Как называют самурая без хозяина. История и этнология

Пояснение причин и обсуждение - на странице Википедия:К объединению/30 июля 2012 .
Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно).
Дата начала обсуждения - 2012-07-30.
Если обсуждение не требуется (очевидный случай), используйте другие шаблоны.
Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

В соответствии с японскими культурными традициями, ронин был зачастую фигурой постыдной, подвергавшейся насмешкам и унижениям. Статус ронинов был незавидным, так как они не получали постоянного жалования от своих господ, что, в свою очередь, было необходимым условием для каждого настоящего самурая. Существовала даже поговорка «Семь падений, восемь подъёмов», означавшая право самурая уходить в странствия сроком на год семь раз за время служения, каждый раз возвращаясь на службу к своему покровителю. Непривлекательность положения ронина , очевидно, подогревалась самураями, которые, будучи жестко обременены своими обязанностями, возмущались личной свободой ронинов . Существовало много преданий о простом ронине, защищавшем бедных поселян от заносчивого самурая, способного убить любого, посмевшего ему возразить. С другой стороны, есть повествования о потерявших господ, необученных, безработных горе-самураях, просуществовавших как класс вплоть до Реставрации Мэйдзи . Фактически они являлись ронинами , хотя мало отличались от городских сорвиголов, отчаянно искавших «приключений».

В качестве иллюстрации к унизительному положению самураев, ставших ронинами, лорд Редесдэйл (Британский атташе в Японии) описывал случай, произошедший во время его пребывания в Японии, где он проживал в нескольких сотнях метров от могилы «Сорока́ семи ронинов ». Тогда на кладбище один ронин покончил с жизнью, оставив записку, в которой говорилось, что он, без средств к достойному существованию, обратился к даймё Тёсу, но получил отказ. Из-за этого, не желая служить кому-либо другому и оставаться в ненавистном положении ронина, он решил убить себя. Лучшего места для этого было не найти. Редесдэйл отметил, что побывал на месте происшествия 1-2 часами позже и видел на земле следы крови.

Ронинов существовало великое множество, по оценкам некоторых авторов около 400 тысяч, но всех их можно подразделить на три большие группы:

  1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;
  2. «уволенные» за какой-либо «мелкий поступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;
  3. в эту группу входили ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.

Современная Япония

В современной Японии слово «ронин» зачастую употребляют как метафору для обозначения человека, провалившего вступительные экзамены в высшие учебные заведения. Такие «ронины» обычно вынуждены посещать подготовительные курсы, чтобы набрать проходной балл в будущем. Очевидно, таких людей называют ронинами потому, что у них нет «своей» школы, как у исторических ронинов не было сюзеренов. Кроме того, существует сходство в их позорном положении, да и уровень самоубийств среди современных «ронинов» существенно выше, чем у их более удачливых конкурентов. Образ современного ронина экранизирован, например, в сюжете аниме Love Hina .

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ронин" в других словарях:

    Наиболее вероятно отчество ронин (сын) , т.е. сын Рониа от уменьшительной формы Роня из многих канонических (церковных) мужских имена Андрон, Арон, Геронтий, Иероним, Мирон, Софрон и др. (Н) (Источник: «Словарь русских фамилий». («Ономастикон»))… … Русские фамилии

    См. Тюснгура. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    - «РОНИН» (Ronin), США, Metro Goldwyn Mayer, 1998, 118 мин. Боевик. Действие фильма происходит в Париже, где собирается группа оставшихся не у дел секретных агентов из разных стран, чтобы принять участие в крайне рискованном деле. В ролях: Шон Бин… … Энциклопедия кино

    Сущ., кол во синонимов: 3 воин (78) самурай (5) странник (22) Словарь синонимов ASIS. В.Н … Словарь синонимов

    ронин - ист. Безземельный самурай. Самурай, не имеющий господина … Японско-русский словарь терминов японских боевых искусств

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ронин (значения). Ронин … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ронин (значения). Ронин Ronin … Википедия

