Митрополит иона сысоевич. Биография Из жития ионы сысоевича

Почти сорок лет управлял митрополит Иона (Сысоевич) древней и обширной Ростовской митрополией, прославившись прежде всего как храмоздатель. В одном только Ростове и его окрестностях при этом архиерее построено 14 церквей. Толчковский Иоанно-Предтеченский храм возводился также при нем и по его благословению.

Начало жизненного пути митрополита Ионы Сысоевича

Начальная биография митрополита Ионы вполне обычна. Приблизительно в 1607 году он родился в семье священника Сысоя, служившего на деревенском погосте близ Ростова. В юности будущий владыка поступил в Воскресенский монастырь города Углича, откуда началось его восхождение по иерархической лестнице.
Сначала мы обнаруживаем его архимандритом Белогостицкого монастыря, а затем — Авраамиева (оба — в Ростове). А в 1652 году — уже митрополитом Ростовским.

Местоблюститель

Своим возвышением Иона был обязан Патриарху Никону и в ближайшие годы являлся одним из верных его сторонников во всем, что касалось книжных и обрядовых справ. Когда же Патриарх отошел от дел управления Церковью и удалился в Новый Иерусалим, митрополит Иона остался «за старшего» — местоблюстителем Патриаршего престола. В спокойной обстановке он мог бы проявить себя неплохим управителем делами Патриархии (в своей митрополии владыка распоряжался мудро и пользовался уважением), но неустойчивость ситуации ранила и стесняла его.

Процессы, запущенные Никоном, было уже не остановить. При этом сам Патриарх, находясь в Новоиерусалимском монастыре, демонстрировал неучастие в церковных делах, но время от времени все-таки вмешивался. Среди духовенства царила растерянность, назревало недовольство.

По натуре деятельный, но робкий в отношениях с людьми, Иона в итоге оказался не на высоте положения. Неожиданный приезд Патриарха Никона в Успенский собор смутил его, и он, вопреки своему «соборному рукоподписанию», принял благословение от Никона и «увлек к тому же других». Собратья-архиереи отнеслись к проступку Ионы довольно снисходительно, но тем не менее от местоблюстительства он был отстранен и уехал в Ростов. В 1666 году, однако, митрополит Иона участвовал в Соборе, осудившем Патриарха.

Большая стройка

Митрополит Иона - строитель. В этой области его способности проявились наилучшим образом. Самое знаменитое его детище — ансамбль Ростовского архиерейского дома, который ныне известен как Ростовский кремль. В то же время он не обделял вниманием и Ярославль — второй по значению город митрополии, где как раз в то время сложились все предпосылки для обширного каменного строительства. Город стремительно рос и богател, а большие пожары 1658 и 1670 годов «расчистили» площадки для возведения новых великолепных церковных зданий.

Примечательно, что документальных известий о храмоздательной деятельности митрополита в Ростове почти не сохранилось, но с Ярославлем все обстоит совсем по-другому. К настоящему времени удалось отыскать 19 митрополичьих грамот и других документов, относящихся к Ярославлю. Из них 11 являются собственно благословенными грамотами на постройку и освящение храмов.
Что касается того, насколько владыка Иона определял облик строившихся зданий, то здесь вопрос остается открытым. Бесспорно, он являлся умелым организатором, способным привлечь на «строительные площадки» митрополии лучших мастеров эпохи. Но обладал ли он достаточными познаниями для того, чтобы диктовать им свою «архитектурную волю»?

В 1690 году, после 39 лет управления епархией, митрополит Иона удалился на покой. Утружденный возрастом и болезнями, в уединении он прожил всего несколько месяцев, скончавшись в декабре того же года.

Митрополит Иона Сысоевич выдающаяся .

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова. Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича. Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского, затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

15 августа 1652 года Иона был хиротонисан (рукоположен) во епископа патриархом Московским и Всея Руси Никоном и возведён в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг.

Охлаждение отношений между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, привело последнего к самовольному оставлению кафедры - 10 июля 1658 года он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола. В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская. В 1666 году присутствовал на соборе, осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе. Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич), продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Строительство и колокольные звоны

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), церковь Спаса на Сенях (1675), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад.

Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, местоблюститель патриаршего престола в 1664 г. Сподвижник патриарха Никона.

