Город винета ударение. Чьим храмом был допотопный Исаакиевский собор? Винета - город Белой Оси

Наш мир стал заметно меньше. И дело вовсе не в транспорте, сократившем время путешествий. За последние пару тысячелетий с лица земли исчезли обширные площади суши, память о которых осталась лишь в народных преданиях да старинных летописях. Причем гибель забытых Атлантид была обусловлена не постепенным наступлением океана, а бешеным натиском стихий, уничтожавших все за считанные дни или даже минуты, превращая процветающие города в подводные руины. Благодаря современному оборудованию у археологов появился шанс найти утраченные территории...

Древние летописцы восторгались богатством и величием Винеты, славянского города, стоявшего на укрепленном острове в Балтийском море. В нем процветала торговля, швартовались корабли со всех концов света - славянские, саксонские, скандинавские и византийские. При входе в гавань впервые на севере Европы установили маяки. Немцы называли его Юмне (Город света).
У многих народов бытует легенда о своей Атлантиде. Чье внимание не привлечет красочный рассказ о таинственном, затопленном в древние века городе-призраке, который исчез, унеся с собой в пучину улицы, дома, храмы, людей, животных? Страшная для тех времен катастрофа для наших современников стала интереснейшей исторической загадкой, тайной, которую хочется расследовать и раскрыть.

Как правило, именно такие города-призраки в глазах всего человечества олицетворяли собой идеал радостной, счастливой и безмятежной жизни. Правда, этим городам всегда грозила гибель. Авторы поэтических сказаний не знали, как распорядиться их дальнейшей судьбой, поэтому чаще всего отправляли свои города-мифы на дно морей и океанов. Но нередко легенды об исчезнувших городах имели под собой довольно веские основания, чтобы ими заинтересовались и начали свои изыскания ученые. В этой связи достаточно вспомнить историю известных Содома и Гоморры, покоящихся, возможно, под толстым слоем ила и вулканического пепла на дне Мертвого моря. Или случайно отрытые Помпеи с Геркуланумом, засыпанные пеплом и лавой Везувия. А для России - это загадочный град Китеж.

Некоторые порты и процветавшие города древности были уничтожены не в результате их погружения на дно моря, а, наоборот, - в результате удаления от него. Такая судьба постигла, например, турецкий город Эфес, развалины которого находятся сегодня южнее Измира. Около двух с половиной тысяч лет назад река Мендерес, впадавшая в море, своими отложениями ила практически погребла под собой город. От него сохранилась только дорога, которая кончается в четырех километрах от моря.
Не отставали от итальянцев, греков, славян и северные немцы. Им тоже хотелось иметь свой сказочный город-призрак, некогда располагавшийся на берегу Балтийского моря. Но куда он исчез, если вообще когда-либо существовал? Насколько известно, в тех местностях в обозримом прошлом никогда не было вулканов, не происходили сколько-нибудь известные сильные землетрясения. Наводнения, правда, случались, но все города оставались на своих местах. Стихия после нескольких дней разгула, как правило, отступала.
И тем не менее, некоторые ученые из Берлина и сегодня вполне серьезно утверждают, что в средние века на побережье Балтийского моря (недалеко от острова Волин) на месте впадения реки Одер в море находился крупный город-порт Винета. Он занесен во все энциклопедии мира, но известно о нем крайне мало.

Хроники кратко сообщают, что около семисот лет назад (до разорения в XII веке датчанами) Винета была крупнейшим торговым центром немецкого севера. В городе процветала торговля, в порту швартовались корабли со всех концов земли. Размахом своей деятельности Винета во многом напоминала средневековые Гамбург и Любек. Но эти два города живы и сегодня, с ними ничего не происходило, за исключением редких наводнений, а вот Винета полностью исчезла. Куда и как? Археологи из земли Мекленбург-Предпомерании уверены, что легендарный город - не выдумка, он действительно существовал. И лежит сегодня на дне Бартецкого залива, неподалеку от маленького старинного города Барт, упоминающегося в хрониках XIII века. Добраться до Винеты непросто, так как ее накрывает многометровый слой ила.

Еще его называют Северной Венецией, Атлантидой Балтики, славянским Амстердамом и даже немецким «Титаником». Около тысячи лет назад прекрасный славянский город Винету поглотило море. Веками трагическая участь Винеты вдохновляла не только поэтов и музыкантов, но прежде всего ученых - историков, географов. Потому что Винета не плод воображения, а реальный город, скрытый под толщей воды и ила. С колоколами, домами, рыночной площадью и сокровищами. Подводный клад в «особо крупных размерах». Найти его пока не удавалось никому.

Дивной красоты дома блестели цветными стеклами. Беломраморные колонны украшали кирпичные фасады, сверкающие золотой оправой. Богатство горожан словно выставлялось напоказ. Мужчины носили отороченные мехом одежды, на беретах покачивались перья. Женщины кутались в шелка и бархат. Подобно новым русским, они любили толстые золотые цепи, крупные драгоценные камни, золотую посуду, даже пряли на золотых веретенах.

Вот что сообщалось о Винете в российском энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: «Винета, иначе называлась Юлин или Юмна, в X и XI веках оживленный славянский город, находился на острове Волине в устье Одера. Адам Бременский (1067) рассказывает о Винете как об одном из самых больших приморских городов балтийского побережья. Недалеко от Винеты, на Серебряной горе, находилось укрепление скандинавских викингов Иомсбург.

В 1184 году в войне датского короля Кнута VI с герцогом померанским Богуславом Винета была сожжена и разрушена датчанами. Позже образовалось предание, что вследствие землетрясения город опустился в море, где будто бы можно видеть его развалины. Новейшие исследования (Вирхов и Фридель) не подтвердили этого и доказали, что Винета находилась на месте теперешнего города Воллина

Историк Адам Бременский

А вот что писал о Винете сам немецкий географ Адам Бременский, который и назвал ее Юмна: «Город полон товарами всех народов Севера. Он больше и красивее любого другого города в Европе. Винета наводнена варварами, греками, славянами и саксами. Моряков, торговцев, ремесленников - всех ждет здесь гостеприимный прием. Но только если они не исповедывают христианство. Потому что все здесь в заблуждении и поклоняются языческим идолам».

