., 1786. 4 ч.; Выбранные места из книг блаженного Августина о Православной кафолической Церкви и о нерадящих о ней / Пер. И. С. Тодорский. СПб., 1795; Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. К., 1880-1908. 11 ч.; 1901-19152. Ч. 1-8; Цветы благодатной жизни: Сб. СПб., 1997; Творения / Сост. и подгот. С. И. Еремеев. СПб.; К., 1998. Т. 1-2; автобиогр .: Confessiones (CPL, N 251) // PL. 32; CSEL. 33; CCSL. 27 (ed. L. Verheijen, 1981); Исповедания... / Пер. с лат. иером. Агапита (Скворцова). М., 1787; Tворения. Ч. 1; Исповедь...: Новый пер. М., 1914; Исповедь / Пер. М. Е. Сергеенко // БТ. 1978. Т. 19. С. 71-264; То же / Подгот. А. А. Столяров. М., 1991, 19972; То же / Сост. В. Л. Рабинович. М., 1992 (включ. Петр Абеляр . История моих бедствий); То же [отрывки] / Пер. Т. А. Миллер // ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 152-169; Retractationes (CPL, N 250) // PL. 32; CSEL. 36 (ed. P. Knoell, 1902); CCSL. 57 (ed. A. Mutzenbecher, 1984); Epistulae (CPL, N 262) // PL. 33; CSEL. 34/1-2, 44, 57, 58 (ed. A. Goldbacher, 1895-1923); Письмо ССLVIII (к Марциану) / Пер. и коммент. С. Степанцова // Богословский сб. / ПСТБИ. 1999. № 4. С. 124-128; филос .: Contra Academicos (CPL, N 253) // PL. 32; CSEL. 63; CCSL. 29 (ed. W. M. Green, 1970). P. 3-61; Против академиков // Tворения. Ч. 2. С. 1-104 (переизд.: Энхиридион, или О вере, надежде и любви / Сост. С. И. Еремеев. К., 1996. С. 5-73); Против академиков / Пер. и коммент. О. В. Головой. М., 1999 [лат. текст, пер.]; De beata vita (CPL, N 254) // PL. 32; CSEL. 63; CCSL. 29 (ed. W. M. Green, 1970). P. 65-85; О жизни блаженной // Tворения. Ч. 2. С. 105-138 (переизд.: Энхиридион... С. 74-97); De immortalitate animae (CPL, N 256) // PL. 32. Col. 1021-1034; CSEL. 89 (ed. W. Hörmann, 1986). P. 101-128; О бессмертии души // Tворения. Ч. 2. С. 299-418 (переизд.: Энхиридион... С. 208-225); De magistro (CPL, N 259) // PL. 32; CSEL. 77 (ed. G. Weigel, 1961); CCSL. 29 (ed. K.-D. Daur, 1970). P. 157-203; Об учителе // Tворения. Ч. 2. С. 419-473; Об учителе / Пер. В. В. Бибихина // ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 170-204; De ordine (CPL, N 255) // PL. 32; CSEL. 63; CCSL. 29 (ed. W. M. Green, 1970). P. 89-137; О порядке // Tворения. Ч. 2. С. 139-226 (переизд.: Энхиридион... С. 98-156); Soliloquia (CPL, N 252) // PL. 32. Col. 869-904; CSEL. 89 (ed. W. Hörmann, 1986). P. 3-98; Путь к познанию свойств божеских и человеческих, или Уединенное разглагольствование с Богом / Пер. С. Козловского. М., 1783; Единобеседование души с Богом / Пер. В. Беляева. М., 1783; Монологи // Tворения. Ч. 2. С. 227-298 (переизд.: Энхиридион... С. 157-207); муз .-теор .: De musica (CPL, N 258) // PL. 32. Col. 1081-1194; Aurelius Augustinus . Musik / Hrsg. C. Perl. Paderborn, 1936 [с нем. пер.]; La musique / Ed. et transl. G. Finaert, F.-J. Thonnard. P., 1947 [с фр. пер.]; полемико-апологет .: Contra adversarium legis et prophetarum (CPL, N 326) // PL. 42; CCSL. 52 (ed. K.