Происхождение. Начало пути

Из семьи крестьян Кобановской вотчины, принадлежавшей Воскресенскому Угличскому монастырю. Сохранившиеся синодики содержат информацию о ряде родственников Ионы, одним из них был схимник Кирилл. Также в синодиках отмечается Сысой - отец Ионы. Предположительно, последний в раннем возрасте осиротел и ушел в Авраамиев Богоявленский монастырь, после чего продолжил свой духовный путь в качестве инока Воскресенской обители в Угличе.

С 1639 по 1646 гг. был архимандритом Белогостицкого Георгиевского, в 1646 г. - Авраамиевского Богоявленского монастырей. В последнем начал политику возведения новых церквей и храмовых комплексов, благодаря чему в XVII в. Ростовская митрополия стала одной из наиболее прогрессивных в плане зодчества. В 1650 г. и 1655 г. в Авраамиевской обители были возведены Введенская трапезная и Никольская церкви.

Митрополит

В 1652 г. патриархом Московским и Всея Руси становится Никон. Сразу после интронизации он рукополагает Иону Сысоевича в епископы и возводит в митрополичий сан.

В новом качестве Иона продолжает каменное строительство в Ростове. В 1657 и 1658 гг. строятся Благовещенский собор и Михало-Архангельская церковь Белогостицкого монастыря.

В 1670 г. начинается создание Ростовского кремля - Митрополичьего двора. Именование его кремлем происходило в силу того, что Иона III решил оформить свою резиденцию, используя приемы русского оборонного зодчества. Она также должна была своей архитектурой и композицией олицетворять идею земного рая: она представляла собой защищенный стенами с башнями сад с прудом в центре.

Идея земного рая волновала и патриарха Никона, который, создавая Новоиерусалимский, Валдайский и Кийский монастыри, стремился перенести на русскую землю основные православные святынию В 1670-1675 гг. были выстроены стены и башни Митрополичьего двора, в 1670 г. - церкви Воскресения и Григорьевского затвора, с 1672 по 1680 гг. - Белая, Отдаточная и Ионинская палаты, в 1675 г. - церковь Спаса на Сенях, в 1683 г. - церковь Иоанна Богослова, в 1682-1687 гг. была возведена звонница с церковью Входа в Иерусалим. Кроме того, в кремле был разбит висячий сад.

Помимо этого, митрополит занимался обустройством, ремонтом и возведением храмов в Борисоглебском, Петровском, Зачатьевском, Спасо-Яковлевском монастырях, в Воскресенском обители в Угличе. Он же выстроил митрополичий двор в Ярославле. Его усилиями был восстановлен разоренный в 1609 г. Варницкий монастырь.

При возведении церковных зданий использовались нетипичные архитектурные приёмы: надвратные церкви с симметричными башнями, малые звонницы, кроме того, интерьер украшался фресками.

Иона III также создал знаменитые ростовские звоны. Он руководил отливкой колоколов, самый крупный из которых получил имя его отца — «Сысой».

Как архипастыря митрополита характеризует «Окружное послание», созданное им во время принятия митрополичьей кафедры, которое историки признали одним из лучших образчиков данного жанра. Митрополит говорит о необходимости чтения, анализа и толкования текста Священного Писания, о том, что батюшки и игумены должны учить этому прихожан и монахов.

Иоана и Никон

В 1654 г. Иона проводил в жизнь богослужебную реформу патриарха Никона, был на Соборах 1654, 1656 гг., где обсуждалась проблема исправления церковных книг и обрядов. В 1657 г. принимал меры против староверов.

В 1663 г. разбирал дело Никона, после низвержения которого был назначен местоблюстителем Патриаршего престола.

В ночь с 17 на 18 декабря 1664 г. в Успенском соборе Московского кремля на заутрене принял благословение от пришедшего опального патриарха, то же сделали и остальные люди в храме. За это был удален с занимаемого места и отослан назад в Ростовскую митрополию.

Был на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг., который осудил Никона, в 1667 г. принимал участие в избрании и хиротонии патриарха Иоасафа II.

В 1690 г. отошел на покой, через несколько месяцев умер и был захоронен в кафедральном соборе Ростова.