Давно, очень уже давно, когда не только нас, но и наших дедов и прадедов не было еще на свете, стоял на морском берегу богатый и торговый славянский город Винета; а в этом городе жил богатый купец Уседом, корабли которого, нагруженные дорогими...
Так существовал или не существовал этот благословенный город? И если существовал, то куда исчез? Что предшествовало беде? Современный берлинский историк Понтер Вермуш считает, что Винета - это не город Волин. Речь идет именно о Винете, которая существовала и погибла в результате тех наводнений, которые периодически затопляют земли Голландии. «Жители Винеты перекрывали сегодняшний залив дамбами и шлюзами, предохранявшими их от разрушительных действий морских волн.

Они были первые, кто стали оберегаться от разгула морской стихии. Но пришедшие завоеватели, датские воины, разрушили все эти плотины. Они не пожелали сохранить красивый вольный город, который вместе с его жителями вызывал у них зависть. И чтобы скрыть деяние своих рук и досадить жителям, решили, что Винета должна погибнуть. Именно они разрушили шлюзы, дамбы. И вода хлынула на улицы города. Другими словами, поступили по принципу: "Карфаген должен быть разрушен" - и его разрушили. И спустя столетие после затопления Винеты торговые люди отмечали, что видели под водой крыши и шпили города».

Но взгляд летописцев подмечал и другое - высокомерие и спесь богатых горожан: щели в стенах домов затыкают хлебом, попки младенцам вытирают булками!
Начиная с VIII века Винета, которую населяли варвары, греки, славяне, саксы, считалась важнейшей торговой метрополией Балтийского моря. Здесь привечали мореплавателей, торговцев, ремесленников, но приезжие должны были скрывать свою христианскую (читай: католическую) веру, потому что, по словам Адама фон Бремена, Винета поклонялась языческим богам. По этой же причине сам ученый-католик так и не посетил чужестранный край, а сведения почерпнул у датского короля.
- В померанских сагах Винета упоминается довольно часто, - рассказывает доктор исторических наук Клаус Гольдман. - В самом названии чувствуется славянское происхождение. Легенды гласят, будто раз в сто лет город всплывает на поверхность и спасти его сможет даже ребенок, но родившийся в воскресенье (такие дети особенно угодны Богу), который войдет в Винету и заплатит копейку. Однажды юноша, который пас овец, увидел чудесный город, только у него не было ни копейки. По сей день натурам романтическим слышится неясный звон колоколов, доносящийся из морских глубин. В Винете действительно были колокола.

Буквально сто лет спустя после Адама фон Бремена другой ученый, автор истории славянских народов Хельмолд фон Бозау, посвятивший Винете целую главу, практически слово в слово повторив своего предшественника, добавил, что город был подвергнут нападению флота датского короля и полностью разрушен. Остались только полузатопленные руины. После 1170 года Винета в хрониках не упоминается, будто никогда и не существовала.

Доктор Клаус Гольдман
- Попытки найти затонувший город предпринимались неоднократно, начиная с ХVI - ХVII веков, - продолжает доктор Гольдман. - На сегодняшний день существуют две версии местонахождения немецкой Атлантиды, но они несостоятельны. Да, в тех местах - Волине и Узедоме - действительно были ранние славянские поселения, но только не Винета.
О местонахождении Винеты спорят и сейчас. По описанию Адама Бременского, город мог находиться и около острова Рюген в устье реки Пене. Историки могли и спутать названия городов, Винету назвать позднее Волином. Но как бы там ни было, исследователи планируют в ближайшее время проверить старые очертания и направление реки Пене, чтобы приступить к поискам исчезнувшего города. Если им удастся обнаружить хоть малейший след затопленного древнего города, то это будет поистине научной сенсацией. Еще ни один из городов-призраков не всплывал на поверхность. Возможно, пальма первенства в этом будет принадлежать Винете.

Адам фон Бремен не был бы географом, если бы не дал точного описания местонахождения Винеты. «Главный свидетель» четко указывал, что от Винеты до Деммина (этот город можно найти на современной карте) несколько часов пути на веслах по реке Пеене - притоку Одера. Вот только с той далекой поры многое на земле изменилось, в том числе устья и русла рек. Не сохранилось и четвертое устье Одера. Но в том, что оно было, нет никаких сомнений. По словам Клауса Гольдмана, об этом свидетельствуют фотографии, сделанные со спутника во время прошлогоднего паводка на Одере, - ученые окрестили его наводнением тысячелетия. Илистые воды реки устремились в Балтийское море по своему древнему пути. Теперь только оставалось записи Адама фон Бремена поставить с головы на ноги.
Река Пеене в XI веке текла не на восток, как сегодня, а на запад. И до Деммина - всего несколько часов на веслах. Гипотезу современных исследователей «подтвердил» и великий грек Клавдий Птолемей. Еще во II веке в своем труде о Германии античный географ дал точные координаты устья большой реки, протекавшей в поросших мхом землях, там, где позднее выросла Винета. К слову, Волга у Птолемея фигурирует под именем Ра.

Оставалось единственное несовпадение: в рукописи Адама Винета зовется Yumne, Iumne, Uimne. По гипотезе берлинских историков, речь идет о названии «imne». Готические буквы сплошь состоят из вертикальных палочек, и монахи-переписчики могли их легко спутать. Слово «imne» означало лесное пчеловодство, или бортничество. Самое интересное, что нынешний городок, вблизи которого и пойдут раскопки Винеты, называется Барт. В VIII-IХ веках мед был единственной сладостью и ценился столь же высоко, как соль. Из меда славяне варили хмельную медовуху - вино того времени.
Как погиб чудесный город? По единодушному мнению большинства ученых-климатологов, за последние пять тысяч лет никаких особенных катаклизмов в Балтийском море не случалось.
- Известно, что Винета уходила под воду в течение трех дней и ночей, - рассказывает доктор Гольдман. - Это могло произойти только по одной причине: город был затоплен. Но не стихией.