-D. Baur, 1985). P. 35-131; Против ниспровергателей Закона и Пророков [отр.] / Пер. О. Е. Нестеровой // ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 206-207; Contra epistulam Manichaei quam vocant fundamenti (CPL, N 320) // PL. 42; CSEL. 25 (ed. J. Zycha, 1891). P. 193-248, Против послания манихея по имени Фундамент [отр.] / Пер. О. Е. Нестеровой // ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 207-208; Contra Gaudentium (CPL, N 341) // PL. 43; CSEL. 53 (ed. M. Petschenig, 1910). P. 201-274; Contra Iulianum pelagianum (CPL, N 351) // PL. 44. P. 641-874; Contra litteras Petiliani (CPL, N 333) // PL. 43; CSEL. 52 (ed. M. Petschenig, 1909). P. 3-227; CCSL. 52; Contra Maximinum (CPL, N 700) // PL. 42. P. 743-814; De baptismo (CPL, N 332) // PL. 43; CSEL. 51 (ed. M. Petschenig, 1908). P. 145-375; De civitate Dei (CPL, N 313) // PL. 41; CSEL. 40/1-2 (ed. E. Hoffmann, 1899-1900); CCSL. 47-48 (ed. B. Dombart, A. Kalb, 1955); Tворения. Ч. 3-6; О граде Божием. К., 1906-1910. М., 1994р. Т. 1-4; De duabus animabus (CPL, N 317) // PL. 42; CSEL. 25 (ed. J. Zycha, 1891). P. 51-80; De gestis Pelagii (CPL, N 348) // PL. 44; CSEL. 42 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1902). P. 51-122; De Gratia Christi et de peccato originali (CPL, N 349) // PL. 44; CSEL. 42 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1902). P. 125-106; De Gratia et libero arbitrio (CPL, N 352) // PL. 44. Col. 851-912; Богословские размышления о благодати Божией и о воле человеческой в пользу христиан, хотящих спастися и в разум истины приити. СПб., 1786; О благодати и свободном произволении / Пер. О. Е. Нестеровой // Гусейнов А . А ., Иррлитц Г . Краткая история этики. М., 1987. С. 532-557 (прил.); De haeresibus (CPL, N 314) // PL. 42. Col. 21-50; CCSL. 46 (ed. R. Vander Plaetse, C. Beukers, 1969). P. 286-345; De libero arbitrio (CPL, N 260) // PL. 32; CSEL. 74 (ed. W. M. Green, 1956); CCSL. 29 (ed. W. M. Green, 1970). P. 211-321; De moribus ecclesiae catholicae et de moribus manichaeorum (CPL, N 261) // PL. 32. P. 1309-1378; CSEL. 90; De natura boni (CPL, N 323) // PL. 42; CSEL. 25 (ed. J. Zycha, 1891). P. 855-899; О природе блага против манихеев [отрывки] / Пер. О. Е. Нестеровой // ПСЛЛ, IV-VII вв. С. 204-206; De natura et Gratia (CPL, N 344) // PL. 44; CSEL. 60 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1913). P. 232-299; De peccatorum meritis et remissione et de baptismo parvulorum (CPL, N 342) // PL. 44; CSEL. 60 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1913). P. 3-151; De praedestinatione sanctorum (CPL, N 354) // PL. 44. Col. 959-992; О предопределении святых: Первая книга к Просперу и Иларию / Пер. И. Мамсурова. М., 2000; De spiritu et littera (CPL, N 343) // PL. 44; CSEL. 60 (ed. C. F. Urba, J. Zycha, 1913). P. 155-229; О духе и письме / Пер. Н. Загоровского. М., 1787; De utilitate credendi (CPL, N 316) // PL. 42; CSEL. 25 (ed. J. Zycha, 1891). P. 3-48; De vera religione (CPL, N 264) // PL. 34; CSEL. 77 (ed. W. M. Green, 1961); CCSL. 32 (ed. K.-D. Daur, 1962). P. 187-260; Об истинной религии // Tворения. Ч. 7. С. 1-95; М., 1997р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; 5); (переизд.: Энхиридион... С. 226-289); Psalmus contra partem Donati (CPL, N 330) // PL. 43. Col. 23-32; CSEL. 51. P. 3-15; Psalmus contra partem Donati / Introd., testo critico, trad. e note a cura di R. Anastasi. Padova, 1957 [с ит. пер.]; экзегет .: De consensu Evangelistarum (CPL, N 273) // PL. 34; CSEL. 43 (ed. F. Weihrich); О согласии Евангелистов: Кн. I-IV // Tворения. Ч. 10; De doctrina christiana (CPL, N 263) // PL. 34; CCSL. 32 (ed. J. Martin, 1962). P. 1-167; CSEL. 80 (ed. W. M. Green, 1963); Христианская наука, или Основания священной герменевтики и церковного красноречия. К., 1835; De Genesi ad litteram (CPL, N 266) // PL. 34; CSEL. 28/1 (ed. J. Zycha, 1894). P. 3-435; О книге Бытия // Tворения. Ч. 7. С. 142-278. Ч. 8; М., 