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова. Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича. Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского, затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.15 августа 1652 года Иона был хиротонисан (рукоположен) во епископа патриархом Московским и Всея Руси Никоном и возведён в сан митрополита Ростовского и Ярославского. В 1654 и 1656 годах присутствовал в Москве на Соборах об исправлении церковных книг.Охлаждение отношений между царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, привело последнего к самовольному оставлению кафедры - 10 июля 1658 года он удалился на шесть лет в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.Черные дыры. Белые пятна (эфир 20.10.2011) В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола. В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская. В 1666 году присутствовал на соборе, осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе. Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич), продолжившей его деятельность по строительству храмов.Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), церковь Спаса на Сенях (1675), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад.Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Иона Сысоевич
Иона Сысоевич
Портрет митрополита Ионы (XIX век)
15 августа 1652 - 20 декабря 1690
Предшественник: Варлаам (Старорушин)
Преемник: Иоасаф (Лазаревич)
Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Рождение: около
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Похоронен: {{#property:p119}}
Династия: {{#property:p53}}
Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Иона Сысоевич родился около 1607 года в семье священника Сысоя, служившего на погосте близ деревни Ангелово недалеко от города Ростова . Был иноком в Воскресенском монастыре города Углича . Позже стал архимандритом Белогостицкого Георгиевского , затем в 1646-1652 годах - Авраамиевского Богоявленского Ростовских монастырей.

В 1663 году митрополит Иона участвовал в разборе дел патриарха Никона. 2 сентября 1664 года он стал местоблюстителем Патриаршего престола . В ночь с 17 на 18 декабря 1664 года в Успенском соборе Московского кремля шла заутреня, на которой присутствовал Иона. В это время в собор вошёл бывший патриарх Никон и предложил Ионе принять у него благословение, таким образом подтвердить легитимность опального патриарха, что Иона и сделал. Его примеру последовали прочие священнослужители и простой народ. По приговору всех архиереев удалён за это от управления делами патриархии и отправлен назад в Ростовскую митрополию.

При нём, в 1658 году, была выделена часть Ростовской митрополии и из неё учреждена особая епархия - Великоустюжская . В 1666 году присутствовал на соборе , осудившем Никона. С 1674 по 1690 год участвовал на всех последующих Соборах и съездах иерархов в Москве.

5 июля 1690 года удалился на покой. Скончался 20 декабря того же года. Погребён в Ростовском кафедральном соборе . Преемником Ионы стал митрополит Иоасаф (Лазаревич) , продолжившей его деятельность по строительству храмов.

Строительство и колокольные звоны

Митрополит Иона был известен своею ревностью к церковному благолепию; он устроил в своей епархии несколько новых церквей и украсил существовавшие ранее монастыри и церкви. Были построены Введенская трапезная (1650) и Никольская (1655) церкви в Авраамиевом монастыре, Благовещенский собор (1657) и Михаило-Архангельская церковь (1658) в Белогостицком монастыре, стены и башни Митрополичьего двора (т. н. Ростовского кремля) (1670-1675), его церкви Воскресенская (1670) и Григорьевского затвора (1670), Белая, Отдаточная и Ионинская палаты (1672-1680), церковь Спаса на Сенях (1675), Сретенская церковь, звонница, декоративное убранство ворот и трапезной Борисоглебского монастыря (1680), звонница Ростовского собора (1680-1682), собор Петровского монастыря (1682-1684), церковь Иоанна Богослова в Митрополичьем дворе (1683), Троицкий собор в Зачатьевском (Спасо-Яковлевском) монастыре (1686-1691), комплекс Воскресенского монастыря в Угличе, Митрополичий двор с церковью Леонтия в Ярославле, каменный храм в честь Зачатия праведной Анны в Спасо-Яковлевском Димитриевском монастыре. Многие постройки были украшены фресками, наделены щедрыми митрополичьими вкладами, для них характерны своеобразные архитектурные приёмы (напр., надвратные церкви в окружении симметричных башен, малые звоннички). В построенном митрополитом Ионою Ростовском кремле был разбит висячий сад .