Доктор Клаус Гольдман
В германских и славянских прибрежных селениях умели строить плотины и шлюзы. В этом деле они преуспели не хуже римлян, возводивших виадуки. Страна, лежащая ниже уровня моря, защищенная искусными плотинами, была необыкновенно плодородной. Урожаи там собирались дважды в год. Хотя, согласно античным источникам и, в частности, отрывкам из путевых дневников путешественника-дипломата Ибрагима ибн Якоба (X век), земли Винеты - сплошь пастбища, леса и болота. То есть для земледелия они как будто были непригодны.
Но оказалось, в перевод вкралась неточность. Когда доктор Гольдман показал фразу про болота ученому-арабисту, выяснилось, что слово это означало - плодородные илистые низменности. Кстати, в латыни слово «болото» толкуется так же.
Катастрофа Винеты была вызвана искусственно: враги, скорее всего это были датчане, пробили плотину и затопили страну. Рукотворный прилив смел дамбы, и штормовые волны Балтики, не сдерживаемые ничем, хлынули на беззащитный город. Участь Винеты была решена.
Впрочем, Клаус Гольдман сомневается, что смертный приговор процветающему городу подписали именно датчане. Винета была как бельмо на глазу для рядом живущих народов, взиравших на богатства вольного края со смешанными чувствами. Экономическая система богатой страны могла кого угодно привести в изумление. В городе наряду с серебряными монетами ходили своеобразные чеки - лоскуты, которые, вероятно, в любой момент можно было обменять на золото. Правили им не князья и короли, а старейшины. Такой же была структура Венеции и ганзейских городов.

Свободу было очень трудно сохранить, находясь в окружении народов, исповедовавших другую религию, пусть даже христианскую. Жители же Винеты ощущали свою сопричастность с Киевом, Византией, Новгородом - об этом однозначно свидетельствуют документы. Возможно, Винета была православным городом и пала жертвой крестового похода 1147 года?
И еще. Города викингов, протянувшиеся до Новгорода, находились примерно в дне пути друг от друга, нанизанные, словно жемчужинки на цепочку. Но в этой цепи, по словам доктора Гольдмана, как раз не хватает одного звена. Винеты?
Чтобы проверить выдвинутую теорию, предстоит провести серьезные исследования и окончательно ответить на вопросы: тек ли Одер в тех краях, поддерживали ли дамбы уровень воды. В заросших мхом долинах рек проведут анализ пыльцы. Короче, все оружие современной археологии будет приведено в боевую готовность.
И наконец, самое интересное. Клаус Гольдман убежден, что в киевских и византийских летописях наверняка найдутся сведения (упоминания) о затонувшем городе. Поэтому наши историки, специалисты по Византии, имеют шанс внести свою лепту в открытие немецких коллег. Но как называли киевские монахи-летописцы Винету? На этот вопрос еще предстоит ответить

Название это вряд ли покажется совсем уж незнакомым - многие читали приключенческий роман Л.Платова «Секретный фарватер» или видели снятый по нему телефильм. История, рассказанная в них, местами несуразна, изобилует множеством натяжек. Но… интересна!
«Винетами» там именуются таинственные полуподводные базы не менее таинственной немецкой подводной лодки специального назначения. Вскользь упоминается и легенда об утонувшем некогда городе. Но только легенда ли это? Существовала ли на самом деле эта мини-Атлантида Северной Европы?

Общепринятое представление об античном мире в корне неверно в отношении Европы за пределами римских защитных валов, утверждает сотрудник Музея ранней истории в Берлине Клаус Гольдманн. Никоим образом не соответствует действительности бытующее мнение, что на территориях к северу от границ империи, среди болот влачили жалкое существование лишь вечно пьяные, угрюмые варвары, кутавшиеся в холода в косматые меха. Напротив, народы севера уже в бронзовом веке владели искусством ирригации не хуже жителей Месопотамии, египтян и римлян. Обладали они, в том числе, и умением отвоевывать земли у моря. Люди здесь сооружали дамбы и плотины, регулировали реки, занимались интенсивным (по тогдашним меркам) земледелием. Короче, процветали вполне развитые культуры. Были на севере и большие города.

Гольдманн и археолог-любитель Гюнтер Вермуш заявляют, что нашли, наконец, местоположение самого значительного из них - Винеты, легендарной «Атлантиды Севера». Когда - то это был, как считают, чуть ли не самый большой город в Европе. Но, в XII веке он каким-то образом исчез, и с тех пор многие поколения исследователей безуспешно разыскивали его руины. Берлинцы выступили со своей версией. По их мнению, располагался он не в польском Вольпине и не возле острова Узедом, как предполагалось до сих пор, а на дне залива у стен Барта, маленького городка в Северной Померании. И еще, причиной катастрофы был вовсе не штормовой прилив, преподносящийся в легендах, как кара свыше.

В доказательство своей теории Гольдманн по-новому интерпретирует знаменитый «отчет о командировке» иудейского дипломата и торгового агента Ибрагима Ибн Якуба из Кордовского халифата в Испании. Имя, разумеется, - арабизированное искажение оригинала. Во второй половине X столетия Абрам Яковлевич Кордовский (следуя процветавшей и у нас традиции переделывать имена), исколесивший область между Эльбой и Вислой, сообщал, что тут, на северо-западе, в болотистой области проживает славянское племя, которое построило большой город у моря. В городе 12 ворот и гавань. Правит им не князь, а староста.