1997р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; 5); De Genesi ad litteram imperf. (CPL, N 268) // PL. 34; CSEL. 28/1 (ed. J. Zycha, 1894). P. 459-503; Tворения. Ч. 7. С. 96-141; М., 1997р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; 5); De octo quaestionibus ex Veteri Testamento (CPL, N 277) // CCSL. 33 (ed. D. de Bruyne, 1958). P. 469-472; De sermone Domini in monte (CPL, N 274) // PL. 34; CCSL. 35 (ed. A. Mutzenbecher, 1967); О молитве Господней / Пер. М. Е. Козлова // Троицкое слово. Серг. П., 1990. № 5. С. 3-6; Enarrationes in Psalmos (CPL, N 283) // PL. 36-37; CCSL. 38-40 (ed. E. Dekkers, J. Fraipont, 1956); Толкование на псалом 125-й / Пер. и коммент. С. Степанцова // Альфа и Омега. 1997. № 2 (13). С. 52-75; Expositio quarundam propositionum ex epistola ad Romanos (CPL, N 280) // PL. 35; CSEL. 84 (ed. E. Divjak, 1971). P. 3-52; In Iohannis Epistulam ad Parthos tractatus (CPL, N 279) // PL. 35; SC. 75 (ed. W. J. Mountain); In Iohannis Evangelium tractatus (CPL, N 278) // PL. 35; CCSL. 36 (ed. R. Willems, 1954); Locutiones et Quaestiones in Heptateuchum (CPL, N 269-270) // PL. 34; CSEL. 28/1-2; CCSL. 33 (ed. J. Fraipont, 1958). P. 381-465; 1-377; Speculum (CPL, N 272) // PL. 34; CSEL. 12 (ed. F. Weihrich, 1887). P. 3-285; Зеркало, из всего Священного Писания... / Пер. Н. Малинина. М., 1783; То же / Пер. И. С. Тодорского. СПб., 1787, 1795; Tворения. Ч. 9. С. 1-245; догмат . и нравств .-аскетические: De agone christiano (CPL, N 296) // PL. 40; CSEL. 41 (ed. J. Zycha, 1900). P. 101-138; О подвиге христианина, содержащая в себе правило веры и наставления жизни / Пер. И. С. Тодорский. СПб., 1787; De bono coniugali (CPL, N 299) // PL. 40; CSEL. 41 (ed. J. Zycha, 1900). P. 187-230; De diversis quaestionibus LXXXIII (CPL, N 289) // PL. 40; CSEL. 44a (ed. A. Mutzenbecher, 1975). P. 11-249; De diversis quaestionibus ad Simplicianum (CPL, N 290) // PL. 40; CSEL. 44 (ed. A. Mutzenbecher, 1970); De octo Dulcitii quaestionibus (CPL, N 291) // PL. 40; CCSL. 44a (ed. A. Mutzenbecher, 1975). P. 253-297; De opere monachorum (CPL, N 266) // PL. 40; CSEL. 41 (ed. J. Zycha, 1900). P. 531-595; De sancta virginitate (CPL, N 300) // PL. 40; CSEL. 41 (ed. J. Zycha, 1900). P. 235-302; De Trinitate (CPL, N 329) // PL. 42; CCSL. 50-50a (ed. W. J. Mountain, 1968); О Троице. Кн. 1 // БТ. 1989. Сб. 29. С. 260-279; Enchiridion (CPL, N 295) // PL. 40; CCSL. 46 (ed. E. Evans, 1969). P. 49-114; Ручная книжка... о созерцании Христа, или О слове Божием... / Пер. В. Беляева. М., 1783; Ручник о трех евангельских добродетелях: вере, надежде и любви... / Пер. И. С. Тодорского. СПб., 1787; Tворения. Ч. 11. 92 с. (переизд.: Энхиридион... С. 290-349); Руководство Лаврентию, или О вере, надежде и любви. М., 1997; пастырские: De catechizandis rudibus (CPL, N 297) // PL. 40; CCSL. 46 (ed. J. B. Bauer, 1969). P. 121-178; Об обучении оглашаемых / Пер. М. Е. Сергеенко // БТ. 1976. Сб. 15. С. 25-55; Sermones (CPL, N 284-288; 368-372 [псевдо-А.]) // PL. 38-39; PL. Suppl. T. 2. P. 398-840 [подлинные]; 841-1346 [приписываемые]; Sermones selecti XVIII / Ed. C. Lambot. Utrecht, 1950; CCSL. 41 (ed. C. Lambot, 1961) ; SC. 116 (ed. S. Poque, 1966) [пасхальные проповеди]; Проповеди / Пер. прот. Д. Садовского. Серг. П., 1913; М., 1997р. (Б-ка Отцов и Учителей Церкви; 5); Проповеди / Пер. свящ. М. Козлова // Альфа и Омега. 1996. № 1 (8). С. 65-77; Рассуждение в 4-й день празднеств / Пер. С. Степанцова // Богословский сб. / ПСТБИ. 2000. № 5. С. 118-123.