    Ронин: Ронин деклассированный самурай феодального периода Японии. Ронин (абитуриент). Ронин (фильм) фильм Джона Франкенхаймера. Ronin серия комиксов Фрэнка Миллера … Википедия

    Эту страницу предлагается объединить с Ронин. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К объединению/30 июля 2012. Обсуждение длится одну неделю (или дольше, если оно идёт медленно) … Википедия

    В Википедии есть портал «Warcraft» Содержание 1 А … Википедия

), потерявший покровительство своего сюзерена , либо не сумевший уберечь своего господина от смерти. Этимология термина ронин восходит к периодам Нара и Хэйан , когда он означал слуг, бежавших с земель своего господина. В редких случаях - странник, не имеющий над собой чужой власти, свободный воин.

История

В соответствии с японскими культурными традициями, ронин был зачастую фигурой постыдной, подвергавшейся насмешкам и унижениям. Статус ронинов был незавидным, так как они не получали постоянного жалования от своих господ, что, в свою очередь, было необходимым условием для каждого настоящего самурая. Существовала даже поговорка «Семь падений, восемь подъёмов», означавшая право самурая уходить в странствия сроком на год семь раз за время служения, каждый раз возвращаясь на службу к своему покровителю. Непривлекательность положения ронина , очевидно, подогревалась самураями, которые, будучи жестко обременены своими обязанностями, возмущались личной свободой ронинов . Существовало много преданий о простом ронине, защищавшем бедных поселян от заносчивого самурая, способного убить любого, посмевшего ему возразить. С другой стороны, есть повествования о потерявших господ, необученных, безработных горе-самураях, просуществовавших как класс вплоть до Реставрации Мэйдзи . Фактически они являлись ронинами , хотя мало отличались от городских сорвиголов, отчаянно искавших «приключений».

В качестве иллюстрации к унизительному положению самураев, ставших ронинами, лорд Редесдэйл (британский атташе в Японии) описывал случай, произошедший во время его пребывания в Японии, где он проживал в нескольких сотнях метров от могилы «Сорока́ семи ронинов ». Тогда на кладбище один ронин покончил с жизнью, оставив записку, в которой говорилось, что он, без средств к достойному существованию, обратился к даймё Тёсу, но получил отказ. Из-за этого, не желая служить кому-либо другому и оставаться в ненавистном положении ронина, он решил убить себя. Лучшего места для этого было не найти. Редесдэйл отметил, что побывал на месте происшествия 1-2 часами позже и видел на земле следы крови.

Ронинов существовало великое множество, по оценкам некоторых авторов около 400 тысяч, но всех их можно подразделить на три большие группы:

  1. богатые вассалы, добровольно оставившие свои посты;
  2. «уволенные» за какой-либо «мелкий проступок» своими хозяевами. Ронины, принадлежавшие к этой группе, обычно пытались заслужить прощение и искупить свою вину, чтобы им разрешили вернуться на прежние должности;
  3. ронины, располагающиеся на самом дне и изгнанные из клана за провинности и проступки или жадность. Такие ронины не афишировали имена своих бывших хозяев.

См. также

  • Ронин (абитуриент) - в современной Японии метафорическое обозначение человека, провалившего вступительные экзамены в высшие учебные заведения.

Напишите отзыв о статье "Ронин"

Отрывок, характеризующий Ронин

Пьер был как пьяный. Восторженное состояние его еще усилилось при виде девочки, которую он спас.
– Ce qu"elle dit? – проговорил он. – Elle m"apporte ma fille que je viens de sauver des flammes, – проговорил он. – Adieu! [Чего ей нужно? Она несет дочь мою, которую я спас из огня. Прощай!] – и он, сам не зная, как вырвалась у него эта бесцельная ложь, решительным, торжественным шагом пошел между французами.
Разъезд французов был один из тех, которые были посланы по распоряжению Дюронеля по разным улицам Москвы для пресечения мародерства и в особенности для поимки поджигателей, которые, по общему, в тот день проявившемуся, мнению у французов высших чинов, были причиною пожаров. Объехав несколько улиц, разъезд забрал еще человек пять подозрительных русских, одного лавочника, двух семинаристов, мужика и дворового человека и нескольких мародеров. Но из всех подозрительных людей подозрительнее всех казался Пьер. Когда их всех привели на ночлег в большой дом на Зубовском валу, в котором была учреждена гауптвахта, то Пьера под строгим караулом поместили отдельно.

