Всемирная история. Греческое восстание Греческое восстание 1821 года кратко

Итог Победа и независимость Греции Противники Греция

Российская империя

Франция

Великобритания

Османская империя

Египет

Командующие Теодорос Колокотронис Ибрагим-паша

Греческая война за независимость , иногда также называемая Греческой революцией (греч. Ελληνική Επανάσταση του 1821 ) - вооружённая борьба греческого народа за независимость от Османской империи , начавшаяся в г. и завершившаяся в г. Константинопольским мирным договором, утвердившим Грецию как независимое государство. Греки были первые из подчинённых народов Османской империей, которые обрели независимость. Именно с этих событий начинается история современной Греции .

Предыстория

Османская империя управляла почти всей Грецией, за исключением Ионических островов, в течение XIV и XV столетий. Но в XVIII и XIX столетиях всю Европу охватила волна революций. Власть Турции уменьшалась, греческий национализм начал самоутверждаться и всё больше приобретал поддержку в лице западноевропейских стран.

В 1814 году греческие патриоты Н. Скуфас, Э. Ксантос и А. Цакалов сформировали в Одессе секретную организацию «Φιλική Εταιρεία» («Дружеское общество»). В 1818 году центр организации был перенесён в Константинополь. С поддержкой богатых греческих общин, находившихся в Великобритании и США , с помощью сочувствующих в западной Европе и тайной помощи из России, они планировали восстание против Турции.

Восстание против Османского владычества было поднято группой заговорщиков под предводительством Ипсиланти, состоявшей в значительной степени из российских офицеров греческого происхождения. Возглавить освободительное движение предлагалось Иоанну Каподистрии , однако тот, занимая важные дипломатические посты в российской администрации, длительное время считал для себя невозможным участвовать в восстании, официально Россией не поддерживаемом.

Восстание Ипсиланти

Александр Константинович Ипсиланти

Восстание началось 6 марта 1821 года , когда Александр Ипсиланти, сопровождаемый несколькими другими греческими чиновниками российской армии, пересёк реку Прут в Румынии и вступил со своим небольшим отрядом на территорию современной Молдавии. Он был скоро разбит турецким войском.

Восстание вспыхнуло в Южном Пелопоннесе (Морее) 25 марта (См. статью Герман (митрополит Старых Патр) ). В течение 3 месяцев восстание охватило весь Пелопоннес, часть континентальной Греции, остров Крит, Кипр и некоторые другие острова Эгейского моря. Повстанцы захватили значительную территорию. 22 января 1822 года 1-е Национальное собрание в Пиаду (близ Эпидавра) провозгласило независимость Греции и приняло демократическую конституцию. Военные действия против турецких войск протекали относительно успешно. Ответ Турции был страшный, тысячи греков были репрессированы турецкими солдатами, был повешен константинопольский патриарх Григорий V . Однако и греки не остались в долгу. Греческие повстанцы казнили тысячи мусульман, причём многие из них не имели никакого отношения ни к Турции, ни к революции. Все эти события были плохо восприняты Западной Европой. Британское и французское правительство подозревали, что восстание было российским заговором по захвату Греции и даже, возможно, Константинополя. Однако вожди повстанцев конфликтовали между собой и оказались неспособны установить регулярное управление освобождёнными территориями. Все это привело к междоусобной борьбе. В Греции началась гражданская война (конец 1823 - май 1824 и 1824-1825).

Вмешательство международных сил

В г. турецкий султан обратился за помощью к вассальному, но проявлявшему большую самостоятельность хедиву Египта Мухаммеду Али , только что произведшему серьёзные реформы египетской армии по европейским образцам. Султан Турции обещал пойти на уступки относительно Сирии, если Али поможет. Египетские силы, под командованием сына Али Ибрагима, быстро завладели Эгейским морем. Ибрагиму также сопутствовал успех и на Пелопоннесе, где он сумел возвратить Триполис - административный центр области.

Однако в европейских странах, особенно в Англии и Франции (и, конечно, в России), росло сочувствие к греческим патриотам среди образованной элиты и желание ещё ослабить Османскую империю - среди политиков. В 1827 году в Лондоне была принята конвенция, поддерживающая независимость Греции. 20 октября 1827 года британские, французские и русские эскадры, под общим командованием английского вице-адмирала Э. Кодрингтона, вошли в греческие воды. В этот же день союзники в Наваринской бухте Пелопоннеса встретились с турецко-египетским флотом. В ходе четырёхчасового Наваринского сражения турецко-египетский флот был разбит союзниками. Вслед за этим французский десант высадился на сушу и помог грекам довершить разгром турок. Одержав эту победу, союзники не предпринимали в дальнейшем никаких совместных действий, направленных на подрыв военной мощи Турции. Более того, в лагере бывших союзников начались разногласия по поводу раздела бывших владений Османской империи. Воспользовавшись этим, Турция в декабре 1827 года объявила России войну. Началась русско-турецкая война 1828-1829 гг. , в которой Турция потерпела поражение. По Адрианопольскому мирному договору от 1829 года Турция признавала автономию Греции.

Независимая Греция

3 февраля 1830 года в Лондоне был принят Лондонский протокол, по которому официально признавалась независимость Греции. К середине 1832 года была окончательно проведены границы нового европейского государства.

Статистика Греческой революции

Воюющие страны Население (на 1821 год) Мобилизовано солдат Убито солдат Убито мирных жителей
Англия 14 100 000 8 000 10
Франция 31 150 000 10 000 100
Россия 49 300 000 1 200 000 10 000
Греция 950 000 100 000 50 000
ВСЕГО СОЮЗНИКИ 95 500 000 1 318 00 60 110
Османская империя 26 500 000 400 000 15 000
Египет 4 400 000 12 000 5 000
ВСЕГО 30 900 000 412 000 20 000
ВСЕГО 126 400 000 1 730 000 80 110 105 000

Литература

  • Мерников А. Г., Спектор А. А. Всемирная история войн. - Минск., 2005.

