Сценарий мероприятия по литературе на тему "от экологии природы к экологии души". Внеклассное мероприятие "природа в поэзии и музыке" Сценарий детские писатели о природе

В последнее время необычайно возросли требования к литературному образованию учащихся. Существенную помощь в преподавании литературы оказывают активные, нестандартные формы обучения, которые помогают осуществить индивидуальный подход и развитие творческих способностей каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся.

Урок - встреча поможет в яркой, запоминающей форме познакомиться с творчеством местных поэтов, окунуться в мир природы родного края.

РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ПОЭТОВ - ЗЕМЛЯКОВ

Для меня моя Россия

Началась с Хопра!

Т. Попова - Евдокимова

ЦЕЛИ: 1. Продолжить изучение темы родной природы в творчестве поэтов XX века.

2. Познакомить учащихся с творчеством поэтов - земляков.

3. Развивать логическое мышление при анализе стихотворения.

4. Воспитание бережного отношения к природе, к красоте, которые часто являются

Музой и вдохновляют поэтов на создание шедевров.

I. ОРГМОМЕНТ.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Сегодня на уроке мы с вами продолжаем путешествие в мир природы, в мир красоты. Мы уже знакомы с творчеством таких поэтов, как А. Блок, С. Есенин, А. Ахматова, Н. Рубцов, которые большую часть своего творчества, большую часть своих произведений посвятили природе, своей земле, своей Родине.

Почему, как вы думаете, постоянно, во все времена, обращаются к этой теме?

Конечно, природа вдохновляла, была Музой для людей.

Но и в наши дни к этой теме обращаются, потому что любят, ценят.

И в нашем крае любят природу, восхищаются ее красотой, воспевают в стихах, посвящают ей песни. Природе и, конечно же, Хоперскому краю, казачьему краю.

Да и как не любить ее! Как не любить наш Хопер, наш лес, нашу природу, которую мы каждый видим, наблюдаем, любим.

Эту любовь, эту красоту можно увидеть в творчестве наших поэтов - земляков:

Бориса Рубанского,

Алексея Волоского,

Татьяны Головкиной,

Виктора Гранатова,

Николая Заболоцких,

Анатолия Карпушина,

Наталии Поцелуевой,

Нины Харитоновой,

Татьяны Поповой,

Юлии Сухоруковой.

И многих из них вы знаете, читали их стихотворения. Многие их работы положены на музыку.

III. ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ.

1 (слайд - фото, слова)

а) Эпиграфом к уроку являются слова ТАТЬЯНЫ ПОПОВОЙ - ЕВДОКИМОВОЙ, которой, к сожалению, нет в живых. Всем своим творчеством она старалась передать свою любовь к родному краю, в котором родилась и выросла, в котором проработала 25 лет. Она всегда показывала красоту родной земли.

б) Чтение учащимся стихотворения «Наш город маленький».

2 (слайд - фото)

а) Гордится своей Родиной, своим городом, своим Хопром и БОРИС РУБАНСКИЙ, которого тоже нет, но который оставил великолепное стихотворение о Хопре. Оно так и называется «Ненаглядный Хопер».

б) Чтение учащимся стихотворения «Ненаглядный Хопер»

в) Беседа:

Чем привлекают вас стихотворения?
С кем сравнивается Хопер?
Какова роль Хопра в жизни авторов?

3 (слайд - фото)

а) А для другого поэта родной край подставил плечо в трудную минуту, помог выжить. Палочкой - выручалочкой стал родной край для ВИКТОРА ГРИГОРЬЕВИЧА ГРАНАТОВА. Много стихотворений у поэта написано и посвящено военным годам. Но всегда рядом был родной край.

б) Чтение учащимся стихотворения «Ой, вы степи…»

4 (слайд - фото)

а) Дорог край и для НИНЫ ХАРИТОНОВОЙ. Она много путешествовала по стране, была за рубежом, но Хоперский край стал, по ее словам, для нее «господином».

б) Чтение учащимся стихотворения «Урюпинск родных и любимых».

5 (слайд - фото)

а) Является Хопер «господином» и для Наталии Поцелуевой.

б) Чтение учащимся стихотворения «Природа - Мать».

в) Обратите внимание, какие эпитеты подбирает автор для передачи восхищения родной красотой (примеры).

IV. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Мы с вами познакомились только с некоторыми поэтами, отметили их любовь к родному краю, к любимому городу, к ненаглядному Хопру.

А вот чем является Хопер, казачий край для РУБАНОВОЙ ИРИНЫ ЛЕОНИДОВНЫ мы узнаем из ее рассказа, потому что этот замечательный человек, прекрасная женщина, милая мама сегодня у нас в гостях. Попросим Ирину Леонидовну поведать нам немного о себе, рассказать о начале творческого пути, о том, что служит Музой в ее творчестве, и, конечно же, попросим прочитать свое любимое стихотворение.