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.
У Анны Павловны 26 го августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образа преподобного угодника Сергия. Письмо это почиталось образцом патриотического духовного красноречия. Прочесть его должен был сам князь Василий, славившийся своим искусством чтения. (Он же читывал и у императрицы.) Искусство чтения считалось в том, чтобы громко, певуче, между отчаянным завыванием и нежным ропотом переливать слова, совершенно независимо от их значения, так что совершенно случайно на одно слово попадало завывание, на другие – ропот. Чтение это, как и все вечера Анны Павловны, имело политическое значение. На этом вечере должно было быть несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Уже довольно много собралось народа, но Анна Павловна еще не видела в гостиной всех тех, кого нужно было, и потому, не приступая еще к чтению, заводила общие разговоры.
Новостью дня в этот день в Петербурге была болезнь графини Безуховой. Графиня несколько дней тому назад неожиданно заболела, пропустила несколько собраний, которых она была украшением, и слышно было, что она никого не принимает и что вместо знаменитых петербургских докторов, обыкновенно лечивших ее, она вверилась какому то итальянскому доктору, лечившему ее каким то новым и необыкновенным способом.

В конце семнадцатого века правитель Яманоути провинции Тоса решил взять своего чайного мастера в официальную поездку в Эдо, столицу правящей династии сёгунов Токугава. Чайному мастеру эта поездка вовсе не улыбалась, ибо самураем он не был, а Эдо вовсе не такое спокойное место, как Тоса, где у него много друзей. В Эдо можно было попасть в такую переделку, где досталось бы не только его господину, но и ему самому. Путешествие было весьма рискованным и он не желал в него пускаться. Однако господин его не желал слышать возражений, — вероятно потому, что чайный мастер высокой квалификации принёс бы господину добрую славу. Чайная церемония очень ценилась в высокопоставленных кругах. Чайный мастер был вынужден подчиниться приказу, но решил сменить свою одежду чайного мастера, который ходил без оружия, на одеяние самурая с двумя мечами.

По приезде в Эдо чайный мастер не выходил из дома господина и, наконец, тот разрешил ему выйти погулять. Одетый, как самурай, он посетил Уэно у пруда Синобадзу, где заметил, что на него сердито смотрит какой-то самурай, отдыхающий на камне. Самурай вежливо обратился к чайному мастеру и сказал: "Вижу, вы самурай из Тоса, окажите мне честь испробовать моё искусство в поединке с вами”. С самого начала путешествия чайный мастер предчувствовал какую-то неприятность. Теперь он стоял лицом к лицу с ронином (самурай без хозяина), странствующим самураем, наёмником худшего толка, и не знал, что ему делать. "Я вовсе не самурай, хотя и одет так, я чайный мастер и вовсе не готов быть вам противником” — честно признался он. Но, поскольку истинным желанием ронина было обобрать свою жертву, в чьей слабости он уже совершенно уверился, то он продолжал настаивать на поединке.

Чайный мастер понял, что поединка ему не избежать и настроил себя на неизбежную смерть. Но он не хотел умирать с позором, потому что позор лёг бы на его господина, правителя Тоса. И тут он вспомнил, что несколько минут назад он проходил мимо школы фехтования, расположенной рядом с парком Уэно. Он решил зайти туда на минутку и спросить у учителя, как же правильно пользоваться мечом, как употреблять его в таких случаях и как ему с честью встретить неизбежную смерть. Он сказал ронину: "Если ты так настаиваешь на поединке, тогда подожди меня немного, я должен сначала кое-что сообщить своему господину, у которого служу”.

Ронин согласился и чайный мастер поспешил в школу фехтования. Привратник не хотел его впускать, потому что у чайного мастера не было никаких рекомендательных писем к учителю фехтования. Но всё-таки, увидев ту серьёзность, с которой вёл себя чайный мастер, он решил его пропустить.