Возникновение национально-освободительного движения.

В конце ХVIII – начале Х1Х в. долгая и упорная борьба греческого народа за национальное освобождение приобрела широкий размах и качественно новое содержание. К этому времени в экономике Греции, в ее общественной жизни произошли существенные перемены, связанные с формированием капиталистического уклада в Западной и Центральной Европе. Обширные районы Греции начали втягиваться в сферу товарно-денежных отношений. Значительная часть производимого в стране зерна, табака, хлопка поступала на европейские рынки. Возросла экономическая роль города Салоники, ставшего крупнейшим портом не только Греции, но и всего Балканского региона. Расширение «пешней торговли создавало предпосылки для развития местного торгового капитала: в первые годы Х1Х в. в Пелопоннесе насчитывалось 50 греческих торговых фирм. Но общественные порядки в Греции препятствовали сколько-нибудь значительному развитию буржуазии. Как отмечал Ф. Энгельс, «...турецкое, как и любое другое восточное господство несовместимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость ничем не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует первое основное условие буржуазной предпринимательской деятельности --- безопасность личности купца и его собственности» ".

В губительных условиях османского господства лишь торговая буржуазия Эгейского архипелага смогла превратиться в серьезную экономическую и политическую силу. В 1813 г. греческий торговый флот насчитывал 615 больших кораблей. Большая часть их плавала под русским флагом. Таким образом, используя проводившуюся царским правительством политику «покровительства» православному населению Балкан, греческие купцы получили существенные гарантии сохранения своей собственности 2 .

Произошли изменения и в духовной жизни греческого общества. Последние де сятилетия ХV111 и первые десятилетия Х1Х в. вошли в историю греческой культуры как эпоха Просвещения. Это был период бурного подъема духовной жизни. Повсеместно основывались новые учебные за ведения, значительно расширилось книгопечатание на новогреческом языке. Появились крупные ученые, оригинальные мыслители, замечательные педагоги. Деятельность их, как правило, развертывалась вне пределов Греции – в России, Австрии, Франции, где обосновалось много греков переселенцев.

Зарубежные общины стали базой греческого национально-освободительного движения, возникшего в конце ХV11 в. под непосредственным воздействием Французской буржуазной революции. Для борьбы за освобождение Греции идеи революции впервые применил пламенный революционер и поэт Ригас Велестинлис. Он разработал политическую программу, предусматривавшую свержение османского ига объединенными усилиями балканских на родов. Но освободительный замысел Велестинлиса стал известен австрийской полиции. Греческого революционера арестовали и вместе с семью его сподвижниками выдали Порте. 24 июня 1798 г. отважные борцы за свободу были казнены в Белградской крепости.

Несмотря на этот тяжелый удар, движение за освобождение Греции продолжало набирать силу. В 1814 г. греческие переселенцы основали в Одессе тайное национально-освободительное общество «Филики Этерия» («Дружеское общество») . Через несколько лет организация приобрела многочисленных приверженцев в Греции и греческих зарубежных колониях. Основание «Филики Этерии» в России в немалой степени способствовало успеху ее деятельности. Хотя царское правительство не поощряло освободительные замыслы этеристов, самые широкие круги русского общества с сочувствием относились к борьбе греков за свое освобождение. В сознании греческого народа с первых веков османского господства жила надежда, что именно Россия, единоверная с греками страна, поможет им освободиться. Ожидания эти получили новую пищу, когда в апреле 1820 г. «Филики Этерию» возглавил служивший в русской армии в чине генерал майора видный греческий патриот Александр Ипсиланти. Под его руководством этеристы приступили к подготовке вооруженного восстания.

Начало революции.

Знамя национально-освободительной борьбы было поднято в Дунайских княжествах, где «Филики Этерия» имела много сторонников. При быв в Яссы, А. Ипсиланти 8 марта 1821 г. опубликовал воззвание с призывом к восстанию, начинавшееся словами: «Час пробил, храбрые греки!» Короткая кампания А. Ипсиланти в Молдове и Валахии окончилась неудачно. Но она отвлекла внимание и силы Порты от восстания, вспыхнувшего в самой Греции.

Первые выстрелы прогремели в Пелопоннесе в конце марта 1821 г.; вскоре восстание охватило всю страну («День независимости» отмечается в Греции 25 марта) . Греческая национально-освободительная революция продолжалась восемь с половиной лет. В ее истории можно выделить следующие основные этапы:

    1821 – 1822 гг. Освобождение значительной части территории страны и формирование политической структуры независимой Греции;

    1823 – 1825 гг. Обострение внутриполитического положения. Гражданские войны;

    1825 – 1827 гг. Борьба против турецко-египетского нашествия;

    1827 – 1829 гг. Начало правления И. Каподистрии, русско-турецкая война

    1828 – 1829 гг. и успешное завершение борьбы за независимость.

Главной движущей силой революции было крестьянство. В ходе борьбы оно стремилось не только избавиться от чужеземного ига, но и получить землю, конфискованную у турецких феодалов. Захватившие руководство восстанием крупные землевладельцы и богатые судовладельиы стремились сохранить и упрочить свои имущественные интересы и политические привилегии. Серьезные успехи восстания в 1821 г. сделали возможным созыв Нацио нального собрания, которое 13 января 1822 г. провозгласило независимость Греции и утвердило временную конституцию – Эпидаврский органический статут. Большое влияние на нее оказали конституции буржуазной Франции конца ХV111 в. В Греции устанавливался республиканский строй, провозглашался ряд буржуазно-демократических свобод. Государственное устройство основывалось на принципе разделения властей. Наибольшие права получила исполнительная власть из пяти человек. Президентом исполнительной власти был выбран А. Маврокордатос, отстаивавший интересы имущей верхушки греческого общества.