Библиогр. указ.: CPL. P. 65-96 [полн. указ.]; Хронологический список сочинений Августина в соотношении с основными изданиями // Августин. Исповедь / Подгот. А. А. Столяров. М., 19972. С. 453-460; Andresen C . Bibliographia Augustiniana. Darmstadt, 1973; Miethe T . L . Augustinian bibliography, 1970-1980: With Essays on the Fundamentals of Augustinian Scholarship. Westport (Conn.), 1982; // Patrologia / Ed. J. Quasten. Turin, 1978. Vol. 3. P. 325-434; Fichier augustinien: Auteurs. Vol. 1-2; Matiéres. Vol. 1-2. Boston, 1972; Suppl. Vol. 1. Boston, 1982.

Спец. изд.: REAug; Augustiniana. Louvain, 1951-; Augustinus. Madrid, 1956-; Augustinianum. R., 1961-; La Ciudad de Dios. Madrid; Augustinus-Lexikon / Hrsg. von C. Mayer. Vol. 1-. Basel, 1986-.

Лит.: Фаворов Н . А . Жизнь и творения Блаженного Августина. К., 1855. Н. Новг., 19072; Порфирий (Попов), архим . Учение блаженного Августина о неповторяемости таинства крещения // ТКДА. 1864. № 5. С. 3-47; Терновский Ф . Блаженный Иероним и блаженный Августин в их взаимных отношениях // Там же. 1868. № 7. С. 1-47; Скворцов К . Блаженный Августин как психолог // Там же. 1870. № 4. С. 154-200; № 5. С. 324-354; № 6. 681-713; № 8. С. 328-372; № 9. С. 641-696; Григорий (Борисоглебский), архим . Сочинение блаж. Августина «О граде Божием», как опыт христианской философии истории. Х., 1891; Трубецкой Е . Н . Философия христианской теократии в V в. // ВФиП. 1891. Кн. 9. Отд. 1. С. 25-48; Кн. 10. С. 109-150; 1892. Кн. 13. Отд. 1. С. 87-108; Кн. 14. Отд. 1. С. 1-36; Трубецкой Е . Н . Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. М., 1892. Ч. 1: Миросозерцание блаженного Августина; Х-в А . Учение блаженного Августина о богодухновенности Священного Писания // ВиР. 1894. Т. 1. Ч. 1. С. 96-110; Бриллиантов А . И . Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. М., 1898; Лопухин А . П . Промысл Божий в истории человечества: Опыт филос.-ист. обоснования воззрений блаженного Августина и Боссюэта. СПб., 1898; Потемкин В . И . Родоначальник средневекового идеализма Августин Аврелий. М., 1901; Кремлевский А . Первородный грех по учению блаженного Августина Иппонского // ХЧ. 1902. Т. 213. Ч. 1. Июнь. С. 525-570; Июль. С. 67-88; Авг. С. 145-172; Писарев Л . Авторитет Августина, еп. Иппонского, в области христианского богословия, по суду древних христианских писателей. Каз., 1903; Белоликов В . Учение блаженного Августина о таинствах церковных // ВиР. 1909. № 11/12. С. 687-716; Герье В . Блаженный Августин. М., 1910; Титов А . Блаженный Августин епископ Иппонский. Серг. П., 1910; Верещацкий П . Плотин и Блаженный Августин в их отношении к тринитарной проблеме // ПС. 1911. № 7, 9 (отд. отт.: Каз., 1911); Садовский Д ., прот . Блаженный Августин как проповедник: Ист.-гомилет. исслед. Серг. П., 1913; Кибардин Н . П . Блаженный Августин, еп. Иппонский, как воспитатель клира // Инородческое обозрение. 1915. Кн. 10 (отд. отт.: Каз., 1915); Troeltsch E . Augustin, die christliche Antike und das Mittelalter. Münch.; B., 1915; Успенский Л . Идея прогресса в философии блаженного Августина // ВФиП. 1916. Кн. 2/3. Отд. 2. С. 105-124; Попов И . В . Личность и учение блаженного Августина. Серг. П., 1916-1917. 2 т.; Schmaus M . Die psychologische Trinitatslehre des hl. Augustins. Münster, 1927, 19672; Moricca U . Sant"Agostino, l"uomo e lo scrittore. Torino, 1930; Svoboda K . L"esthétique de saint Augustin et ses sources. Brno, 1933; Ritter J . Mundus Intelligibilis: Eine Untersuchung zur Aufnahme und Umwandlung der Neuplatonischen Ontologie bei Augustinus. Frankfurt-am-Main, 1937; Петров В ., свящ . Блаженный Августин о войне и мире // ЖМП. 1953. № 4. С. 28-30; Cayr é F . La Contemplation Augustinienne: Principes de spiritualité et de théologie. P., 1954; Lossky V . Les éléments de «théologie négative» dans la pensée de saint Augustine // Augustinus Magister: Congr. intern. augustinien. P., 1954. P. 575-581 (пер.: Лосский В . Августин учитель: Элементы отрицательного богословия в мышлении блаженного Августина / Пер. В. А. Рещиковой // БТ. 1985. Сб. 26. С. 173-180; переизд.: Лосский В . Спор о Софии: Статьи разных лет. М., 1996. С. 128-138); O"Meara J . J . The Young Augustine. L.; N. Y., 1954, 19652; Marrou H .-I . Saint Augustine et augustinisme. P., 1956 (пер.: Марру А .-И . Святой Августин и августинианство. М., 1999); Nygren G . Das Prädestinationsproblem in der Theologie Augustins: Eine systematisch-theologische Studie. Lund, 1956; Лебедев Н ., прот . Блаж. Августин как христианский апологет: Курс. соч. / ЛДА. Арзамас, 1959; Stelzenberger J . Conscientia bei Augustinus: Studie zur Geschichte der Moraltheologie. Paderborn, 1959; Henry P . Saint Augustine on Personality. The Saint Augustine Lecture. N. Y., 1960; Преображенский С . Блаженный Августин, Пелагий и православие // ЖМП. 1961. № 12. С. 59-62; Schmaus M . Die Denkform Augustins in seinem Werk «De Trinitate». Münch., 1962; Courcelle P . Les Confessions de Saint Augustin dans la tradition littéraire: Antécédents et postérité. P., 1963; Deane H . A . The political and social ideas of St. Augustine. N. Y.; L., 1963; La Bonnadri ére A .