Учитель фехтования спокойно выслушал чайного мастера, который рассказал ему всю историю и выразил непреклонное желание умереть, как подобает самураю. Учитель сказал: "Ты прямо уникум. Все приходят ко мне узнать, как пользоваться мечом, чтобы жить, а ты пришёл узнать, как умереть. Но прежде чем я научу тебя искусству умирать, будь добр, научи меня готовить чай и угости чашечкой чая. Ведь ты же чайный мастер”. Чайный мастер был очень рад. В последний раз он мог исполнить чайную церемонию — дело своей жизни, столь дорогое его сердцу. Забыв обо всём, он со всей искренностью, с полной самоотдачей принялся готовить чай. Он выполнял всё, что необходимо, как будто сейчас это было для него самое главное в жизни. И учитель фехтования испытал глубокое чувство, увидев с какой сосредоточенностью, с каким воодушевлением совершается чайная церемония. Проникшись глубоким уважением к этому человеку. он упал на колени перед чайным мастером, глубоко вздохнул и сказал: "Тебе не нужно учиться умирать! То состояние ума, в котором ты находишься, позволяет тебе сразиться с любым фехтовальщиком. Когда будешь подходить к ронину, сначала подумай, что ты готовишь гостю чай. Благородно приветствуй его, извинись за задержку, и скажи, что теперь готов к поединку. Сними своё хаори (верхнюю одежду), аккуратно сложи и положи сверху свой веер, как ты обычно делаешь это за работой. Затем повяжи голову тэгунун (вид полотенца), верёвкой подвяжи рукава, подбери хакама (юбка-штаны). Теперь ты вполне можешь начинать. Вынь свой меч, высоко подними его над головой, будь готов сразить им противника и, прикрыв глаза, соберись мысленно для битвы. Когда услышишь крик, ударь его мечом. Это и будет конец, взаимное убийство”. Чайный мастер поблагодарил фехтовальщика за наставления и пошёл назад — туда, где обещал встретиться с ронином.

Он тщательно последовал советам, данным фехтовальщиком, выполняя их в том состоянии ума, которое было у него во время чайной церемонии для своих друзей. Когда он твёрдо встал перед ронином и поднял меч, тот внезапно увидел перед собой совершенно другого человека. И он никак не мог издать крик перед нападением, потому что совершенно не знал, как ему нападать. Перед ним было совершенное воплощение бесстрашия. И вместо того, чтобы броситься на чайного мастера, ронин стал шаг за шагом отступать и наконец закричал: "Сдаюсь! Сдаюсь!” Бросив свой меч, он простёрся перед чайным мастером, прося прощения за грубость, и быстро покинул поле сражения.