Султан Махмуд II не примирился с отпадением Греции. На восставшее население обрушились варварские репрессии. Кровавая резня была учинена весной 1822 г. на острове Хиос. 23 тыс. мирных жителей были убиты, 47 тыс. проданы в рабство. Цветущий остров, который называли садом Архипелага, был превращен в пустыню.

Но и христианские монархи Европы встретили революцию в Греции с неприкрытой враждебностью. Собравшиеся в 1822 г. на свой конгресс в Вероне руководители Священного союза отказались иметь дело с представителями греческого правительства как с бунтовщиками против своего «законного государя». В трудных условиях внешнеполитической изоляции повстанцы успешно продолжали неравную борьбу. Вторгшаяся в Пелопоннес летом 1822 г. отборная 30-тысячная турецкая армия была разгромлена греческими отряда ми под командованием талантливого полководца Теодороса Колокотрониса. Тогда же смелые атаки греческих кораблей вынудили турецкий флот покинуть Эгейское море и укрыться в Дарданеллах.

Временное ослабление внешней опасности способствовало обострению социальных и политических противоречий в повстанческом лагере, что привело в 1823 – 1825 гг. к двум гражданским войнам, ареной которых стал Пелопоннес. В результате этих войн усилились позиции эгейских судовладельцев, потеснивших земельную знать Пелопоннеса.

Турецко-египетское нашествие.

Тем временем на освобожденную Грецию надвинулась новая грозная опасность. Махмуду II обещанием уступки Пелопоннеса и Крита удалось вовлечь в войну своего могущественного вассала, правителя Египта Мухаммеда Али. В феврале 1825 г. на юге Пелопоннеса высадилась египетская армия, которой командовал сын Мухаммеда Али – – Ибрахим-паша. Она состояла из регулярных подразделений, обученных французскими инструкторами. Греческие силы, несмотря на проявленный в боях героизм, не смогли приостановить продвижения египтян.

Подчинив снова большую часть Пелопоннеса, Ибрахим-паша в декабре 1825 г. с 17-тысячной армией подошел к Месолонге – – важному опорному пункту повстанцев в Западной Греции. На башнях и бастионах города, носивших имена Вильгельма Телля, Скандербега, Бенджамина Франклина, Ригаса Велестинлиса и других борцов за свободу, сражалось все его насе ление. Стоявшая под стенами города с апреля 1825 г. 20-тысячная турецкая армия не смогла овладеть им. Но прибытие египетской армии и флота создало огромный перевес сил в пользу осаждавших. Связь Месолонги с внешним миром была прервана. В результате непрерывных бомбардировок была разрушена большая часть домов. В городе свирепствовал страшный голод. Исчерпав все возможности сопротивления, защитники Месолонги в ночь с 22 на 23 апреля 1826 г. сделали попытку прорыва через вражеские линии. Почти все они погибли в бою и во время резни, учиненной ворвавшимися в город турецко-египетскими войсками.

После падения Месолонги на всех фронтах продолжались ожесточенные бои. В июне 1827 г. греков постигла новая серьезная неудача – пал афинский Акрополь. В результате все греческие области к северу от Коринфского перешейка снова были оккупированы врагом. Но и в этот тяжелый период не ослабла решимость греческого народа добиться освобождения. В марте 1827 г. Национальное собрание в Тризине приняло новую конституцию. В ней получили дальнейшее развитие буржуазно-демократические принципы Эпидаврской конституции. Здесь впервые про возглашались принципы суверенитета народа, равенства граждан перед законом, свободы печати и слова. Но в новой конституции, как и в предшествующих, не получил разрешения аграрный вопрос. Тризинская конституция вводила должность единоличного главы государства – президента. Им был избран сроком на семь лет опытный государственный деятель и дипломат, бывший министр иностранных дел России Иоаннис Каподистрия. Прибыв в январе 1828 г. в Грецию, президент принял энергичные меры по улучшению экономического положения страны, повышению бое способности вооруженных сил, централизации управления. К этому времени произошел благоприятный для греков поворот в международной обстановке.

Греческий вопрос на международной арене.

Борьба греческого народа за свободу получила большой международный резонанс. Широкое общественное движение солидарности с восставшими греками охватило многие страны Европы и США. В Париже, Лондоне, Женеве действовали филэллинские комитеты, занимавшиеся сбором средств для сражавшейся Греции. Тысячи добровольцев из разных стран устремились на помощь грекам. Среди них был великий английский поэт Байрон, павший за дело греческой свободы. Греческая революция вызвала большое сочувствие во всех слоях русского общества. С особым энтузиазмом ее приветствовали декабристы и близкие к ним круги. Настроения эти выразил А. С Пушкин, записавший в 1821 г. в своем дневнике: «Я твердо уверен, что Греция восторжествует и 25 000 000 турок оставят цветущую страну Эллады законным наследникам Гомера и Фемистокла».

В России с успехом прошли подписки в пользу много численных беженцев из Османской империи, нашедших убежище в Новороссии и Бессарабии. Средства шли также на вы куп попавших в неволю жителей Хиоса. Необратимые изменения на Балканах, вызванные греческой революцией, обострили соперничество между великими державами, в первую очередь между Англией и Россией, и вынудили их пересмотреть свою политику в отношении Греции. В 1823 г. английское правительство при знало Грецию воюющей стороной.