По словам Гольдманна, это самое раннее достоверное упоминание Винеты. «Однако в перевод вкралась ошибка, полностью искажающая смысл. А именно: народ живет не в «болотистой» местности, а в зеленой и плодородной, называемой также маршем - хоть и действительно очень влажной, но благоприятной для земледелия низменности. Путешественник из сухой, со скупой зеленью Южной Испании, пораженный видом цветущих ландшафтов северо-востока, использовал слово «hama» из Корана, которым в священном писании мусульман обозначалась влажная земля, из коей Аллах сотворил человека».
На эту ошибку Гольдманну указал берлинский арабист профессор Штеппат, добавив, что слово это вряд ли применимо для обозначения глухих и безрадостных болот. Неточный перевод и, тем самым, изображение всего севера Европы, как нецивилизованной болотистой местности, затем в более поздних итальянских источниках передавалось из поколения в поколение. Исследователи нашли поддержку у Фридриха Люта, главы ведомства по охране памятников природы федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания, который готов предоставить снаряжение своего учреждения, при условии, если найдутся деньги на финансирование экспедиции для проверки новой гипотезы о Винете. Предполагается произвести геомагнитные измерения, бурения, аэрофотосъемку, подводные археологические исследования.

«Мужчины там носили отороченные мехами и украшенные перьями береты», - говорится в померанской легенде о языческой Винете. И далее: «Женщины ходили в дорогих бархатах и шелках, а с шей у них свисали тяжелые золотые цепи с драгоценными камнями. Один дом был роскошнее другого, с окнами из цветных стекол, с колоннами из белого мрамора и алебастра». Согласно легенде, Бог - христианский Бог - стер языческий город с лица земли штормовым наводнением. Во времена восточной экспансии германских племен Христос, как утверждает легенда, внял их призывам и покарал язычников из западнославянского племени винетов. Слишком уж они раздражали соседей своим благосостоянием, которое давала жизнь в торговом городе на Балтике.

Согласно легенде, сделались они заносчивыми и расточительными. Дыры в стенах затыкали хлебом, детям вытирали попки булочками. Исчезнув, город раз в сто лет на Пасху всплывал из морских глубин. Снять чары с него, пораженных немотой, жителей сможет лишь тот, кто купит товар на их рынке. В противном случае Винета вынуждена снова возвращаться обратно, на дно, откуда, если только хорошенько прислушаться (ну и, разумеется, быть в достаточно романтичном настроении), можно услышать звон сказочных колоколов.

Для всех, кто когда-либо искал Винету, особую ценность представляют сведения, которые можно почерпнуть у двух авторов: Адама из Бремена, составившего в 1075 году «Гамбургскую церковную историю», и Хельмольда из Бозау, написавшего сотней лет позже «Хронику славян». У Адама город все еще называется «Йумне» или «Иумне», а не “Винета", как позднее у Хельмольда. Центральный тезис Гольдманна и Вермуша гласит: «Адам был прав со своей географической локализацией местоположения города, какой бы маловероятной она ни показалась, и какой бы ошибочной ни считали ее интерпретаторы высказываний главных средневековых свидетелей. За Лиутиценом, который зовется и Вильценом, встречаешься с Одером, самой богатой рекой славянской земли. Там, где он впадает в Скифское море, стоит очень знаменитый город Йумне, и для варваров и греков далеко вокруг это излюбленное место встречи… Это действительно самый большой из всех городов, которым дала приют Европа… Город наполнен товарами всех народов Севера… Из этого города коротким переходом на веслах переправляются в город Деммин в устье реки Пене, где живет племя ранов»!.

В 1170 году Хельмольд дословно перенял большую часть сведений Адама, но приписал, что король датчан с большим флотом напал на Винету, и разрушил ее. Город погиб (дословно untergegangen - «провалился», «потонул»). Однако, как же так получилось, что после 1170 года город ни разу больше не упоминается ни в одной летописи? Гольдманн и Вермуш придерживаются мнения, что после своей победы над язычниками, христианские колонизаторы постарались уничтожить и всякое воспоминание об их верованиях, культуре и даже прекрасных городах, построенных ими некогда, - не может быть у язычников ничего пристойного! Лишь 400 лет спустя, уже после изобретения подвижных букв для книгопечатания, начались горячие дебаты о Винете и ее гибели. Вплоть до XIX столетия «Венеция Балтийского моря» оставалась материалом для опер и поэзии, а Генрих Гейне в своем стихотворении «Seegespenst» («Морской призрак») даже посмеялся над немецкой легендой о сказочном городе.

Рудольф Фирхов считал, что нашел Винету у Волмина, где вот уже 45 лет отстаивает эту теорию Владислав Филиповяк, директор Национального музея в ныне польском городе Штеттин. Гольдманн и Вермуш высоко оценивают работу, проделанную Филиповяком, а также результаты его раскопок у Волмина. Но: «Что бы он там ни нашел, остатки портовых сооружений и пригородов - это не Винета». Их тезис: в те времена имелось еще и четвертое устье Одера, которое ныне больше не существует. После отступления глетчеров, в конце ледникового периода, первоначальное русло проходило по текшей тогда в обратном направлении реке Пене, через Тре- бель и Рекниц. Одер впадал в море западнее Рюгена, у сегодняшнего Рибниц-Дамгартена. Если так, то верна и локализация Винеты, произведенная Адамом из Бремена: непродолжительный переход на веслах в Деммин, Пене впадает в Одер, и раны, жители княжества Рюген, населяли не только остров, но и территории у Деммина. Короче, Винета лежала в заливе Бартер Бодден.

Вермуш пишет: «Адам назвал город Иумне. Этимологически это название происходит от “imne” - «пчела». Земля между рекой Барте и Штрелазундом (здесь отчетливо видны следы былых западных славян - «стрела» - «зунд») была краем пчеловодства. Там получали мед - очень ценный продукт в те времена». Столицей этой богатой области и являлась Винета. Тамошние «греки», о которых говорил Адам, были купцами из Византийской империи, православного Восточного Рима.
Но как разгадать загадку гибели этого города - в три раза большего, чем сегодняшний Лейпциг? У Вермуша и Гольдманна есть ответ и на этот вопрос. Вспомним: «командировочный» X века из Кордовского халифата Ибрагим Ибн Якуб сообщал о цветущих влажных ландшафтах у большого города. Догадались? Нет? Реки по всему «Пчелиному краю» были ограждены дамбами, оборудованы шлюзами и усмирены плотинами. Лежащая ниже их уровня земля орошалась из них. Там, где сегодня боддены - заливы, отделенные от моря островами или полуостровами, - была тогда отвоеванная у моря плодородная суша, лежавшая ниже его уровня и защищенная от водной стихии плотинами. Когда в тридцатые годы XII столетия сюда вторглись датчане, они, как полагают Гольдманн и Вермуш, разрушили дамбы и плотины. Вот так Винета и ушла под воду. Балтийское море вернулось туда, где его волны плескались ранее, и рекам пришлось искать себе новые стоки, даже изменяя направление.