-М . Recherches de chronologie augustinienne. P., 1965; Mader J . Die logische Struktur des personalen Denkens: Aus der Methode der Gotteserkenntnis bei Aurelius Augustinus. W., 1965; Du Roy O . L" intelligence de la foi en la Trinité selon Saint Augustin: Genése de sa théologie trinitaire jusqu"en 391. P., 1966; Maxsein A . Philosophia Cordis: Das Wessen der Personalität bei Augustinus. Salzburg, 1966; Grabmann M . Die Grundgedanken des heiligen Augustinus über Seele und Gott. Darmstadt, 1967; Овсянников В . Творение Блаженного Августина «О граде Божием» как опыт христианского освещения хода мировой истории: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1967/1968; Михнюк Н . Моральные взгляды блаж. Августина по его творениям: Курс. соч. / ЛДА. Л., 1968; Courcelle P . Recherches sur les Confessions de saint Augustin. P., 19682; Gilson E . Introduction à l"étude de saint Augustin. P., 1969; Markus R . Saeculum: History and society in the theology of St. Augustine. Camb., 1970; Василид (Новопруцкий), иером . Проповедническое наследие блаженного Августина: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1974; Антоний (Мельников), митр . Блаженный Августин как катехизатор // БТ. 1976. Сб. 15. С. 56-60; Питирим (Нечаев), архиеп . О блаженном Августине // Там же. С. 3-24; Jaspers K . Augustin. Münch., 1976; Verbraken P .-P . Études critiques sur les sermons authentiques de saint Augustin. Le Haye, 1976; Майоров Г . Г . Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979. С. 181-340; Pincherle A . Vita di Sant" Agostino. R., 1980; Seraphim Rose, hierom . The Place of Blessed Augustine in the Orthodox Church. Jord., 1980 (пер.: Серафим (Роуз), иером . Вкус истинного православия. М., 1995); Ruef H . Augustin über Semiotik und Sprache. Bern, 1981; Плакид (Дезей), архим . Блаженный Августин и «Филиокве» // ВРЗЕПЭ. 1982. № 109-112. С. 206-223; Бычков В . В . Эстетика Аврелия Августина. М., 1984 (доп. изд.: Эстетика блаженного Августина // Бычков В . В . Aesthetica patrum = Эстетика отцов церкви. М., 1995. С. 292-536); Петр (Поляков), иерод . Особенности богословских воззрений блаженного Августина епископа Иппонского: Курс. соч. / МДА. Загорск, 1984; Гарнцев М . А . Проблема самосознания в античной и раннесредневековой европейской философии // Историко-философский ежегодник, 86. М., 1986. С. 35-47; Нестерова О . Е . Историко-философские предпосылки учения Августина о соотношении времени и вечности // Там же. С. 29-34; Уколова В . И . Философия истории Блаженного Августина // Религии мира, 1985. М., 1986. С. 127-145; Chadwick H . Augustine. Oxf., 1986; Cremona С . Agostino d"lppona. Mil., 1986; Зяблицев Г ., диак . Богословие блаженного Августина и античная философия // Церковь и время. 1991. № 1. С. 65-76; Лосев А . Ф . История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. М., 1992. Кн. 1. С. 81-102, 637-638 [лит. на рус. яз.]; Flasch K . Augustin: Einführung in sein Denken. Stuttg., 1994; Степанцов С . Высота как знак гордости в толковании блаж. Августина на псалом 128 // Богословский сб. / ПСТБИ. 1999. № 4. С. 166-185; Чанышев А . А . «Град земной» в эсхатологической перспективе: переосмысление опыта античной истории и гражданской культуры в историософии Августина // ВФ. 1999. № 1. Музыка: Huré J . Saint Augustin musicien. P., 1924; Borghezio G . La musica in San Agostino. R., 1931; Le Boeuf P . La tradition manuscrite du «De musica» de saint Augustin. P., 1986; Keller A . Aurelius Augustinus und die Musik. Würzburg, 1993; Двоскина Е . М . Античная теория ритма: Трактат Аврелия Августина «De musica libri sex»: Канд. дис. М., 1998 [исслед. и рус. пер.]. Иконогр .: Lauer Ph . Les fouilles du Sancta Sanctorum // Mélanges d"archéologie et d"histoire. P., 1900. T. 20. P. 297. Tab. IX-X; Wilpert . Bd. 1. S. 149-153. Fig. 37; Bd. 2. S. 669; Demus O . The mosaics of Norman Sicily. L., 1949. P. 14, 45, 119. Fig. 7b, 38b; Volbach W . F . Elfenbeinarbeiten der Spätantike und frühen Mittelalters. Mainz, 1952. N 6. Tf. 2; R éau L . L"iconographie de S. Augustine // Actes du Congrès des Sociétés Savantes à Alger. P., 1957. P. 387-391; Courcelle J . P . Scènes anciennes de l"iconographie Augustinienne // REAug. P., 1964. T. 10. P. 54-71. Tab. I, XVIII; Sauser E . // LCI. Bd. 5. Sp. 277-290. Tf. 1.

Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina; 1 февраля 1758 - 14 (26) июля 1824) - испанский, затем российский государственный деятель, учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи.

Биография

В России Бетанкура звали Августом Августовичем.

Родился А.Бетанкур в Испании, на острове Тенерифе. Образование получил в Париже. Испанское правительство направило Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского корпуса инженеров путей сообщения. В Испании Бетанкур назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он публикует ряд научных трудов по гидравлике и создает проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года А.Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года он - генерал-лейтенант.

Бетанкур блестяще подтверждает свою репутацию ученого и инженера-механика: под его руководством проходит переоборудование и оснащение паровыми машинами Тульского оружейного завода; он руководит постройкой и оборудованием литейного завода в Казани; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергоф е, в Петербург е на Каменном острове; он проектирует и руководит строительством ряда зданий.

Одной из значительных работ Бетанкура является сооружение огромного экзерциргауза в Москве. Он составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Под его руководством был сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село.

Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения, сразу же ставшего аристократическим, государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер; в России его нарекли Степаном Игнатьевичем. Правда, над ним в качестве попечителей были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

В 1816 году Бетанкур был назначен председателем вновь учрежденного в Петербург е Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути - учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

В 1819 году он становится директором Главного управления путей сообщения. Талантливому инженеру Бетанкуру принадлежит ряд изобретений. Он создает уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

А.Бетанкур - член научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве. Так, кабестан, состоящий из двух чугунных валов с винтами, трех шестерен и одного веретена, укрепленных на деревянном основании, предназначался для передвижения тяжестей.

В своих "Записках" Ф.Ф.Вигель упоминает о применении изобретенных Бетанкуром строительных лесов и кабестанов при подъеме колонн Исаакиевского собора: "Нужен был в Бетанкуре гений механика, чтобы поднять такую тяжесть и, как простую палку, воткнуть перед зданием. Выдуманные им машины служили великой помощью Монферрану, а после смерти его (Бетанкура) сделались его (Монферрана) наследством".

(Augustin de Bethancourt et Molina) - генерал-лейтенант, главный директор путей сообщения, инженер-строитель и писатель; род. на острове Тенерифе 2-го февраля 1758 г., ум. 14-го июля 1824 г. в С.-Петербурге. Бетанкур происходил по прямой линии от Иоанна де Бетанкура, открывшего в 1402 г. архипелаг Канарских островов. Первые годы молодости Бетанкур провел на родине, образование получил в Париже и вслед за тем явился на службу в Испанию, где вскоре обратил на себя внимание выдающимися способностями. Между прочим правительство командировало его во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с новыми открытиями и для обозрения различных систем судоходства по каналам, паровых машин и всего, относящегося к механике. Возвратившись из командировки, он представил множество чертежей и моделей, из которых составился в Мадриде превосходный кабинет. В 1797 г. по повелению Карла ІV Бетанкур был снова командирован в Лондон для изучения имеющихся там машин, приспособленных к осушке золотых и серебряных рудников, в которых испанское правительство особенно нуждалось ввиду предположенного возобновления разработки рудников в Америке. Усердие, с которым Бетанкур собирал все сведения, какие могли быть полезны его отечеству, возбудило сильное подозрение англичан; его арестовали и препроводили в Лиссабон; но отсюда он был отправлен королем в Париж для построения новых машин и инструментов, вместо отобранных у него в Англии. В 1798 г. его вызвали из Парижа для устройства телеграфной линии между Мадридом и Кадиксом и для учреждения корпуса инженеров дорог и мостов; вслед за тем он был последовательно назначаем на должности: генерал-инспектора основанного им корпуса, интенданта провинций, члена совета финансов, директора королевского кабинета машин, интенданта армии и главного директора почт. Возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть отечество; в 1807 г. он приехал в Париж и здесь издал некоторые сочинения по гидравлике и механике, представив вместе с тем французской академии план нового шлюза для небольших каналов, что сделало его имя еще более известным. В 1808 г. он был принят на службу в Россию, с чином генерал-майора и с зачислением в свиту Его Величества.

Службу свою новому отечеству Бетанкур ознаменовал рядом заслуг. Главнейшими из них были следующие: тульский оружейный завод был преобразован и впервые мастерские его снабжены паровыми машинами; в Казани по проекту Бетанкура построен новый пушечный литейный завод; улучшены производства Императорской Александровской мануфактуры; устроены по особой арочной системе мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и на Каменном острове; по его планам и под непосредственным его руководством сооружены многие здания, из которых особенно замечательна архитектура экзерциргауза в Москве (имеет 502 фута длины и до 150 - ширины); им же построен известный Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село; наконец, важно его участие в устройстве экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой им изобретено значительное количество машин. Сопровождая принца голштейн-ольденбургского в путешествии по России, он ознакомился с устройством внутреннего судоходства и подал многие советы к его улучшению. Особенного внимания заслуживает деятельность Бетанкура по насаждению в России инженерного образования. По его проекту в 1810 г. учрежден институт инженеров путей сообщения, которого он был первым инспектором, и в этом звании являлся полным хозяином заведения: он заведовал хозяйственной и учебной частью и еще находил время, по недостатку профессоров, читать лекции по инженерному делу. В 1811 г. Бетанкур составил новый проект организации института, утвержденный в главных чертах советом путей сообщения и действовавший до 1823 г. В 1816 г., уже в чине генерал-лейтенанта, он был назначен председателем вновь учрежденного в С.-Петербурге городского строительного комитета, а в 1819 г. - директором главного управления путей сообщения. Незадолго до последнего назначения, на него было Высочайше возложено составление проекта перенесения Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород, а затем и выполнение этого важного дела. Занимаясь над разработкой последнего полученного им от Государя поручения - по перестройке Исаакиевского собора, Бетанкур тяжко занемог и вскоре за тем скончался. Как ученый строитель Бетанкур известен рядом собственных изобретений, которыми он значительно обогатил область техники; из них особенного внимания заслуживает проектированная им для очистки Кронштадтского порта огромная машина (machine à draguer), замечательная по точности движений и по силе. Его перу принадлежат также несколько печатных трудов: "Mémoires sur la force expansive de la vapeur de l"eau", Paris, 1790; "Mémoires sur un nouveau système de navigation intérieure", Paris, 1807; "Essai sur la composition des machines", Paris, 1808; "Description de la salle d"éxercice de Moscou", S.-Pétersbourg, 1819. Бетанкур состоял членом многих ученых обществ как в России, так и за границей.