В 1824 – 1825 гг. Греция получила английские займы, положившие начало финансовому закабалению страны иностранным капиталом. В 1824 г. свой план решения греческого вопроса на основе создания трех автономных греческих княжеств выдвинула Россия. Вскоре наметилась тенденция к соглашению между державами соперницами.

6 июля 1827 г. Англия и Россия, к которым присоединилась Франция, заключили в Лондоне договор. Он предусматривал сотрудничество этих держав в прекращении греко-турецкой войны на основе предоставления Греции полной внутренней автономии. Игнорирование Портой этого соглашения привело к Наваринской битве (20 октября 1827 г.), в которой прибывшие к берегам Греции эскадры России, Англии и Франции разгромили турецко-египетский флот. Наваринская битва, ответственность за которую султан возложил на Россию, обострила русско-турецкие отношения. В апреле 1828 г. началась русско-турецкая война. Одержав в ней победу, Россия вынудила Махмуда II признать по Адрианопольскому мирному договору 1829 г. автономию Греции. В 1830 г. Порта была вынуждена согласиться с предоставлением греческому государству статуса независимости.

Итоги и значение революции.

Создание самостоятельного государства имело огромное значение для греческого народа, для его национального и социального прогресса. Греческая национально-освободительная революция 1821 – 1829 гг. стала и важной вехой в борьбе европейских народов за национальное освобождение, против тирании и деспотизма. Это было первое успешное революционное выступление в Европе периода Реставрации и одновременно первое крупное поражение европейской реакции. Особенно большое значение греческая революция имела для Балкан. Впервые балканская страна завоевала не зависимость. Это стало вдохновляющим примером для народов других балканских стран.

Но греческая революция не смогла разрешить ряд крупных социальных и политических проблем. Осталось безземельным греческое крестьянство, которое вынесло на своих плечах всю тяжесть борьбы. Конфискованные у турецких феодалов земли, составлявшие более трети обрабатываемой площади, перешли в собственность государства. Эти «национальные земли» на кабальных условиях обрабатывались безземельными крестьянами. Только частично была решена и проблема национального освобождения. В состав нового государства вошли территория континентальной Греции, ограниченная на севере линией между заливами Арта и Волос, и Кикладские острова. Фессалия, рапир, Крит и другие греческие земли остались под османским игом.

Державы – участницы Лондонского договора 1827 г. бесцеремонно вмешивались во внутренние дела Греции, разжигали политические распри. Жертвой их стал И. Каподистрия, убитый 9 октября 1831 г. в тогдашней столице греческого государства Навплии. «Державы-покровительницы» навязали Греции монархический строй. В 1832 г. Россия, Англия и Франция провозгласили королем Греции принца Оттона из баварской династии Виттельсбахов.

10/23 апреля – день памяти священномученика Григория V, патриарха Константинопольского (1821), ктитора Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. В этот же день почитается память и другого ктитора русской святогорской обители - князя Скарлата Каллимаха, казненного турками одновременно со свщмч. Григорием.

В марте 1821 года произошло восстание в Валахии. Назначенный незадолго до этого Господарем края князь Скарлат Каллимах был заподозрен султаном в организации восстания, хотя он еще даже не успел покинуть Константинополь (Стамбул) и приступить к своим господарским обязанностям.

Князь Скарлат был греком - фанариотом, открыто исповедовавшим православие и занимавшим знатное чиновничье положении при турецком правительстве. Фанариоты составляли в Османской империи привилегированное сословие, являлись легальными представителями православного греческого населения. Они традиционно не поддерживали революционных идей, стремясь более к постепенной эволюционной трансформации Османской империи в Византийскую, путем занятия фанариотами ключевых постов в гос. управлении, дипломатии, торговле и образовании. Говоря современными понятиями, они представляли системную оппозицию, встроенную в систему власти, в отличии от несистемной, экстремистской, стремящейся прийти к власти с помощью переворота, демонтажа всей существующей политической системы.

Князь Скарлат Каллимах (+ 1821)
Ктитор Русской обители на Афоне

Терпимость османцев к фанариотам объяснялась политической заинтересованностью в мирном сосуществовании. Фанариоты, допущенные к управлению и комфортно чувствовавшие себя в турецкой империи, являлись превосходным средством, сдерживающим и предохраняющим развитие панславистского государства, которого они так опасались. Но и сами греки не менее турок боялись так называемого "панславизма", что и сдерживало их от насильственных методов в борьбе за власть. "Пока Турок на Босфоре, говорит себе теперь крайний Грек, панславизм невозможен; и нам бороться против него легче при существовании Турецкой империи в её нынешнем составе", - писал Константин Леонтьев, лично осведомлённый о ситуации в православных странах Оттоманской империи, где он состоял на дипломатической службе в течение ряда лет.

Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891)
Русский дипломат; мыслитель религиозно-консервативного направления; философ, писатель, литературный критик, публицист, консерватор. Духовное становление связано со знакомством Константина Николаевича со старцами Пантелеимонова сонастыря Иеронимом и Макарием, память о которых он сохранил на всю жизнь.

Но греки были далеко не однородны в идейном отношении. Были среди них как симпатизировавшие славянам и, в частности, русским, так и настроенные крайне националистически.