Как бы там ни было, отдыхающим на берегах Балтики в этих местах стоит прислушаться. Не раздастся ли тихим вечером слабый колокольный звон из морских глубин?

Еще ее называют Атлантидой Балтики, славянским Амстердамом и даже немецким «Титаником»... Около тысячи лет назад прекрасный славянский город Винета поглотило море.

Веками трагическая участь Винеты вдохновляла не только поэтов и музыкантов, но прежде всего ученых — историков, географов. Потому что Винета не плод воображения, а реальный город, скрытый под толщей годы и ила. С колоколами, домами, рыночной площадью и сокровищами. Подводный клад в «особо крупных размерах». Найти его пока не удавалось никому.

Берлинские историки Клаус Гольдман и Гюнтер Вермуш, известные поисками «Янтарной комнаты» и пропавших ценностей Третьего рейха, может быть скоро откопают Винету, как когда-то их знаменитый соотечественник Генрих Шлиман открыл миру погребенную Трою.

Дивной красоты дома блестели цветными стеклами. Беломраморные колонны украшали кирпичные фасады, сверкающие золотой оправой. Богатство горожан словно выставлялось напоказ. Мужчины носили отороченные мехом одежды, на беретах покачивались перья, женщины кутались в шелка и бархат. Они любили толстые золотые цепи, крупные драгоценные камни, золотую посуду, даже пряли на золотых веретенах.

«Главный свидетель» Адам Бременский, знаменитый немецкий географ и летописец, в XI веке писал: «Город ломится от товаров всех народов Севера. Чего там только нет. Он больше и прекрасней любого другого города Европы».

Но взгляд летописцев подмечал и другое — высокомерие и спесь богатых горожан: щели в стенах домов затыкают хлебом, попки младенцам вытирают булками!

Начиная с VIII в. Винета, которую населяли варвары, греки, славяне, саксы, считалась важнейшей торговой метрополией Балтийского моря. Здесь привечали мореплавателей, торговцев, ремесленников, но приезжие должны были скрывать свою христианскую (читай: католическую) веру, потому что, по словам Адама Бременского, Винета поклонялась языческим богам.

Возможные местоположения легендарной Винеты

По этой же причине сам ученый-католик так и не посетил чужестранный край, а сведения почерпнул у датского короля. «В померанских сагах Винета упоминается довольно часто, — рассказывает доктор Клаус Гольдман. — В самом названии чувствуется славянское происхождение. Легенды гласят, будто раз в сто лет город всплывает на поверхность и спасти его сможет даже ребенок, но родившийся в воскресенье (такие дети особенно угодны Богу), который войдет в Винету и заплатит копейку. Однажды юноша, который пас овец, увидел чудесный город, только у него не было ни копейки. По сей день натурам романтическим слышится неясный звон колоколов, доносящийся из морских глубин».

Буквально сто лет спустя после Адама Бременского другой ученый, автор истории славянских народов Хельмолд фон Бозау, посвятивший Винете целую главу, практически слово в слово повторил своего предшественника, добавив, что город был подвергнут нападению флота датского короля и полностью разрушен. Остались только полузатопленые руины. После 1170 г. Винета в хрониках не упоминается, будто никогда и не существовала.

«Попытки найти затонувший город предпринимались неоднократно, начиная с XVI—XVII вв., — продолжает доктор Гольдман. — На сегодняшний день имеются две версии местонахождения немецкой Атлантиды, но они несостоятельны. Да, в тех местах — Волине и Узедоме — действительно были ранние славянские поселения, но только не Винета».

Адам Бременский не был бы географом, если бы не дал точного описания местонахождения Винеты. «Главный свидетель» четко указывал, что от Винеты до Деммина (этот город можно найти на современной карте) несколько часов пути на веслах по реке Пеене — притоку Одера.

Вот только с той далекой поры многое на земле изменилось, в том числе устья и русла рек. Не сохранилось и четвертое устье Одера. Но в том, что оно было, нет никаких сомнений. По словам Клауса Гольдмана, об этом свидетельствуют фотографии, сделанные со спутника во время одного паводка на Одере, — ученые тогда окрестили его наводнением тысячелетия. Илистые воды реки устремились в Балтийское море по своему древнему пути. Теперь только оставалось записи Адама Бременского поставить с головы на ноги.

Река Пеене в XI в. текла не на восток, как сегодня, а на запад. И до Деммина — всего несколько часов на веслах. Гипотезу современных исследователей «подтвердил» и великий грек Клавдий Птолемей. Еще во II в. в своем труде о Германии античный географ дал точные координаты устья большой реки, протекавшей в поросших мхом землях, там, где позднее выросла Винета. К слову, Волга у Птолемея фигурирует под именем Ра...

Оставалось единственное несовпадение: в рукописи Адама Винета зовется Yumne, Iumne, Uimne. По гипотезе берлинских историков, речь и нет о названии «imne». Готические буквы сплошь состоят из вертикальных палочек, и монахи-переписчики могли их легко спутать.

Слово «imne» означало лесное пчеловодство, или бортничество. Самое интересное, что нынешний городок, вблизи которого и пойдут в будущем раскопки Винеты, называется Барт. В VIII—IX вв. мед был единственной сладостью и ценился столь же высоко, как соль. Из меда варили хмельную медовуху — вино того времени.

Как погиб чудесный город? По единодушному мнению большинства ученых-климатологов, за последние пять тысяч лет никаких особенных катаклизмов в Балтийском море не случалось.