V. СЛОВО И.Л. РУБАНОВОЙ.

VI.ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОДГОТОВЛЕННЫХ УЧАЩИМИСЯ.

VII. СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Спасибо, ребята, за стихи. Вы еще раз попытались передать мысли и чувства автора.

Итак, мы окунулись в мир природы, в мир родного края. Еще раз убедились, что стихи наших поэтов проникнуты чувством любви к Хоперскому краю. Еще раз услышали, насколько он неповторим, насколько он красив, насколько дорог он.

Во все времена природа является вдохновителем. И в этом мы убедились, когда знакомились с писателями и поэтами XIX века и XX века.

Но не только поэтов она окрыляла.

На слайдах вам будут показаны фотографии, на которых также запечатлена природа, ее отдельные, но все такие же прекрасные уголки. И может быть, какой-нибудь из этих уголков для кого-то из вас является родным, любимым.

(демонстрация)

Много песен посвящено Урюпинску и Хоперскому краю.

(прослушивание)

А вот на выставке представлены рисунки, выполненные детьми. Среди них есть и ваши работы. Посмотрите внимательно. Даже дети не остались равнодушными, смогли увидеть прекрасное.

Но чтобы эта красота жила, вдохновляла, помогала жить, мало ее любить. Ее нужно беречь и охранять.

Вот сейчас весна, появляются первые цветы. И горько смотреть на то, как люди несут целыми охапками редкие цветы, не задумываясь о том, что на следующий год им же не на что будет смотреть.

А чтобы этого на случилось, берегите природу, берегите родной край, берегите Землю, чтобы было вам куда вернуться самим, чтобы было что оставить своим потомкам.

Я благодарю Ирину Леонидовну за рассказ и приглашаю ее приходить нам почаще.

Я благодарю вас, ребята, за работу на уроке, за чтение стихотворений.

VIII. ИТОГИ УРОКА.

1) выучить понравившееся стихотворение поэтов - земляков;

2) написать мини - сочинение на одну из тем: «Тихая моя Родина…», «Когда я читаю стихотворения….»

Похожие образовательные материалы:

Русская природа, широкая, необъятная и ранимая, как славянская душа, являлась одной из излюбленных тем многих знаменитых поэтов. Современные поэты, увы, не переняли умение чувствовать природу так же остро, как их талантливые предшественники. А ведь именно единение человека с природой позволяет испытывать те эмоции, которые заставляют писать ярко, живо, восторженно.

Природная красота как произведение искусства

Русская природа поистине уникальна. Она, при всей своей простоте, пробуждает в человеке глубокие чувства, заставляет ценить и любить окружающее великолепие. Лишь созерцание природы способно дарить человеку ощущение гармонии и абсолютного, ничем не замутненного счастья.

Благоговение перед этой красотой, вовсе неважно, простилается ли перед вами зеленое поле или заснеженный лес, всегда пробуждает в человеке размышления о жизни, о смысле существования и истоках истины.

Стихи о природе русских поэтов многогранны. Русская поэзия всегда стремилась научить читателя не только ценить красоту, но и черпать в ней душевные силы. Как бы ни было плохо и темно на душе, человек на лоне природы всегда успокаивается, находит внутри себя гармонию и надежду на лучшее. За увяданием приходит расцвет - и замерзшая земля вновь оживает при встрече с весной.

Так, поэт Николай Рубцов писал:

Выпал снег - и все забылось,

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпил я вина.

Никто не понимает красоту русской природы лучше творческого человека, который чувствует гораздо больше, чем мы, практичные прагматики. Порою в жизненной спешке мы не замечаем окружающей красоты.

Александр Сергеевич о русской природе

Пожалуй, ни один русский поэт о природе не писал так эмоционально и ярко. Пушкин со свойственной ему мудростью и умением тонко подбирать нужные слова восхвалял красоту осени - это его любимая пора года, которой посвящено множество стихов. Поэт описывал царившую вокруг красоту, старался объять необъятное, уделяя особое внимание деталям. По его стихам можно смело писать пейзажи.

Пожалуй, одно из самых знаменитых стихотворений, в которое поэт вложил всю любовь к этой золотой поре года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

Афанасий Фет. Цените каждое мгновение

Афанасий Фет, поэт чистый и искренний, писал о природе постоянно. Афанасий обладал удивительной способностью четко описывать привычные нам природные явления, которые мы по глупости не замечаем. Каждое его слово пропитано любовью к природе и стремлением донести до читателя, как мало он замечает в своей жизни. А ведь ценно каждое мгновение - порыв ветра в лицо, прикосновение божьей коровки к руке, ласка солнечного луча.

Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

Природа и внутренний мир

Поэты, которые как никто тонко чувствуют не только свою душу, но и душу каждого своего читателя, связывают природу с внутренним миром человека. Нет, описание пейзажей и другие детали природы не являются фоном - они связаны с настроением лирического героя нитями, видимыми не каждому.

Так, Пушкин в своем стихотворении "Цветы последние милей" показывает, насколько гармонично все в природе и во внутреннем мире - рождение и смерть, рост и увядание. Также Александр Сергеевич любил обращаться к природным явлением, как к живым существам.

Множество стихов на тему времен года можно найти и у других великих русских писателей: Лермонтова, Блока, Тютчева, Есенина. А вот о бессмертном хулигане Есенине следует поговорить подробнее.

Есенин о природе

Выросший в деревне Сергей Есенин любил и понимал русскую природу лучше любого городского жителя. Он писал о ней много, красиво и душевно, часто соединяя с любовной лирикой. Сергей Александрович учит читателя любить Родину искренней и чистой любовью, невзирая на ее несовершенства - покосившуюся избу, старый клен, небогатые хлеба. Но они наши, близкие и родные. Русская природа в стихотворениях поэта настолько ярко описана, что живо предстает перед мысленным взором читателя во всем своем великолепии.

Немало строчек Есенин посвятил и животным, которых очень любил с детства. В некоторых своих стихах он обращается к братьям нашим меньшим, как к старым товарищам. Есенин искренне восхвалял природную красоту и мечтал, что однажды человек одумается и перестанет уничтожать ее. Увы, течение времени мало что способно изменить, пока люди не изменят себя.

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе

для учащихся 5-7 классов по теме:

« Писатели и поэты о природе»

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Заруднева Галина Вениаминовна

Цель проведения мероприятия: воспитание любви к родному краю и бережного отношения к природе.

Оборудование: выставка книг на тему «Год экологии»; портреты писателей и поэтов, чьи произведения звучат, проектор, ноутбук, презентация.

Учитель. Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим мероприятие «Писатели и поэты о природе». Поговорим о родной природе, любимой Родине.

Мы услышим, как писатели и поэты в своих произведениях прославляли родную природу.

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Звучит песня Ю. Антонова «Живет повсюду красота».

1 ведущий. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Для одних – это береза у окна, серебристый иней, ромашки на лесной поляне, куст душистой сирени в саду, радуга, озаряющая своим светом умытую дождем природу. Для других она – бескрайние поля, степи, озера, голубое небо.

2 ведущий. Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это – природа! Вслушайтесь в слова «природа», «Родина», род… .Не случайно в нашем языке Природа и Родина – слова одного корня. Наша жизнь неотделима от них. Природа поит, кормит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого из нас. Красота простой природы – неиссякаемый источник вдохновения для писателей и поэтов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к ней.

Ученик.

Подарила сполна тебе Родина-мать
Все, что может она только сыну отдать.
Подарила рассвет и отцовский порог,
И на тысячи лет дали звездных дорог,
Цвет калины в полях, чистоту родника
Отстояла в боях, пронесла сквозь века,
Подарила тебе полевые цветы,
Бесконечный, сияющий мир.

Учитель. Действительно, природа - источник красоты. Природа вызывает у нас разные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда и печаль. Наука экология изучает наш дом - планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. В природе всё взаимосвязано, всё зависит друг от друга: если погаснет. Солнце, всё замерзнет и покроется мраком; если исчезнут воздух и вода - нечем будет дышать и нечего будет пить; если исчезнут растения - нечего будет есть животным и человеку.
Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если каждый из нас начнёт наносить ей раны,что же станет с природой?! Природе сейчас очень трудно залечивать раны. Она просит нас о помощи. Мы должны беречь природные богатства, сохранить их для тех, кто будет жить на Земле после нас.

Ученик.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши,

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она одна.

Ученик. Русская литература богата произведениями, представляющими собой оду родному краю. Немало великих поэтов, воспевших красоту родной природы. Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее. Значит, природа - источник не только красоты, но и доброты.

Ученик. А. Блоку милы неброские и скучные пейзажи родной страны. Ему близка красота России. Выросший среди необъятных просторов суровой природы средней полосы России, Блок с детства впитал любовь к ее лесам и полям, рекам и озерам. Картины природы тесно связаны с душевными переживаниями автора. Его настрой порой удивительно гармоничен пейзажу.

Учитель. Я предлагаю послушать стихотворение А. Блока «Летний вечер»

Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи.

Ни ветерка, ни крика птицы,
Над рощей - красный диск луны,
И замирает песня жницы
Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,
Умчись без цели на коне
В туман и в луговые дали,
Навстречу ночи и луне!