Одним из представителей первых был Константинопольский Патриарх Каллиник V, открыто поддерживавший дружественные отношения греков с русскими. Именно он воспрепятствовал упразднению Русской Свято-Пантелеимоновой обители на Афоне и санкционировал ее восстановление. К числу последних, то есть националистически настроенных греков, относился Константинопольский Патриарх священномученик Григорий V. Но промысел Божий устроил так, что именно он принял самое теплейшее участие в судьбе Русского святогорского монастыря, став одним из его ктиторов и благодетелей. Святитель Григорий лично посетил Пантелеимонов монастырь и совершил чин освящения Пантелеимонова собора в 1815 году. К числу националистически настроенных фанариотов принадлежал и князь Скарлат Каллимах. Но в обычное течение его жизни "вмешался" сам великомученик Пантелеимон, призвавший князя оказать помощь его монастырю на Афоне. Так князь Скарлат стал ктитором и покровителем Руссика.

Крайние проявления национализма, такие как ксенофобия, чувство национального превосходства, не совместимы с исповеданием христианства и, в частности, православия. Если человек ведет духовную жизнь, участвует в таинствах, в жизни Церкви, старается бороться со своими страстями, тогда благодать Божия, несомненно, выявит, покажет и уврачует то, что нуждается в исправлении, чтобы человек, искренне стремящейся к Богу, не имел бы никакого недостатка, удаляющего его от богообщения. Ненависть, гордость, превозношение, – неизменные спутники крайнего национализма, – делают невозможным таинственное общение человеческой души с Богом. Проявление этих страстей свидетельствует о том, что их носитель чужд Божией благодати и истинной православной церковности.

Сблизившись с Игуменом Руссика старцем Саввой и став его духовным сыном, князь Скарлат сосредоточился на духовной жизни. Оставшись патриотом своего народа, Скарлат Каллимах, благодаря вмешательству Промысла Божия, был чужд ненависти или неприязни к единоверным славянам. Выполняя все поручения Порты, он, тем не менее, был в стороне от политических интриг своего времени. Его жизнь стала жертвой чужой игры.

В отличие от фанариотов, стремившихся к эволюционному преобразованию Османской империи в Византийскую, в местах расселения греков возникли тайные общества, ставившие своей целью организации греческого восстания. Одним из таких обществ была организация Филики́ этери́я (греч. Φιλική Ἑταιρεία - «общество друзей»).

Филики Этерия была создана под влиянием тайных обществ Европы, при поддержке греческих капиталистов Великобритании и США. По своей структуре Этерия копировала организацию масонов и карбонариев. Вся структура «Этерии» была пирамидальная. На вершине находилась «Невидимая власть». Никто не знал и не мог спрашивать о ней. Её приказы не обсуждались, члены не могли принимать собственных решений. Общество именовалось «храм» и имело четыре уровня посвящения: α) Братья (αδελφοποιητοί) или Вламиды (βλάμηδες), β) Рекомендованные (συστημένοι), γ) Жрецы (ιερείς), δ) Пастыри (ποιμένες).

Организаторами общества стали Николаос Скуфас, Ксантос Эммануил, Цакалоф Атанасиос. Скуфас был связан с Константиносом Радосом, членом карбонариев, а Ксантос был членом масонской ложи в Леваде.

Общество пополнялось первоначально греками Молдавии, Валахии и Юга России. С 1818 начинается массовое вступление в организацию уже в греческих областях Османской империи. Общество начало вербовку членов из среды офицеров Царской армии Российской Империи греческого происхождения, которые должны были возглавить вооруженное восстание. Присутствие офицеров царской армии должно было также придать характер заинтересованности России в восстании и тайного ее участия.

Этерия стремилась превратить свое движение в общее восстание народов балканского полуострова. В 1817 году в общество вступил сербский повстанческий лидер Карагеоргий. По поручению Этерии Георгакис Олимпиос посвятил в общество Владимиреску, которого он знал и который, также как Олимпиос, служил в русской армии, получив орден Владимира третьей степени с мечами.

Для того, чтобы понять главные цели, которые преследовали организаторы этого тайного общества, необходимо обратить внимание на те идеалы, которые они пропагандировали. Этерия воодушевляла своих членов идеалом великой французской революции, формировало новое мировозрение под влиянием идей Просвещения. Православная византийская идентичность отодвигалась на дальний план, а вместо нее воспевалось возрождение античной языческой Эллады. Стремясь в семью европейских народов, этеристы сознательно готовили почву для разрыва отношений с единоверными славянскими народами, в том числе и с Россией, для того, чтобы понравиться западной Европе и, в особенности, Англии, из банков которой шло ее финансирование. Таким образом, главной целью организаторов восстания (и тех, кто за ними стоял и их финансировал) было расколоть традиционное единство православных народов, разделить их на несколько враждующих, взаимно отчужденных лагерей, превратить зарождающуюся Грецию в форпост западной Европы на Балканах против России.

Иоанн Каподистрия (1816 – 1831)
Министр иностранных дел Российской Империи
Премьер-министр Греции (1827)
Первый Президент Греции (1828 – 1831)

В начале 1818 года этеристы пригласили возглавить свое общество главу Российского внешнеполитического ведомства Иоанна Каподистрию – грека по происхождению. Но он не только отказался, но и написал, что «Филики Этерия» виновна в беспорядках в Греции. Также отказался от предложенного членства в Обществе находившийся после смещения в 1808 году с престола на Афоне Патриарх Григорий V, мотивировавший свой отказ тем, что не может принять участие в организации, которая имеет все признаки масонства.

Священномученик Григорий V

В 1820 г. общество возглавил Александр Ипсиланти. Князь Александр Ипсилантис-младший, в России Александр Константинович Ипсиланти (греч. Αλέξανδρος Υψηλάντης, рум. Alexandru Ipsilanti, 12 декабря 1792, Константинополь - 31 января 1828, Вена) - руководитель Греческой революции, национальный герой Греции. Он служил в русской армии, участвовал в походах 1812 и 1813 годов, потерял правую руку в битве под Дрезденом, был адъютантом императора Александра I. Генерал-майор русской армии (1817), командир 1-й гусарской бригады. Его дед и отец занимали должность Господарей Валашского княжества.