Месть по-японски. Те самые 47 ронинов

Одна из самых популярных историй о Японии - знаменитая «Месть Ако» или история о 47 ронинах, отомстивших за гибель своего господина.
Кто такие ронины? Так в Японии времен сегуната Токугава было принято называть воинов-самураев, которые либо утратили покровительство своего сюзерена, либо не смогли уберечь его от смерти. По традиции, ронин был не самой лучшей фигурой и подвергался насмешкам и унижениям. Кроме того, статус ронина был не очень высок, так как они получали постоянного жалования от своих господ, что, в свою очередь, было необходимым условием для каждого настоящего самурая. Поэтому ронины стремились снова поступить на службу, но это не всегда получалось, поэтому нередко одни становились грабителями, а другие - Робин Гудами на японский лад. Но история о 47 ронинах - другая. Она про верность самурайскому долгу и своему господину, что для японцев очень важно.
Вся история случилась в то время, когда в Японии правил «Собачий сегун» Токугава Цунаёси, 5-го сегун из династии Токугава. Такое прозвище он получил за то, что издал указ «О запрете лишения жизни живых существ», запрещавший под страхом смерти убивать бродячих собак, кошек и загнанных лошадей.
В 1701 году даймё (крупный князь) Асано Такуми-но-Ками Наганори, или Асано Наганори из города Ако, был назначен для приема двух императорских послов во дворец сегуна. Перед проведением церемонии феодал должен был наставления у Киры Ёсинака. Ёсинака был потомственным специалистом по ритуалу, причем был еще и взяточником и ждал, что дайме позолотит ему ручку. Но Асано Наганори никаких подарков делать не стал.
Ёсинака был возмущен таким поведением князя, так как взятки стали чем-то вроде обязательной процедуры. В результате он не дал наставлений Наганори, но зато уничижительно отозвался о тех приготовлениях, которые вел дайме.
В том, понятное дело, взыграла самурайская кровь, он выхватил меч и нанес обидчику несколько ударов. Но ранения знатока ритуалов оказались несмертельными, а Асано Наганори заключили под арест. Так как он обнажил меч во дворце правителя, то его приговорили к смерти. Но, учитывая статус, Наганори разрешили сделать харакири, точное сэппуку — ритуальное самоубийство методом вспарывания живота. В резиденцию клана, которым он руководил, отправили послов, сообщивших, что клан расформирован, его владения конфискованы, а все самураи объявляются ронинами.
Самурая, ставшие ронинами, собрались на совет, чтобы решить, как поступить. Одни предлагали искать нового господина, другие были готовы совершить сэппуку, третьи высказались за то, чтобы отомстить Кире Ёсинаке. Но Кира был не дурак и знал, что ему будут мстить. Поэтому после смерти Наганори перебрался в надежно укрепленный особняк и окружил себя сильной охраной.
Тем не менее 47 ронинов во главе с Оиси Кураносукэ, советником Асано Наганори, дали клятву отомстить. После этого они разошлись - одни стали торговать, другие учить фехтованию, третьи бродягами и показательными пьяницами. Все это было сделано для того, что Кира Ёсинаку решил, что бояться нечего. На самом деле ронины просто ждали подходящего часа. Причем прождали они его более полутора лет.
Когда момент для мести предоставился, ронины собрались в столице, называвшейся в тот момент Эдо (нынешнее Токио) и нарядились в пожарных. Это было нормально, так как горело тогда часто, поэтому пожарные не вызывали подозрений, а костюмы у них были большие и оружие под ними можно было прятать без проблем.
Атака ронинов на особняк Киры Ёсинаки началась утром. Они разделись на две группы, пока одни пошли на штурм главных ворот, другие зашли с тыла. Все было продумано до мелочей, поэтому ронины перебили охрану, убив 17 человек и ранив более 20-ти. Сами ронины получили только легкие раны.
Киру Ёсинака нашли в помещении для хранения угля, где ему отрубили голову. Голову отнесли в монастырь Сэнгакудзи, где был похоронен Асано Наганори и положили на могилу хозяина, показав, что он отомщен. По приказу командира мстителей Оиси Кураносукэ, самый молодой из ронинов 16-летний Китиэмон Тэрасака отправился к вдове Асано Наганори, чтобы сообщить ей о том, что случилось. Остальные сдались властям.
Про месть узнала вся страна. Разумеется, мнения разделились и многие считали ронинов героями. Дело в том, что по «Кодексу бусидо» месть за убитого сюзерена для самурая являлась «гири» — священным долгом, который подлежал исполнению даже ценой собственной жизни. Поэтому многие считали, что ронинов следует помиловать. Но с другой стороны, они были участниками заговора, в котором был убит заслуженный придворный чиновник и его слуги. Поэтому сегун решил, что все ронины должны совершить сэппуку. Это была с одной стороны казнь, с другой стороны - почетная смерть В результате в день казни все 46 воинов исполнили свой последний самурайский долг, после чего их похоронили в монастыре рядом с телом господина.

Самый младший ронин Китиэмон Тэрасака был помилован сёгуном, прожил долгую жизнь, дожив до 78 лет, и после кончины был похоронен рядом со своими товарищами.
Споры о том, герои ли ронины или нет не умолкают в Японии до сих пор. Но большая часть японцев приходят отдать дать уважения людям, проявившим величайшую верность долгу и чести.



Публикации по теме