«Известно, что Винета уходила под воду в течение трех дней и ночей, - рассказывает доктор Гольдман. — Это могло произойти только по одной причине: город был затоплен. Но не стихией».

В германских и славянских прибрежных селениях умели строить плотины и шлюзы. В этом деле они преуспели не хуже римлян, возводивших виадуки. Страна, лежащая ниже уровня моря, защищенная искусными плотинами, была необыкновенно плодородной. Урожаи там собирались дважды в год. Хотя, согласно античным источникам, и в частности отрывкам из путевых дневников путешественника-дипломата Ибрагима ибн Якоба (X в.), земли Винеты — сплошь пастбища, леса и болота. То есть для земледелия они как будто были непригодны.

Но оказалось, в перевод вкралась неточность. Когда доктор Гольдман показал фразу про болота ученому-арабисту, выяснилось, что слово это означало — плодородные илистые низменности. Кстати, в латыни слово «болото» толкуется так же.

Катастрофа Винеты была вызвана искусственно: враги, скорее всего это были датчане, пробили плотину и затопили страну. Рукотворный прилив смел дамбы, и штормовые волны Балтики, не сдерживаемые ничем, хлынули на беззащитный город. Участь Винеты была решена.

Впрочем, Клаус Гольдман сомневается, что смертный приговор процветающему городу подписали именно датчане. Винета была как бельмо на глазу для рядом живущих народов, взиравших на богатства вольного края со смешанными чувствами. Экономическая система богатой страны могла кого угодно привести в изумление.

В городе наряду с серебряными монетами ходили своеобразные чеки — лоскуты, которые, вероятно, в любой момент можно было обменять на серебро. Правили городом не князья и короли, а старейшины. Такой же была структура Венеции и ганзейских городов.

Свободу было очень трудно сохранить, находясь в окружении народов, исповедовавших другую религию, пусть даже христианскую. Жители же Винеты ощущали свою сопричастность с Киевом, Византией, Новгородом — об этом однозначно свидетельствуют документы. Возможно, Винета была православным городом и пала жертвой крестового похода 1147 г.?

Города викингов, протянувшиеся до Новгорода, находились на расстоянии примерно одного дня пути друг от друга, нанизанные словно жемчужинки на цепочку. Но в этой цепи, по словам доктора Гольдмана, как раз не хватает одного звена. Винеты?

Чтобы проверить выдвинутую теорию, предстоит провести серьезные исследования и окончательно ответить на вопросы: тек ли Одер в тех краях, поддерживали ли дамбы уровень воды? В заросших мхом долинах рек проведут анализ пыльцы. Короче, все оружие современной археологии будет приведено в боевую готовность.

И, наконец, самое интересное. Клаус Гольдман убежден, что в киевских и византийских летописях наверняка найдутся сведения (упоминания) о затонувшем городе. Поэтому наши историки, специалисты по Византии, имеют шанс внести свою лепту в открытие немецких коллег. Но как называли киевские монахи-летописцы Винету? На этот вопрос еще предстоит ответить...

Точное местонахождение Винеты неизвестно (возможно, это затопленная часть острова Волин , либо остров Узедом , либо полуостров Дарс). Не исключено, что это тот же самый город, что и загадочный Йомсборг , известный по скандинавским сагам .

У впадения Одры в море, говорит в XI в. Адам Бременский, находится великолепный город Юлин (по другим спискам, Юмне), знаменитая пристань, где съезжаются окрестные народы, варвары (то есть славянские и другие язычники) и Греки (то есть православные, русские)… Весь народ там ещё предан заблуждению языческих обрядов, но, впрочем, относительно нравов и гостеприимства, не найти людей честнее и добродушнее. В этом городе, богатом товарами всех северных народов, есть все, чего ни спросишь дорогого и редкого… Из него кратковременным плаванием (на гребном судне) сообщаются с одной стороны с Дымином (теперь Деммин), городом, лежащим недалеко от устья реки Пены, где живут и Руяне; с другой, с областью Семландиею, принадлежащею Пруссам. Расстояние такое, что от Гамбурга или от реки Эльбы на седьмой день достигнешь до Юмне, путешествуя сухим путём; чтобы ехать морем, надобно сесть в корабль в Шлезвиге или Альдинбурге (Старом граде вагров), и также можно прибыть в Юмне. Из Юмне же, пустившись на парусах, на четырнадцатый день выйдешь на берег в Острогарде, в Русской земле, где столица Киев, соперница Константинопольского скипетра, краса и слава Греции.

По сообщению Гельмольда ,

Река Одра протекает в север середи вендских. народов. При устье, где в Варяжское море вливается, был некогда преславный город Виннета, в котором многонародное пристанище грекам и варварам, около жившим. Все европейские городы превосходил величеством. В нём жили славяне, смешанные с другими народами, с варварами и с греками. Приезжим саксонцам равно позволялось жить в сем городе, лишь бы только не сказывались христианами, ибо славяне все даже до разорения сего города служили идолам. Впрочем странноприимством и нравами ни един народ не был честнее и доброхотнее. Купечествовал товарами разного рода с разными народами пребогатый город и все имел, что бывает редко и приятно. Разорен от некоторого короля датского. Видны ещё только древних развалин остатки.

Известный русский историк-западник XIX века Т. Н. Грановский высказывался за то, чтобы отказать сообщениям о Винете в исторической достоверности.

Литературные реминисценции

  • Винета - одно из мест, которые описаны в сказочной повести «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями ».
  • Мифологическому, историческому и поэтическому значению Винеты в значительной мере посвящён одноименный роман Олега Юрьева («Винета», ж. «Знамя», 8, 2007).
  • В книге и фильме «Секретный фарватер » «Винетами» назывались тайные базы немецкой подводной лодки «Летучий голландец».
  • В Винете происходит действие рассказа К.Д.Ушинского "Слепая лошадь".

Напишите отзыв о статье "Винета"

Литература

  • Винета // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шафарик П. И. = / Пер. О. М. Бодянского. - М .: О-во истории и древностей рос. , 1847. - 26 с.