Александр Ипсиланти

Ипсиланти (греч. Υψηλάντης - Ypselántes) - также, как и Каллимахи, фанариотская аристократическая семья, происхождение которой, по её собственному мнению, относится к эпохе Комненов; она переселилась из Трапезунда в Константинополь в XV веке. Выставила несколько господарей Валахии. Семьи Каллимахов и Ипсиланти были, в некотором смысле, конкурентами при дворе турецкого султана. Соперничество этих семей стало скрытой пружиной к судьбоносных событиях 1821 года.

В марте 1821 года скончался Александр Суцу, занимавший должность Валашского Господаря. Суцу и Ипсиланти традиционно чередовались, сменяя друг друга на этом посту. Однако, вопреки традиции, султан назначил Господарем в Валахию князя Скарлата Каллимаха, род которого никогда ранее не правил в Валахии. Этим событием воспользовался Александр Ипсиланти для того, чтобы начать восстание. Под прикрытием народного освободительного движения он реализовывал свои собственные корыстные интересы, претендуя, как минимум, на княжескую власть в независимом Валашском государстве, как максимум – на королевский престол в независимой Греции. Не вышло ни то, ни другое.

Переход Ипсиланти через Прут

Вот как характеризует восстание Ипсиланти В. Водовозов: "6 марта 1821 г. <...> с толпой гетеристов (этеристов) перешел через Прут и призвал народ дунайских провинций к восстанию против турецкого ига. Это предприятие с самого начала было обречено на неуспех. Условия жизни румынского народа, который должен был поднять знамя восстания, не были приняты во внимание: было забыто, что греки в его среде совсем не пользуются любовью и что феодальная зависимость от собственных бояр не менее тяжело отражается на народе, чем турецкое иго. Затем, сам Александр И. не обладал качествами, необходимыми для вождя восстания. Он наивно верил в свое предназначение и в свои права на корону Греции, был тщеславен, высокомерен и слабохарактерен; в Яссах он окружил себя двором и целую неделю медлил, занимаясь раздачей титулов. Он одобрил резню, устроенную одним из участников восстания, Василием Каравлий, во взятом им Галаце; вымогал деньги у богатых людей, арестовывая их и требуя выкупа."

Европейские державы и в первую очередь Англия обвинили Россию в агрессии против независимой Турции, в подготовке сепаратистов и организации интервенции. Западная пресса затрубила о русской и панславянской угрозе.

Сам Ипсиланти способствовал этой истерии. В своем воззвании он заявлял о поддержки "одной великой державы", и этим ложным уверением оттолкнул от себя Императора Александра I. Ипсиланти пытался заручиться поддержкой Каподистрии, занимавшего пост министра иностранных дел России, но тот отказал ему, а еще ранее обвинил этеристов в организации беспорядков в Османской Империи. Константинопольский Патриарх отлучил его от Церкви. Россия официально заявила, что не имеет ничего общего с революционерами. В июне 1821 г., после двух неудачных битв, Ипсиланти тайно оставил товарищей на произвол судьбы (они погибли потом в боях) и бежал в Австрию, где был заключен в тюрьму. После изменения русской политики он был выпущен на свободу по ходатайству императора Николая I, вскоре после чего умер (1828 г.). "Известия об его ошибках, однако, не дошли до Греции, и в представлении греческого народа он остался героем и мучеником борьбы за независимость," каковым считается и доселе.

Восстание этеристов под предводительством Ипсиланти стало словно гром среди ясного неба для России. Была ли Российская Империя заинтересована в этом восстании, в разрушении Турции и вытеснении ее за Босфор? Ответитить на этот вопрос можно словами современника той эпохи, Константина Леонтьева:

"Не самой Турции, не султану Россия была и должна быть враждебна; она была и должна быть враждебна западным интригам, которые до сих пор так беспрепятственно разыгрывались в недрах организма Турецкой империи, - организма сложного и потрясенного развитием новых, посторонних исламу народностей.

Россия и по истории своей, и по географическому положению, и по религии своей, и по племенным особенностям имела гораздо более других держав основания искать привлечь к себе сердца возможных наследников, в случае возможного (я не говорю неизбежного или желательного, а в случае лишь возможного) ухода турок за Босфор.

Всегдашняя опасность для России - на Западе; не естественно ли ей искать и готовить себе союзников на Востоке? Если этим союзником захочет быть и мусульманство, тем лучше. Но если Турцию никогда сила Запада не допускала до этого союза, должна ли была Россия смиряться пред Западом?

Кто же потребует этого? Россия думала найти естественных союзников в молодых христианских нациях Востока. Она поставила себе правилом: поддерживать и защищать гражданские права христиан и вместе с тем умерять по возможности пыл их политических стремлений.

Такова была разумная и умеренная деятельность официальной России на Востоке" .

Россия была заинтересована не только в сохранности Османской империи, но и в расположении ее к себе для создания противовеса более сильному противнику. Означало ли это предательство интересов балканских славян? Отнюдь нет. "Россия всегда поддерживала христиан на Востоке; она знала, что если не она, так другие будут поддерживать их на всякий случай <...> Греки жаловались на угнетение от турок - Россия защищала их; болгары жаловались на притеснения от греков - Россия защищала их. Даже в Индии, слышно, и мусульмане и индусы имеют предсказания в пользу уруса и против инглеза... Имя Белого Царя, говорят, известно в Индии. Такова особая, любопытная политическая судьба этой деспотической России. Интересы этой державы везде более или менее совпадают с желанием слабейших <...> Историческая судьба России склоняла ее всегда к защите слабейшего, или младшего, или устаревшего, одним словом, того, кто был недоволен своими ближними и сильнейшими. Греки, конечно, были бы слабейшими не только против всего югославянства, но и против двоих соседей своих, сербов и болгар. Подобно тому как Россия никогда не имела и не хотела потворствовать грекам в эллинизации болгар, она не допустит никогда, пока у нее будет сила, стереть национальность греков."