Ученик. Стихи Есенина - это лирика природы, чарующая нас своими красками, волнующая своей музыкой. Природа - источник, питающий и поэзию, и лирические чувства поэта. Почти в каждом стихотворении Есенина мы находим картины природы. Врачующую силу природы глубоко прочувствовал С. А. Есенин в стихотворениях «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

Ученик. Перечисляя произведения о природе русских писателей, нельзя не упомянуть творчество великого Пушкина, для которого она в течение всей жизни оставалась источником вдохновения. Великолепие родной природы в стихах Александра Сергеевича Пушкина раскрыто полностью, в родной природе поэт черпал вдохновение. Нет такого времени года, о котором Пушкин не написал бы трогающих душу лирических строк. Самые возвышенные слова в этих стихах звучат естественно, точно описывая явления и картины природы.

Ученик. Анна Ахматова была великим поэтом. Она любила жизнь, поэтому так красиво о ней писала: Когда шуршат в овраге лопухи, И никнет гроздь рябины красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Ученик. Лирика Рубцова очень мелодична, напевна. На его стихи написано много известных, любимых всеми песен. Н. М. Рубцов называет себя счастливым, пока для него и его соплеменников «горит звезда моих полей». Звезда – один из главных символов поэзии Н.Рубцова, тайна Человечества, символ Вселенной, вечности, судьбы, бессмертия. Она манит, зовёт, притягивает, ждёт, приглашает, горит, надеется, даёт надежду. Со звездой поэт связывает судьбу человека.

Ученик. И особое место занимает Афанасий Фет – поэт, ценитель «чистого искусства», показавший важность каждого явления природы, каждого мгновения жизни.

Творчество Фета пропитано любовью к природе. В каждом слове мы можем почувствовать трепетное отношение поэта к ее красоте.

Учитель. Теперь послушаем стихотворение, где природа уничтожается руками человека.

Ученик. Игорь Северянин Что шепчет парк...

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно.

И так трагично больно мне.

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют ёловые кущи...

Он был когда-то леса гуще,

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином...

Но вот пришли на двух ногах

Животные – и по долинам

Топор разнес свой гулкий взмах.

Я слышу, как, внимая гуду

Убийственного топора,

Парк шепчет: «Вскоре я не буду...

Но я ведь жил – была пора...»

Учитель . Не только поэтов волнует нарушение гармонии отношений между человеком и природой, но и писатели очень часто обращаются к этой проблеме.

Ученик. С самого детства нас учат тому, что природу нужно любить и беречь, стараться сохранить ее ценности, которые так необходимы человеку. И среди множества великих русских писателей, затрагивавших в своих произведениях тему природы, Михаил Михайлович Пришвин, которого называли «старичком-лесовичком» отечественной литературы. В его произведениях разговаривают не только люди, но и деревья, животные. Все они помогают человеку, и такая помощь является взаимной.

Ученик. М. Пришвин был не только писателем, воспевающим родную природу, но еще и ученым, путешественником и поэтом. Примером его произведения о природе может служить «Кладовая солнца» - рассказ, входящий в число лучших творений автора. Писатель в нем показывает, насколько глубока связь между людьми и миром, который их окружает. Описания настолько хороши, что читатель будто бы собственными глазами видит стонущие деревья, мрачноватое болото, спелую клюкву.

Ученик. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г. Паустовского , мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Доброта, милосердие, сострадание, умение сопереживать, исправлять сделанные ошибки красной нитью проходят через его произведения, написанные для детей.

Ученик. Рассказ "Заячьи лапы" учит любви к природе, к животным, учит тому, что нельзя бросать живое существо, спасшее жизнь. Кроме того, в рассказе говорится, что задуманное нужно доводить до конца, не опуская руки на половине пути, ведь дедушка и внук с большим трудом спасли зайца. И еще этот рассказ учит тому, что иногда мы причиняем боль природе и за это нам следует раскаиваться.

Учитель . У Астафьева есть книга, называется «Затеси». Затеси – это зарубки на дереве, которые делают охотники-таёжники, чтобы найти обратную дорогу, не заблудиться. В этой книге собраны маленькие рассказы (их называют поэтические миниатюры). Каждый из рассказов оставляет тоже зарубку, только не на дереве, а в душе, сердце читателя, заставляет задуматься о нравственных проблемах: о жестокости и доброте, о долге, чести, предательстве, об ответственности человека перед своей землёй.

Писатель поднимает проблему воспитания детей на основе отношения к природе, ко всему живому.