Отрывок, характеризующий Винета

И только тут я заметила, что Изольда выглядела иначе!.. Видимо, то яркое «солнечное» платье предназначалось только ей одной, так же, как и усыпанное цветами поле... А сейчас она встречала своего Тристана... И надо сказать, в своём белом, вышитом красным узором платье, она выглядела потрясающе!.. И была похожа на юную невесту...
– Не вели нам с тобой хороводов, сокол мой, не говорили здравниц... Отдали меня чужому, по воде женили... Но я всегда была женой тебе. Всегда была суженой... Даже когда потеряла тебя. Теперь мы всегда будем вместе, радость моя, теперь никогда не расстанемся... – нежно шептала Изольда.
У меня предательски защипало глаза и, чтобы не показать, что плачу, я начала собирать на берегу какие-то камушки. Но Стеллу не так-то просто было провести, да и у неё самой сейчас глаза тоже были «на мокром месте»...
– Как грустно, правда? Она ведь не живёт здесь... Разве она не понимает?.. Или, думаешь, она останется с ним?.. – малышка прямо ёрзала на месте, так сильно ей хотелось тут же «всё-всё» знать.
У меня роились в голове десятки вопросов к этим двоим, безумно счастливым, не видящим ничего вокруг, людям. Но я знала наверняка, что не сумею ничего спросить, и не смогу потревожить их неожиданное и такое хрупкое счастье...
– Что же будем делать? – озабочено спросила Стелла. – Оставим её здесь?
– Это не нам решать, думаю... Это её решение и её жизнь, – и, уже обращаясь к Изольде, сказала. – Простите меня, Изольда, но мы хотели бы уже пойти. Мы можем вам ещё как-то помочь?
– Ой, девоньки мои дорогие, а я и забыла!.. Вы уж простите меня!..– хлопнула в ладошки стыдливо покрасневшая девушка. – Тристанушка, это их благодарить надо!.. Это они привели меня к тебе. Я и раньше приходила, как только нашла тебя, но ты не мог слышать меня... И тяжело это было. А с ними столько счастья пришло!
Тристан вдруг низко-низко поклонился:
– Благодарю вас, славницы... за то, что счастье моё, мою Льдинушку мне вернули. Радости вам и добра, небесные... Я ваш должник на веки вечные... Только скажите.
У него подозрительно блестели глаза, и я поняла, что ещё чуть-чуть – и он заплачет. Поэтому, чтобы не ронять (и так сильно битую когда-то!) его мужскую гордость, я повернулась к Изольде и как можно ласковее сказала:
– Я так понимаю, вы хотите остаться?
Она грустно кивнула.
– Тогда, посмотрите внимательно на вот это... Оно поможет вам здесь находиться. И облегчит надеюсь... – я показала ей свою «особую» зелёную защиту, надеясь что с ней они будут здесь более или менее в безопасности. – И ещё... Вы, наверное, поняли, что и здесь вы можете создавать свой «солнечный мир»? Думаю ему (я показала на Тристана) это очень понравится...
Изольда об этом явно даже не подумала, и теперь просто засияла настоящим счастьем, видимо предвкушая «убийственный» сюрприз...
Вокруг них всё засверкало весёлыми цветами, море заблестело радугами, а мы, поняв, что с ними точно будет всё хорошо, «заскользили» обратно, в свой любимый Ментальный этаж, чтобы обсудить свои возможные будущие путешествия...

Как и всё остальное «интересненькое», мои удивительные прогулки на разные уровни Земли, понемногу становились почти что постоянными, и сравнительно быстро угодили на мою «архивную» полочку «обычных явлений». Иногда я ходила туда одна, огорчая этим свою маленькую подружку. Но Стелла, даже она если чуточку и огорчалась, никогда ничего не показывала и, если чувствовала, что я предпочитаю остаться одна, никогда не навязывала своё присутствие. Это, конечно же, делало меня ещё более виноватой по отношению к ней, и после своих маленьких «личных» приключений я оставалась погулять с ней вместе, что, тем же самым, уже удваивало нагрузку на моё ещё к этому не совсем привыкшее физическое тело, и домой я возвращалась измученная, как до последней капли выжатый, спелый лимон... Но постепенно, по мере того, как наши «прогулки» становились всё длиннее, моё, «истерзанное» физическое тело понемногу к этому привыкало, усталость становилась всё меньше, и время, которое требовалось для восстановления моих физических сил, становилось намного короче. Эти удивительные прогулки очень быстро затмили всё остальное, и моя повседневная жизнь теперь казалась на удивление тусклой и совершенно неинтересной...

Многие, наверное, слышали или читали о городах Кер-Ис и Китеж, ушедших под воду при таинственных обстоятельствах. Сегодня же рассказ пойдет о загадочной Винете - средневековом богатейшем порте на берегах Балтики. Об этом таинственном городе, стоявшем некогда в северогерманских землях, сохранилось немало легенд и даже несколько записей средневековых путешественников. О нем рассказала и шведская писательница Сельма Лагерлёф в своей знаменитой сказке «Путешествие Нильса с дикими гусями».

Сельма Лагерлёф, долгое время изучавшая старинные предания, описывает Винету как чудесный град с большими домами, множеством торговых лавок, набитых дорогими товарами, и жителями (вендами), наряженными в богатые одежды. Надо сказать, что, возможно, эта сказка не так уж далека от истины, ведь, если верить записям средневековых немецких ученых Адама фон Бремена и Гельмольда из Босау, Лагерлёф совсем ничего не приукрасила в своей книге.

Известно, что Винета была основана в раннем Средневековье западным славянским племенем вендов и очень быстро стала одним из крупнейших балтийских портов, принимавших корабли со всего мира. Богатство города росло день ото дня, что служило предметом зависти всей Европы.