После восстания Ипсиланти турецкий султан заподозрил только что назначенного им в Валахии князя Скарлата Каллимаха в связях с этеристами. Возможно, он подозревал коллективный заговор знатных фанариотов, к числу которых принадлежали Ипсиланти и Каллимахи. Главным обвинительным аргументом против Скарлата стала его открытая связь с Русской обителью на Афоне (хотя русских насельников тогда в ней не было). Султан не сомневался в том, что восстание организовала Россия, поскольку в состав Этерии входили русские генералы. О следе русского медведя трубил и Запад.

Но для самого князя Скарлата мученическая кончина не была неожиданностью, ее предвестил ему еще сам великомученик Пантелеимон, призывая стать ктитором своего монастыря на Афоне. Включение в чин мучеников стало лучшей наградой от святого Пантелеимона самоотверженному князю Скарлату, имя которого до сих пор поминается на всех заупокойных богослужениях в Русской святогорской обители.

Скарлат Каллимах был умерщвлен турками в ночь перед Пасхой. Практически одновременно с ним был казнен и священномученик Патриарх Григорий V.

Мученическая кончина Патриарха Григория на Святую Пасху

Гробница священномученика Григория V

Спустя 4 дня сконачался Игумен Русского святогорского монастыря старец Савва, духовник князя Скарлата. В это же время посыпались угрозы в сторону монастыря от турок, так что братия были вынуждены его покинуть. Монастырь был занят турецким гарнизоном.

Смерть Патриарха, Главы греческой нации в Османской Империи, стало толчком к началу подлинного народного освободительного восстания, которое, словно пламя, разнеслось по всей Греции и привело к освобождению ее от Османского ига.

Это стихийное народное восстание, в отличие от восстания этеристов, было поддержано Российской Империей, возмущенной кощунственным убийством Константинопольского Патриарха. Россия прервала дипломатические отношения с Турцией. В конечном итоге, именно помощь русского оружия в 1828 – 1829 гг. способствовала успешному завершению национально-освободительной войны греческого народа.

Эпизод русско-турецкой войны 1828-1829 гг.

Деятельность общества «Филики Этерия» совпала по времени с назреванием революционной ситуации в России. А потому нельзя отрицать их взаимосвязь, общую масонскую природу и общие внешнее руководство. Будущие декабристы П. И. Пестель, М. Ф. Орлов, В. Ф. Раевский, К. А. Охотников, И. И. Пущин и другие представители русской прогрессивной интеллигенции были хорошо знакомы со многими членами «Филики Этерия», содействовали им в подготовке восстания, изучали опыт этеристов.

Восстание, поднятое Ипсиланти в феврале (марте) 1821 в Молдове, послужило сигналом к национально-освободительному восстанию в Греции, которое началось в марте (апреле) 1821 г. 25 марта (6 апреля) отмечается в Греции как День независимости. Восставшие взяли столицу Месинии Каламе и образовали там первый правительственный орган -- Пелопоннесский сенат. Вскоре восстание охватило весь Пелопоннес, затем острова Спеце, Идру, Псаруидр. В Греции началась революция. Основной движущей силой революции было крестьянство. Отряды восставших возглавляли талантливые полководцы Т. Колокотронис, М. Боцарис, Г. Караискакис и др. Руководство революцией принадлежало формировавшейся национальной буржуазии, лидером которой был А. Маврокордатос. В январе 1822 г. в Пиаду (близ Эпидавра) Национальное собрание приняло первую греческую конституцию, т. н. Эпидаврский органический статут 1822 г., объявлявший Грецию независимым государством, и избрало Маврокордатоса президентом. Героическая освободительная борьба греческого народа против турецких захватчиков (в феврале 1825 г. на помощь туркам пришла египетская армия под командованием Ибрахима-паши) вызвала симпатии различных слоев европейской общественности. На помощь грекам прибыли иностранные добровольцы (среди них -- английский поэт Дж. Байрон и др.), в ряде стран возникли филэллинские комитеты. В апреле 1827 г. Национальное собрание избрало президентом Греции И. Каподистрию -- греческого политического деятеля, долгое время находившегося на русской дипломатической службе. Чтобы помешать росту влияния России в Греции, Великобритания и Франция заключили с Россией Лондонскую конвенцию 1827 г., по которой три державы обязывались совместно потребовать от турецкого правительства предоставления Греции автономии при условии уплаты ею ежегодной дани султану. После отказа турецкого султана принять предложения трёх держав к берегам Пелопоннеса были посланы русская, английские и французские военно-морские эскадры, разгромившие в Наваринском сражении 1827 г. турецко-египетский флот. Окончательно судьбу Греции решила русско-турецкая война 1828--1829 гг., завершившаяся Адрианопольским мирным договором 1829 г., предусматривавшим предоставление Греции автономии при условии уплаты ею дани султану. Границы Греции устанавливались по линии от залива Арта до залива Волос, включая острова Киклады. 3 февраля 1830 г., по решению Лондонской конференции трёх держав, Греция стала официально независимым государством. В состав Греции не вошли Эпир, Фессалия, Крит, Самос и другие населённые греками территории; были отторгнуты в пользу Турции Акарнания и часть Этолии (выкуплены Грецией в 1832 г.) Лондонская конференция навязала Греции монархическую форму правления.