Рассказ «Хвостик». Начинается словами: «Смеётся, заливается, хохочет мальчик». (Презентация №4)

Каким рисует остров Астафьев? Вначале писатель любуется островом. Он восхищён красотой острова. Овсянский остров . Это прекрасный уголок, формой напоминает голову, в любое время года красив по-своему. Особенно весной, когда цветёт черёмушник. Но пришёл человек. Построил гидроэлектростанцию. Захудала на острове трава, усохли кустарники, перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветки. Люди стали строить дачи, под песню «То ли ещё будет» расползлись по острову. Астафьев выносит приговор высшему существу-человеку. «В смысле выделения мусора и нечистот с человеком никто не может сравниться – ни птица, ни зверь».

Учитель. Над чем же смеётся мальчик? Давайте послушаем отрывок рассказа «Хвостик»

Ученик.

Чтение отрывка рассказа В. П. Астафьева "Хвостик" «Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет. Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу, нарисована художником «шапка»: «В защиту природы». «Шапка» подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик». Что же ты смеёшься, мальчик? - Хво… Хво… хвостик! Да, хвостик суслика смешон - напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртках, засунули живого. И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки».

Учитель.

Вывод: человек уничтожает красоту природы своими руками. Жестокость этого мальчика пугает писателя. Именно из таких мальчиков появляются «стрекачи» и другие убийцы и насильники. Здесь добро сталкивается со злом. Рассказ В.П.Астафьева – это предупреждение человечеству, и, прежде всего, молодому поколению. Свою задачу автор видел в том, чтобы «учить понимать добро, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле».

Учитель. Березку милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Березка воспета в поэзии и прозе, в музыке, живописи. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик.

На поляне, на пригорке
Под окном, среди полей
Белокрылые берёзки – символ
Родины моей.

Ты так мила мне
До любой росинки,
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Берёзовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.

Учитель. Но больше сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево. Ведь оно живое!

Ученик.

В весенний зной мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы –
И капли сока, точно слёзы, –
Текли прозрачною струёй.
Пастух кору надрезал у берёзы,
Склоняясь, тянет сладковатый сок.
За каплей капля капает в песок
Берёзы кровь, прозрачная, как слёзы.
И вот она, от муки холодея, увянет к будущей весне.
Иссохнет ствол, и ветви онемеют,
И помертвеют корни в глубине.

Учитель. Послушаем стихотворение поэтессы Алены Колокольниковой.

Ученик.

Не разоряйте птичьих гнезд,

Не убивайте пташек малых,

Чтобы вернулся певчий дрозд,

Весною песня не смолкала.

Ты – властелин, о человек!

Пусть даст твое ружье осечку,

Пусть не прольется кровь на снег,

Из берегов пусть выйдет речка.

Природа просит: «Пощади!»

Жестокость будущим чревата,

Задумайся, что впереди?

Не избежать тебе расплаты.

Она умеет все прощать,

Смахнет слезу рукой осины.

Не заставляй её страдать,

Она ведь мать –

Так будь ей сыном.

Учитель. Это стихотворение можно назвать криком души человека, которому не безразлично, что делается в окружающем мире. Здесь основная мысль – нельзя уничтожать природу.

Послушаем стихотворение Габдуллы Тукая «Девочка и Мотылёк»Девочка:
Мотылёк, как же так?
Целый день ты летал
И совсем не устал?
Расскажи, как ты живёшь?
Что ты ешь? Что ты пьёшь?
Где твой мир? Где твой дом?
Расскажи обо всём.

Мотылёк:
Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,
Я летаю весь день в голубых небесах.
Солнца ласковый свет озаряет мой кров,
Мне еда и питьё – ароматы цветов.
Но живу я недолго - не более дня.
Будь же доброй со мной и не трогай меня!
Г. Тукай
Учитель. Природа – наша кладовая. Все в ней есть для жизни. Но, как всякая кладовая, она постепенно истощается. По-видимому, с большей тревогой должны задумываться об этом мы. Человек использует природу в своих интересах, следовательно, и охранять он ее должен в своих же интересах.

Ребята, мы должны сберечь природу нашей Родины для нас и наших потомков. Охрана природы – святой долг каждого. Свято относитесь ко всему живому. Человек слишком долго брал от природы и не задумывался, что ее богатства и щедрость не вечны, что брать их надо разумно, расходовать бережно и что когда-то они могут иссякнуть.

Ученик.

Берегите!

Берегите Землю, Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покосом,
Ласточку, мелькающую в жите!
Берегите Землю!
Берегите! М.Дудин

Учитель. Завершая наше мероприятие, мы с уверенностью можем сказать: «Природа – настоящий храм красоты. Очень важно, чтобы вы, ребята, так же научились ценить природу, и жизнь станет для вас богаче и интереснее. Не будьте равнодушными и бессердечными. Кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу. Дерево, Трава, Цветок и Птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни.

Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ. Помните, что «охранять природу – это значит охранять Родину»!