Создал знаменитые ростовские звоны. Самый большой колокол назвал в честь своего отца - «Сысоем». Возможно лично сочинял музыку звонов. О колоколах Ростовского собора он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Источники

  • // Русский биографический словарь : В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.
  • . Биографическая энциклопедия
  • . Ростовский кремль

Напишите отзыв о статье "Иона Сысоевич"

Ссылки

  • Румянцева В. С. . ГМЗ «Ростовский кремль»
  • Рутман Т. А. // История и культура Ростовской земли. Материалы конференции 2003 г. Ростов, 2004.
  • Сагнак И. В. . ГМЗ «Ростовский кремль»

Литература

  • Мельник А. Г. О храмовых интерьерах второй половины XVII в. Ростова Великого, созданных по заказу митрополита Ионы // Сообщения Ростовского музея. Выпуск 3. - Ростов, 1992. - С. 89-105.
  • Мельник А. Г. Byzantine Traditions in the Interior Decoration of the Churches of Rostov the Great, Created upon the Order of Metropolitan Iona (1652-1690) // Acts: XVIIIth International Congress of Byzantine Studies: Selected papers: Moscow, 1991. Volume III: Art History, Architecture, Music. / Byzantine Studies Press, Inc. - Shepherdstown, WV, 1996. P. 447-453.
  • Мельник А. Г. Новые данные о мастерах-строителях конца XVII века из вотчины ростовского митрополита Ионы // История и культура Ростовской земли. 1999. - Ростов, 2000. - С. 207-212.
  • Мельник А. Г. // Иеротопия . Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / Ред.-сост. А.М. Лидов. - М ., 2006. - С. 740-753. - ISBN 5-85759-376-X.

Отрывок, характеризующий Иона Сысоевич

Моя бабушка спокойно растила своего маленького сына, а дедушка наконец-то обрёл свою давнишнюю мечту – возможность каждый день «с головой окунаться» в так полюбившийся ему алитуский лес.
Таким образом, все были более или менее счастливы и пока что никому не хотелось покидать этот поистине «божий уголок» и опять пускаться странствовать по большим дорогам. Они решили дать возможность папе закончить так полюбившуюся ему школу, а маленькому бабушкиному сыну Валерию дать возможность как можно больше подрасти, чтобы было легче пускаться в длинное путешествие.
Но незаметно бежали дни, проходили месяцы, заменяясь годами, а Серёгины всё ещё жили на том же самом месте, как бы позабыв о всех своих обещаниях, что, конечно же, не было правдой, а просто помогало свыкнутся с мыслью, что возможно им не удастся выполнить данное княжне Елене слово уже никогда... Все Сибирские ужасы были далеко позади, жизнь стала каждодневно привычной, и Серёгиным иногда казалось, что этого возможно и не было никогда, как будто оно приснилось в каком-то давно забытом, кошмарном сне...

Василий рос и мужал, становясь красивым молодым человеком, и его приёмной матери уже всё чаще казалось, что это её родной сын, так как она по-настоящему очень его любила и, как говорится, не чаяла в нём души. Мой папа звал её матерью, так как правды о своём рождении он пока ещё (по общему договору) не знал, и в ответ любил её так же сильно, как любил бы свою настоящую мать. Это касалось также и дедушки, которого он звал своим отцом, и также искренне, от всей души любил.
Так всё вроде понемногу налаживалось и только иногда проскальзывающие разговоры о далёкой Франции становились всё реже и реже, пока в один прекрасный день не прекратились совсем. Надежды добраться туда никакой не было, и Серёгины видимо решили, что будет лучше, если эту рану никто не станет больше бередить...
Мой папа в то время уже закончил школу, как ему и пророчили – с золотой медалью и поступил заочно в литературный институт. Чтобы помочь семье, он работал в газете «Известия» журналистом, а в свободное от работы время начинал писать пьесы для Русского драматического театра в Литве.