"Журнал Путей Сообщения", 1826 г., № 1, стр. 44-56. - "Русский Инвалид", 1824 г., № 167, стр. 667-668. - Гамель, "Описание Тульского оружейного завода, стр. 68, 70. - Словари: Зедделера, Старчевского, Геннади. - Соколовский, "Пятидесятилетие института корпуса инженеров путей сообщения" (СПб., 1859). - "Список лиц, окончивших курс наук в институте И. П. С. А. I" (СПб., 1883).

{Половцов}

Бетанкур, Августин Августинович

(1758-1824) - выдающийся инженер-строитель, француз по происхождению. Внес ряд усовершенствовании в строительную технику, писал по вопросам механики к гидравлики. Приглашенный в 1808 на службу рус. правительством, выполнил много важных работ: преобразовал Тульский оружейный завод, впервые снабдив его мастерские паровыми машинами, построил в Казани новый пушечный литейный завод, улучшил производство Александровской мануфактуры, построил по особой арочной системе мосты в Туле, Ижоре, Петергофе и в СПб на Каменном острове. По его планам и под его непосредственным руководством сооружено много замечательных зданий, из которых особенно заслуживают внимания: манеж в Москве, перекрытие которого составило эпоху в истории строительного искусства (в архитектурной обработке принял участие архитектор О. И. Бове), здание Экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой Б. изобрел значительное количество машин, Гостиный двор на Нижегородской ярмарке. По его предложению Макарьевская ярмарка перенесена в Нижний Новгород. Б. способствовал улучшению устройства внутреннего судоходства России и содействовал распространению инженерного образования: по его инициативе и проекту в 1810 был учрежден Институт инженеров путей сообщения.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Бетанкур, Августин Августинович" в других словарях:

    - (наст. Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина, Bethencourt y Molina) (1 февраля 1758, Пуэрто де ла Крус, Канарские острова 14 (26) июля 1824, Петербург), испанский и российский ученый, изобретатель, инженер… … Энциклопедический словарь

    - (1758 1824), инженер механик и строитель, основоположник теории машин и механизмов. По происхождению испанец. С 1808 на русской службе, генерал лейтенант (1809). Один из создателей Корпуса инженеров путей сообщения (1809 10) и института… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бетанкур (фамилия). Августин де Бетанкур и Молина исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina … Википедия

    Бетанкур Августин Августинович - (1758 1824) ген. лейт. рус. службы, инж. строитель, писатель. Род на о. Тенерифе, одном из о вов Канарского архипелага, к рые его прямой предок, нормандский дворянин Иоанн де Бетанкур, открыл и покорил в 1402. Образование получил в Париже, служил … Российский гуманитарный энциклопедический словарь - Бетанкур фамилия испанского происхождения. Известные носители Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Betancourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Альфонс… … Википедия

    Бетанкур (фамилия): Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Bethencourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Джон Грегори (англ. John Gregory Betancourt; род. 1963)… … Википедия

    Бетанкур (Bethencourt у Molina) Агустин (Августин Августинович) , инженер механик и строитель, член корреспондент французской АН (1809). Испанец по происхождению. В 1781 … Большая советская энциклопедия

Как и многие другие архитекторы и инженеры того времени, Аугустин де Бетанкур и Молина приехал в Россию из-за границы. В 1808 году он по приглашению русского посла в Испании прибыл на встречу в Эрфурте с императором Александром I. C тех пор испанский инженер обрел не только новое место службы, но и новое имя — Августин Августинович Бетанкур.

Французский акцент

Оставаться в родной Испании для Бетанкура представлялось невозможным. Победным маршем Наполеон шагал по Европе и в 1807 году настиг Испанию, королевская династия которой была вынуждена отречься от престола. Однако испанский народ не желал сдаваться давнему заклятому врагу — Франции, и вел одну из самых ожесточенных партизанских войн за всю историю Европы.

Любой правитель счел бы за честь иметь в штате своих ученых такого инженера, как Аугустин де Бетанкур, и Наполеон не мог упустить этой возможности. Завоеватель предложил испанцу сотрудничество, но получил отказ, несмотря на щедрые обещания императора и тесные связи самого Бетанкура с французской научной школой.

В жилах испанского подданного текла кровь французских предков. Его далекий прапрадед Жан де Бетанкур был французским завоевателем, впервые открывшим будущий опорный пункт для сообщения с Южной Америкой — Канарские острова, и чуть не ставшим королем архипелага, если бы не смута аборигенов. С тех пор семья Бетанкуров проживала на Канарских островах, где и родился герой нашего рассказа.

Сообщение от Мадрида до Кадиса передавалось по телеграфу за 50 секунд

В течение жизни инженер несколько раз посещал свою прародину — Францию, где получил блестящее образование и соревновался со своим коллегой Шаппом за право называться создателем первого оптического телеграфа. Это, по сути, была первая гонка «технического вооружения» в истории Европы, и от ее результата зависело, кто первым обретет преимущество в командовании разбросанными по всему региону войсками.


Станция оптического телеграфа

Французское правительство предпочло менее совершенную модель Шаппа. Зато впоследствии, по заказу испанского короля Карла IV, Бетанкур спроектировал телеграфную линию от Мадрида до Кадиса. Закодированное сообщение преодолевало расстояние более 600 км за 50 секунд, что для человека того времени было похоже на «колдовство» — именно так это великое достижение испанского инженера назвала Святая Инквизиция, обвинившая Бетанкура в служении дьяволу.