Приложение 1. Конкурс «Отгадай загадку»

Ребятам необходимо отгадать загадки о животных, растениях, рыбах. Загадки написаны на карточках. Чтобы было интереснее, карточки можно сделать в форме рыб, животных, листьев разных деревьев

1. Никто ее не пугает, а она дрожит (осина).

2. Платье потерялось, пуговки остались (рябина).

3. Сама холодная, а людей жжет (крапива) .

4. Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички (ромашки) .

5. Желанный гость с далекого края под окном живет (ласточка).

6. Какая птица и какой цветок судьбу предскажут? (кукушка и ромашка).

7. Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит (грач) .

8. Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед (вишня).

9. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-человечьи плавает (лягушка).

10. Не мышь, не птица, в лесу резвится, на деревьях живет, и орешки грызет (белка).

Приложение2.

ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

1.Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

2.В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего, оборачивается против нас.

4.Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

5. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

6. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

7. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

ЦЕЛИ: воспитание чувства патриотизма, любви к Родине.

ЗАДАЧИ:

познакомить с новыми произведениями русских поэтов, компози торов о родной природе;

закреплять ранее полученные знания;

воспитывать у детей чувство прекрасного, создать положительный эмоциональный настрой;

совершенствовать выразительность чтения стихов, движений;

развивать творческие способности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Муз. записи с произведениями русских композиторов; видеокассета

«Рапсодия моря»; атрибуты цветов; презентация по теме;

выставка детских рисунков.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

рассказ воспитателя; прослушивание аудио и видео кассет; просмотр

слайдов презентации; выступление учителя на аккордеоне; чтение

стихов детьми и взрослыми; творческое задание; наглядность;

поощрение.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

разучивание стихов и песен; рисование по произведениям

В.П.Астафьева; повторение программных стихов о природе,

Коллективный выход в Театр Оперы и Балета (балет «Щелкунчик»).

ХОД ЗАНЯТИЯ:

ВЕД. (показ слайда №2 презентации)

"Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”. Этими словами великого русского писателя К.Паустовского я хочу начать наше занятие. Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь? (дети отвечают)

Правильно, мы будем говорить о нашей русской природе. Но не просто о природе, а о том, как природа отражается в зеркале музыки и поэзии, о том, как можно с помощью поэтического слова и музыки выразить свои впечатления от встречи с природой.

Природа-музыка! Тебе внимаю…

Не умолкая, песнь свою поет

Весь мир про жизнь, которою он дышит,

И тот блажен, кто слушает и слышит.

О, сколько он узнает и поймет,

Разведав путь в звучащий мир гармоний,

Непонятых поэм, неведомых симфоний! (Алексей Жемчужников)

(показ слайда №3 презентации)

Наши русские композиторы сочинили множество произведений о природе.

Все мы любим и знает творчество П.И Чайковского, его «Времена года».

Давайте послушаем одну из пьес и постараемся представить себе, как тройка резвых лошадей мчится по заснеженным русским просторам.

«На тройке» из цикла Времена года П.И.Чайковского.

ВЕД. (показ слайда №4 презентации)

Певец природы писатель М.М.Пришвин не уставал говорить о том, что природа и человек - это одно, о необходимости нашего согласия с ней. Как в природе все стремится к совершенству, гармонии, так и в человеке есть эта неистребимая потребность.

Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком!

А поэт Ф.И.Тютчев писал, что природа -

"не слепок, не бездушный лик,

в ней есть душа, в ней есть свобода,

в ней есть любовь, в ней есть язык."

Стихи о природе, о музыке: (читают дети)

1. «Музыка» О. Гаджикасимов

Без музыки не проживу и дня.

Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц и в шуме городов,

В молчанье трав и в радуге цветов,

И в зареве рассвета над землей…

Она везде и вечно спутник мой.

2. «Береги свою планету» Яков Аким.

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной.

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету.

3. « Здравствуй, лес» С. Погореловский.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмною, грозою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Что в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же знаешь мы – свои!

ВЕД.

Ребята! А ведь различные загадки, потешки, поговорки о природе - это

тоже поэтическое творчество русского народа. Давайте вспомним загадки о природе.

Дети загадывают друг другу загадки (вед. отмечает лучшие)

ВЕД. (показ слайда № 5 презентации)

А мы и потешку можем спеть, родившуюся в народе, который видел в

шуюсяась видел в природе и объект для шуток.ой о веселых птичках поетсярая. 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 природе и объект для шуток.

Рус. нар. потешка «Скок, поскок..» (инсценировка)

ВЕД. (показ слайда № 6 презентации)

Ребята! Все вы не раз слушали чудесную музыку вальсов. Многие вальсы были написаны композиторами под впечатлением красоты природы. Это знаменитые вальсы: Березка, Осенний сон, На сопках Маньчжурии, это Вальс цветов из балета Щелкунчик Чайковского, это множество вальсов Штрауса - Сказки Венского леса, На прекрасном голубом Дунае и много-много других. Сегодня мы с радостью встречаем нашу гостью, которая сыграет нам на аккордеоне вальс.