Всё вроде бы было хорошо, кроме одной, весьма болезненной проблемы – так как папа был великолепным оратором (на что у него и вправду, уже по моей памяти, был очень большой талант!), то его не оставлял в покое комитет комсомола нашего городка, желая заполучить его своим секретарём. Папа противился изо всех сил, так как (даже не зная о своём прошлом, о котором Серёгины пока решили ему не говорить) он всей душой ненавидел революцию и коммунизм, со всеми вытекающими из этих «учений» последствиями, и никаких «симпатий» к оным не питал... В школе он, естественно, был пионером и комсомольцем, так как без этого невозможно было в те времена мечтать о поступлении в какой-либо институт, но дальше этого он категорически идти не хотел. А также, был ещё один факт, который приводил папу в настоящий ужас – это участие в карательных экспедициях на, так называемых, «лесных братьев», которые были не кем-то иным, как просто такими же молодыми, как папа, парнями «раскулаченных» родителей, которые прятались в лесах, чтобы не быть увезёнными в далёкую и сильно их пугавшую Сибирь.
За несколько лет после пришествия Советской власти, в Литве не осталось семьи, из которой не был бы увезён в Сибирь хотя бы один человек, а очень часто увозилась и вся семья.
Литва была маленькой, но очень богатой страной, с великолепным хозяйством и огромными фермами, хозяева которых в советские времена стали называться «кулаками», и та же советская власть стала их очень активно «раскулачивать»... И вот именно для этих «карательных экспедиций» отбирались лучшие комсомольцы, что бы показать остальным «заразительный пример»... Это были друзья и знакомые тех же «лесных братьев», которые вместе ходили в одни и те же школы, вместе играли, вместе ходили с девчонками на танцы... И вот теперь, по чьему-то сумасшедшему приказу, вдруг почему-то стали врагами и должны были друг друга истреблять...
После двух таких походов, в одном из которых из двадцати ушедших ребят вернулись двое (и папа оказался одним из этих двоих), он до полусмерти напился и на следующий день написал заявление, в котором категорически отказывался от дальнейшего участия в любых подобного рода «мероприятиях». Первой, последовавшей после такого заявления «приятностью» оказалась потеря работы, которая в то время была ему «позарез» нужна. Но так как папа был по-настоящему талантливым журналистом, ему сразу же предложила работу другая газета – «Каунасская Правда» – из соседнего городка. Но долго задержаться там, к сожалению, тоже не пришлось, по такой простой причине, как коротенький звонок «сверху»... который вмиг лишил папу только что полученной им новой работы. И папа в очередной раз был вежливо выпровожен за дверь. Так началась его долголетняя война за свободу своей личности, которую прекрасно помнила уже даже и я.
Вначале он был секретарём комсомола, из коего несколько раз уходил «по собственному желанию» и возвращался уже по желанию чужому. Позже, был членом коммунистической партии, из которой также с «большим звоном» вышвыривался и тут же забирался обратно, так как, опять же, немного находилось в то время в Литве такого уровня русскоговорящих, великолепно образованных людей. А папа, как я уже упоминала ранее, был великолепным лектором и его с удовольствием приглашали в разные города. Только там, вдали от своих «работодателей», он уже опять читал лекции не совсем о том, о чём они хотели, и получал за это всё те же самые проблемы, с которых началась вся эта «канитель»...
Я помню как в одно время (во времена правления Андропова), когда я уже была молодой женщиной, у нас мужчинам категорически запрещалось носить длинные волосы, что считалось «капиталистической провокацией» и (как бы дико сегодня это не звучало!) милиция получила право задерживать прямо на улице и насильно стричь носящих длинные волосы людей. Это случилось после того, как один молодой парень (его звали Каланта) сжёг себя живьём на центральной площади города Каунас, второго по величине города Литвы (именно там тогда уже работали мои родители). Это был его протест против зажима свободы личности, который перепугал тогда коммунистическое руководство, и оно приняло «усиленные меры» по борьбе с «терроризмом», среди которых были и «меры» глупейшие, которые только усилили недовольство живущих в то время в Литовской республике нормальных людей...
Мой папа, как свободный художник, которым, поменяв несколько раз за это время свою профессию, он тогда являлся, приходил на партсобрания с длиннющими волосами (которые, надо отдать должное, у него были просто шикарные!), чем взбесил своё партийное начальство, и в третий раз был вышвырнут из партии, в которую, через какое-то время, опять же, не по своей воле, обратно «угодил»... Свидетелем этому была я сама, и когда я спросила папу, зачем он постоянно «нарывается на неприятности», он спокойно ответил:
– Это – моя жизнь, и она принадлежит мне. И только я отвечаю за то, как я хочу её прожить. И никто на этой земле не имеет права насильно навязывать мне убеждения, которым я не верю и верить не хочу, так как считаю их ложью.
Именно таким я запомнила своего отца. И именно эта его убеждённость в своём полном праве на собственную жизнь, тысячи раз помогала мне выжить в самых трудных для меня жизненных обстоятельствах. Он безумно, как-то даже маниакально, любил жизнь! И, тем не менее, никогда бы не согласился сделать подлость, даже если та же самая его жизнь от этого зависела бы.



Публикации по теме