Адам фон Бремен писал, что дома в Винете очень высоки и украшены цветным стеклом, мраморными колоннами и золотой черепицей, которая наполняет все улицы желтым сиянием. Мужчины и женщины щеголяют в роскошных нарядах из шелка и бархата, носят дорогие украшения из золота и редких самоцветов, а девочки прядут на золотых прялках. Хлеба в Винете невиданное изобилие, поэтому горожане затыкают им щели в домах, а булками вытирают попки младенцам. Каждому чужестранцу в городе оказывают почет и уважение, но только в том случае, если он поклоняется языческим богам, а вот христиан там не жалуют. Этот город имеет 12 врат, а в его гавани одновременно могут разместиться 360 длинных ладей, которым в ночное время освещает путь маяк, устроенный в высокой башне.

Записи немецкого ученого подтверждают и свидетельства путешественника из Кордовского халифата Ибрагима ибн Якуба, которому Винета запомнилась как вольный город - настоящий земной рай. Он отмечал, что все горожане свободны и богаты, рабов здесь нет, а урожай с плодородных илистых полей собирают два раза в год. Также кордовский гость отмечал, что в Винете нет ни царя, ни князя, а управляют городом на острове старейшины. Они избираются из достойнейших горожан всеми взрослыми жителями Винеты на общем собрании - вече, что проводится раз в год на главной площади. А собирает народ на это собрание звон огромного колокола. Налогов здесь никому не платят, все живут в свое удовольствие.

* * *

По данным исследователей, Винета исчезла с карты Европы предположительно в 1170 году, так как в более позднее время о ней не упоминается ни в одном историческом документе. Вот только при каких обстоятельствах погиб остров, на котором стоял благословенный город?

О данном катаклизме выдвигаются различные версии. Так, в книге Сельмы Лагерлёф говорится, что жители Винеты поссорились с морским царем, и тот разрушил высокую стену, защищавшую город от наводнений, а затем огромные волны затопили улицы средневекового мегаполиса.

Европейские и скандинавские предания гласят, что граждане Винеты навлекли на себя гнев Божий тем, что не желали принимать истинную христианскую веру, а поклонялись золотому идолу, стоявшему в огромном храме, возвышавшемся в центре города. Ходили слухи, что своему богу венды приносили в жертву честных католиков, и тот награждал их златом и процветанием. В наказание за отступничество и кровожадность Господь погрузил остров вместе с Винетой и всеми ее жителями на дно морское, и только раз в год на одну ночь тот поднимается на поверхность. Считается, что избавить город от этой кары сможет лишь христианин с чистой душой, который войдет в Винету в заветную ночь и потратит хотя бы медную монету в одной из ее лавок.

Однако у ученых-историков на этот счет свое мнение. Согласно их исследованиям, датский король-христианин Кнуд IV, которому долгое время не давало покоя богатство соседей-язычников, во второй половине XI века отправил на завоевание вольного града огромное войско. Вначале доблестные датчане захватили небольшую, но хорошо укрепленную крепость, которая располагалась на Серебряной горе неподалеку от Винеты, а после ворвались и в сам город. Долгое время враги метались по его улицам, сея на своем пути разор, убийства и насилие. Предание гласит, что, захватив богатую добычу, датчане решили скрыть совершенные ими злодеяния и, уходя, разрушили городские дамбы. Три дня разграбленная Винета погружалась в морскую пучину, которая и по сей день является ее прибежищем.

* * *

Надо сказать, что и по сей день исследователи не могут определить точное месторасположение погибшего мегаполиса Средних веков. Берлинские ученые считают, что она находилась на балтийском побережье рядом с островом Волин и неподалеку от устья Одера.

Могильник Гальгенберг возле города Волин. Польша
Однако в записях Адама фон Бремена говорится, что город располагался около острова Рюген в устье реки Пене (приток Одера) и в нескольких часах пути на лодке от города Демена. который можно найти и на современной карте Германии. А вот по мнению археологов из Мекленбург - Передней Померании, Винета лежит на дне Бартецкого залива, рядом со старинным городком Барт. Все эти разночтения мешают начать полноценные поиски утонувшего города.

Однако попытки разыскать Винету, которая всегда манила людей своими легендарными сокровищами, предпринимались не раз, начиная с XVI века. Но особо серьезно этими поисками занялось руководство гитлеровской Германии. На данное мероприятие и на раскопки, что были начаты в предполагаемых местах расположения города, было выделено щедрое финансирование. Следует отметить, что Третий рейх интересовали не столько богатства Винеты, сколько ее технические достижения, благодаря которым в раннем Средневековье в северных землях были построены многоэтажные дома и маяк, тогда как остальные племена Северной Европы в то время ютились в жалких полуземлянках. Надо сказать, что место раскопок Гитлер посещал лично, но, увы, данный проект не принес положительных результатов - подводный город так и не был найден.

Раскопки неподалёку от Волина. 2002 год
Эзотерики считают, что найти Винету невозможно потому, что срок ее наказания пока не истек. Видимо, жители города так и не раскаялись в своем отступничестве, да и праведный христианин пока еще ничего не купил в одной из лавок Винеты. Хотя, если верить германским легендам, у города был шанс на спасение. Так, согласно преданию, один юный пастух из прибрежной померанской деревеньки как-то задремал на морском берегу. Проснувшись ночью, он увидел, что на месте плещущихся волн стоит огромный прекрасный город. Сгорая от любопытства, пастушок вошел в городские ворота, и тут же множество богато одетых купцов стали предлагать ему свои дорогие товары, прося за них всего одну монету. Но у бедного юноши не было с собой даже ломаного медяка, а потому он со всех ног бросился бежать в свою деревушку, чтобы там попросить денег у друзей. Увы, поиски монетки затянулись до утра, а когда пастушок вернулся на рассвете на берег, сказочный город бесследно исчез.

Надо сказать, что подобных легенд и в Германии, и в скандинавских странах сохранилось немало. Не случайно же Сельма Лагерлёф сюжет одной из них поместила на страницах своей книги. Но, кроме того, в последнее время люди, отдыхающие на берегах Балтики, иногда слышат протяжный звон колокола, доносящийся со дна моря.



Публикации по теме