Вальс И.Штрауса «На прекрасном голубом Дунае» (играет учитель)

ВЕД.

А сейчас немного поговорим о цветах. Нет на Земле ничего прекраснее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Подарить цветы – значит, выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.

Цветы – добрые посредники между людьми. Они помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринуждённым, доверительным. Цветы – эти хрупкие прекрасные творения природы всегда были рядом с человеком.

Всю жизнь цветы не оставляют нас

Прелестные наследники природы

Они заходят к нам в рассветный час,

В закатный час заботливо заходят. (Альберт Камю)

Цветы и природа всегда вдохновляли поэтов, художников, музыкантов. Каждый человек, любящий цветы, общающийся с ними – поэт душой

Дети читают стихи о цветах:

(слайды № 7, 8)

Вед. Я прочитаю для вас прекрасное стихотворение народного поэта

Дагестана Расула Гамзатова.

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие тёплые костры

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою,

В том, что есть глаза у всех цветов,

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –

Видите, моргая еле-еле,

На людей доверчиво глядят

Все цветы, как дети в колыбели.

Стихотворение «Одуванчик» С.Красикова читает ученик. (слайд №9)

Разливает белый сад

Знойный, душный запах.

Одуванчики стоят

В облачных папахах.

Тихо клонятся к ногам.

Слабый ветер дунет –

И осыплет на луга

Белый пух июня.

Стихотворение «Ландыш» Е.Благининой читает ученик (слайд № 10)

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья по ветру парят,

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

Пусть дуют ветры прокалённые,

И дождик хлещет на цветок,

Но лес зелёными ладонями

Прикрыл дрожащий огонёк.

ВЕД. (слайды № 11, 12)

Все цветы прекрасны, ведь их создала сама природа, а композитор

П.И.Чайковский сочинил великолепный Вальс цветов для своего балета

«Щелкунчик». Я знаю, что многие из вас видели этот балет и слушали

этот вальс. Я предлагаю вам на некоторое время представить себя в виде

прекрасных цветов и под музыку Чайковского самим придумать

красивый танец.

Творческий Вальс цветов (в руках различные цветы)

ВЕД. проводит мини викторину:

(отрывки из стихов и муз. произведений о природе; кто больше назовет стихов, муз произведений, загадок и песен о природе)

ВЕД.

Неразлучны 3 сестры: природа, музыка, поэзия. Когда мы видим

прекрасные картины зеленого леса, синего моря, голубого неба, изящных птиц и животных, яркие явления природы - у нас невольно возникают в голове поэтические образы и сердце наполняется звуками музыки. Сейчас мы посмотрим отрывки из видеофильма «Рапсодия океана», где картинки природы сопровождаются музыкой знаменитых композиторов.

Рапсодия океана (видеоряд)

(слайд № 13-рефлексия)

Наша гостиная скоро закроется, занятие подходит к концу. Я хочу спросить вас: что вам понравилось больше всего? Какое у вас настроение? Что не получилось на сегодняшнем занятии? Чье выступление было самым удачным? Хотелось бы вам еще больше услышать о природе, о музыке?

Итог занятия:

Наше занятие заканчивается. Сейчас мы погасим свечи. Я хочу поблагодарить всех детей, всех взрослых, которые помогли сделать его интересным. На стенде вы можете посмотреть наши рисунки, которые сделаны по мотивам произведений русских писателей и поэтов о природе.

(слайд № 14)

Берегите эту Землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко)

«СТУПЕНЬКИ В МИР ПРИРОДЫ» « Родная природа в произведениях русских писателей»

МКОУ «Очкуровская СОШ»


  • Богата и разнообразна природа нашей Родины. Много в ней дремучих лесов, широких степей и многоводных рек. Человек считает себя хозяином на планете. Но разумно ли он к ней относится?
  • С давних времен человек и природа тесно взаимосвязаны. Человек – часть природы. Но и растения, животные тоже части природы. Природа – наш общий дом. По-гречески «дом» - «экос», а наука «логос». Наука о природе называется «экология».
  • Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности.


«Родная природа в произведениях русских писателей» (для детей младшего и среднего возраста)


  • Мы любим лес в любое время года, Мы слышим речек медленную речь... Все это называется - природа. Давайте же всегда ее беречь!