Чудесное преображение

С 1808 года в судьбе Бетанкура началась новая эпоха, продлившаяся до конца его дней. Приехав в Россию, инженер немедленно получил не только жалованье в 20 тыс рублей в год, но и поручение создать Институт путей сообщения в Петербурге.

В качестве учебного корпуса был выбран дворец Юсуповых на Фонтанке, который те продали в пользование государству по символической цене. Бетанкур адаптировал систему, по которой учили его самого в Париже, и пригласил иностранных коллег. Первые выпускники со студенческой скамьи сразу же оказались в инженерных полках русской армии: в войне 1812 года новоиспеченные инженеры помогали с сооружением переправ и мостов, что в специальном приказе отметил генерал-фельдмаршал М. Б. Барклай-де-Толли. Впоследствие Бетанкур считал это своим личным вкладом в борьбу с Наполеоном-захватчиком.

Выпускники Института путей сообщения участвовали в войне 1812 года

До приезда в Россию Бетанкур уже был ученым с мировым именем. В России он к тому же раскрылся как педагог и умелый организатор масштабных проектов. Именно ему после войны 1812 года было поручено обустройство Петербурга. Несмотря на недавно исполнившееся столетие, столица Российской империи все еще не соответствовала уровню других европейских городов. Под руководством Бетанкура Невский проспект преобразился в известную нам теперь главную артерию города: были сделаны тротуары, а по вечерам зажигали масляные фонари. Бетанкур хотел установить газовые на менее крупных улицах — Гороховой и Большой Морской, но, как всегда, его идея опередила время и не была воплощена в жизнь.


Невский проспект в начале XIX века

Августин Августинович Бетанкур был назначен главой Комитета гидравлических работ. Благодаря испанскому инженеру в Петербурге были налажены водопровод и канализация, расширена площадь застройки и сеть каналов. Вместо ветхих деревянных мостов через Неву, по указанию и проекту Бетанкура, перекинули величественные мосты, в том числе Каменноостровский. Именно этот мост пережил страшное наводнение 1824 года, описанное Пушкиным в поэме «Медный всадник».

Мост, построенный Бетанкуром, пережил страшное наводнение

Имя Бетанкура увековечено в создании таких чудес «музея под открытым небом», как Исаакиевский собор и Александрийская колонна. Во-первых, именно он предложил пригласить к работе над обоими проектами молодого и тогда еще мало известного Огюста де Монферрана. Во-вторых, гений инженерной мысли спроектировал подъемную конструкцию, которая позволила установить исполинские элементы Исаакиевской колоннады и жемчужину Дворцовой площади.


Установка Александрийской колонны с помощью механизма Бетанкура

Другое грандиозное сооружение, к которому Бетанкур имеет непосредственное отношение, — это, как уже говорилось раньше, московский Манеж. По масштабности Манеж близок к площади Сан-Марко в Венеции, и перед его создателями стояла задача перекрыть крышей пространство шириной 45 метров без дополнительных нагромождений внутри помещения. Бетанкур сконструировал уникальное перекрытие из 45 стропильных ферм, опирающихся исключительно на стены Манежа. К счастью потомков, мастер оставил подробное руководство о своей новаторской разработке, благодаря чему в 2004 году удалось восстановить обрушившуюся крышу.

Испано-русская душа

За первые 10 лет в России Августин Августинович Бетанкур успел хорошо обосноваться. По воспоминаниям современников, худощавый, обладавший небольшим ростом, он любил вкусно поесть, и русские блюда быстро вошли в его рацион. Правда, русский язык он так и не выучил, обходясь распространенным в высшем свете французским. По воскресеньям вместо испанского аперитива он выпивал перед обедом две рюмки водки и любил попариться в русской бане в компании с другим иностранцем — Мартосом, автором памятника Минину и Пожарскому.


Юсуповский дворец на Фонтанке, в котором жил и работал Бетанкур

С русским императором Бетанкура также связывали на редкость дружественные отношения. Он был одним из немного, кто был вхож в кабинет Александра I без запроса на аудиенцию и с кем довольно скрытный император делился размышлениями о государственных делах. Августин Августинович даже внес свою лепту во внешнюю политику Российской империи, посоветовав государю одобрить кадисские кортесы — учредительное собрание революционной Испании — и принятую ими в 1812 году конституцию. Кстати, позже кортесы упразднили все действовавшие на территории части Испании религиозные ордена и деятельность Святой Инквизиции, некогда упрекнувшей Бетанкура в «колдовстве».

Августин Бетанкур был дружен с императором Александром I

Однако со временем Августин Августинович стал обретать все больше врагов среди влиятельных лиц и архитекторов, завидовавших успеху мастера. Его обвиняли в нецелесообразной растрате казенных денег на чересчур масштабные проекты. Кроме того, в Институте путей сообщения у уже постаревшего Бетанкура появился конкурент — герцог Вюртембургский, приходившийся родственником императору. О заслугах испаснкого инженера перед Российском империей было довольно скоро забыто. Последней каплей стало присвоение всех достижений в развитии детища Бетанкура — Института путей сообщения — его сопернику, герцогу Вюртембургскому. Августин Августинович Бетанкур скоропостижно скончался, и имя его еще долго оставалось в забвении.



Публикации по теме