Михаил Пляцковский


Виталий Бианки Лесная газета. Сказки и рассказы

В основе всех лесных сказок, рассказов и повестей Виталия Бианки лежат его собственные научные наблюдения над жизнью леса и его обитателей. Нельзя не полюбить милых мохнатых и пернатых героев Виталия Бианки, когда он рассказывает об их повадках, о ловкости, хитрости, умении спасаться и прятаться. С волнением следим мы за приключениями маленького путешественника Пика из рассказа «Мышонок Пик», знакомимся с бедным муравьишкой, которому во что бы то ни стало нужно попасть домой до захода солнца.


Мамин-Сибиряк Д.Н. Серая шейка. Сказки и рассказы

  • Героев рассказов Мамина – Сибиряка не возможно не полюбить: они добродушны, трудолюбивы, отзывчивы на чужие страдания. Перед читателем произведений Д.Н.Мамина – Сибиряка раскрывается картина величественной уральской природы, с её дремучими лесами, извилистыми реками, тихими озерами и бесчисленным количеством зверей, птиц, рыб; раскрывается большая человеческая душа простого труженика, обыкновенного русского человека, сумевшего заботой и любовью сделать животных сделать своими друзьями и помощниками.

Константин Паустовский Заячьи лапы. Рассказы и сказки

  • Образность и волшебность русского языка неуловимым образом связаны с природой, с бормотанием родников, журавлиной стаей, с угасающими закатами; отдаленной песней девушек на лугах и тянущим издалека дымком костра.
  • Он поистине обладает необыкновенным даром передавать звуки, краски и запахи природы, рисовать таинственный и пленительный мир.

Михаил Пришвин Кладовая солнца. Рассказы о природе

  • Михаил Пришвин охотник и путешественник. Он оставил огромное богатство в виде небольших рассказов описывающих родную природу в прозе во всех ее проявлениях. Короткие рассказы о природе, небольшие описания тех наблюдений, тех ощущений и чувств от прогулок, которые оставляли в его сердце растения, деревья и маленькие обитатели леса.

Георгий Скребицкий Лесное эхо. Неведомые тропы

  • Из книги «Неведомые тропы» юные читатели узнают о том, как интересна жизнь любых, даже самых обычных животных, учит понимать и любить нашу сказочно- богатую родную природу.
  • В книгу «Лесное эхо» вошли рассказы о первых шагах будущего натуралиста, и проводится мысль, как важно с малых лет бережно относиться к природным богатствам.

Вера Чаплина «Мои питомцы»

  • В книге «Мои питомцы» рассказывается о повадках животных и дружбе человека и зверя. Рассказы полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. В книге рассказывается о трогательной дружбе ребят с домашними и прирученными дикими животными .

Евгений Чарушин

Ребячий восторг, который Чарушин на протяжении всей жизни испытывал перед природой, он передал в своих рассказах. Произведения помогают воспитать в детях чувство сострадания, любви к природе и ответственности в отношениях с окружающим миром.

С первых лет жизни рассказы Евгения Чарушина сопровождают детей в чудесном путешествии в страну под названием Природа.


Ольга Васильевна Перовская Ребята и зверята

  • Ольга Васильевна Перовская - автор нескольких книг для детей Ее лучшее произведение "Ребята и зверята" оказало большое влияние на развитие детской литературы. В книгу вошли рассказы о дружбе ребят с животными, спокойно и плавно повествует о обычных на первый взгляд, но столь важных для детей моментах их жизни. . Рассказы писательницы отличает искренность, легкость.

Николай Сладков Лесные сказки

Милые и трогательные истории о лесных животных с замечательными, красочными иллюстрациями. Вместе с героями этой книжки, смешными и добрыми зверушками, ребенок отправится в чудесное путешествие по волшебному миру сказки. Хотите вместо душной городской квартиры очутиться в настоящем лесу? Достаточно дойти до книжной полки, взять любимую книгу, устроиться в уютном уголке и… вы уже там. В лесу вам откроется немало интересного!


Дорогие ребята!

  • Вряд ли найдется сегодня человек, которому пришлось бы доказывать, что природу необходимо беречь. Борясь за сохранение животного мира и природы в целом, мы бессознательно или осознанно отстаиваем все лучшее, что есть в нас. Нужно помнить о том, сколько радости дарит нам окружающий мир. Охранять природу необходимо не потому, что она «наше богатство», а потому что человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека – может.

Берегите природу!



Список используемой литературы:

  • Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып.2.-М.: Школьная библиотека,2006.-256с.
  • Сохраним планету голубой и зеленой: Вып.5.-Волгоградская областная универсальная научная библиотека им.М.Горького,1998.
  • Библиотечные уроки.Выпуск 2. Обучение школьников основам ББЗ.1-11 классы/М.:Глобус,Волгоград:Панорама,2007.
  • Тубельская Г.Н. Детские писатели России. Сто тридцать имен: Библиограф. справочник.- РШБА,2007.-492с.,илл.


Публикации по теме