После обретения независимости в результате революции 1821 года Греция вступила в новую полосу своей истории. Разбросанным по многочисленным островам, разделенным плохими дорогами и неразвитой инфраструктурой, раздираемым многочисленными противоречиями и межклановой враждой грекам предстояло вступить на долгий и сложный путь строительства единого национального государства, определения своих внешне- и внутриполитических ориентиров и формирования нового греческого образа и самосознания. Долгое время жившие под гнетом турецкого ига и, наконец обретшие долгожданную свободу и национальную независимость, греки вынуждены были решать непростые задачи построения нового жизненного уклада, урегулирования внутренних проблем и выстраивания отношений с окружавшим их миром.

Романтика национально-освободительной революционной борьбы и формирования национального государства на территории являвшейся колыбелью европейской цивилизации, постоянно привлекала восторженные взгляды многочисленной армии симпатизирующих грекам во всех европейских странах. Не случайно по всей Европе возникают филэллинские общества, ставящие своей целью всемерно способствовать становлению греческой государственности, развитию ее институтов и возрождению исторических памятников Древней Эллады Мисюревич О.Е. Восстань, о Греция, восстань! Рождение греческой независимости глазами современников. Симферополь, 1998. С.38.. Геополитическое положение Греции, являвшейся европейскими воротами в Азию, делает новое государство объектом пристального внимания сильнейших европейских держав, таких как Россия, Англия и Франция, в восточной политике которых все сильнее проявляется греческое направление.

Можно выделить несколько главных объединяющих начал, которые цементировали греческое общество на начальных этапах становления национального государства и послужили в дальнейшем основой формирования греческой нации. Во-первых, в основе объединения лежала языковая общность жителей множества греческих островов и местностей и своеобразная национальная культура. Несмотря на то, что зачастую представители политической элиты, получившие образование за границей, и испытывали определенные трудности с переходом на греческий язык, постепенно национальные культурные традиции брали верх. «Я видел в Греции много молодых людей, возвратившихся из Европы, где они воспитывались во время революции. ... Многие должны отказаться и от своего платья и вновь одеться в национальное. Родители гневно выражают свое недовольство, видя в своих детях капризных иностранцев, иногда потерявших и родной язык и родную привязанность к религии», -- вспоминал Константин Базили, переводчик при российском флоте в своих воспоминаниях «Архипелаг и Греция в 1830-1831 годах». Янници Феодора. Греческий мир в конце 18 - начале 20 века по российским источникам. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2005. С.80. Уже в первые годы после революции активно шло формирование новогреческого языка, вырабатывалась его литературная норма, что стало немаловажным фактором единения греков. «В последнее время новогреческий язык сделал быстрые успехи», -- отмечал в статье из «Отечественных записок» 1841 года Лип-рт. Там же. С.80. Национальному единению греческого населения способствовало и осознание себя потомками древних эллинов и попытки возродить наследие Древней Эллады. Не последнюю роль в этом сыграло европейское просвещение, идеи которого постепенно в большей или меньшей мере стали проникать в широкие слои греческого общества. Все без исключения российские путешественники отмечали огромные усилия, которые предпринимались греками для сохранения и восстановления памятников старины, несмотря даже на сложное финансовое состояние государства. Среди греков вошло в моду называть своих детей именами видных древней государственных деятелей, литераторов и философов, хотя ещё несколько десятилетий назад подавляющая часть греческого населения, в основном ориентированного на свою узкую общину не имела какое-либо понятие о героях и достижениях древней Эллады.

Развивалась и национальная греческая культура. Несмотря на долгие годы турецкого ига, коренные греки в значительной степени сохранили многие черты уклада и особенности народной культуры и не спешили перенимать модные иностранные веяния. Особенно характерно это проявилось на бытовом уровне в ежедневной жизни греческих низов. Захаров отмечал, что среди греков даже считалось особым достоинством подчеркнуть свою приверженность национальной культуре: «Надо отдать справедливость грекам, их привязанности к своему, народному; для грека нет блага выше, как уметь удачно выказать свою национальность в песнях, плясках, перед публикою, в особенности перед женщинами, которые со своей стороны неравнодушны к национальным обычаям и оценивают по достоинству особенно отличившегося преданностью к родине» Янници Феодора. Греческий мир в конце 18 - начале 20 века по российским источникам. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2005. С.83.. Важную роль в процессе становления греческого государства играла и общая православная религия, которую теперь можно было беспрепятственно исповедовать. Религия сыграла объединяющую роль в борьбе греков за независимость. Орлов-Давыдов вспоминает как в одной из бедных сельских церквей Пелопоннеса ему довелось увидеть наклеенные на стенах тексты патриотических песен. «Эта церковь изображает лучше всех длинных описаний чувства греков к их религии. Они сражались за нее, и потому украшают церковь своими трофеями, т. е. национальными песнями», -- писал путешественник Янници Феодора. Греческий мир в конце 18 - начале 20 века по российским источникам. СПб.: АЛЕТЕЙЯ, 2005. С.85..

Низкая рентабельность сельского хозяйства в большинстве районов страны не способствовала консервации феодальных отношений, которые могли бы стать в определенной мере тормозом на пути экономического развития страны. Орлов-Давыдов пишет, что «обширные земли, уступленные турками по окончании войны, остаются до сего времени без всякой пользы для помещика, потому что обрабатывание их при наложенных повинностях превзошло бы цену самого имения». Там же. С.91.

Важным фактором становления нового греческого государства и самосознания было развитие образования. Немаловажным фактором, который свидетельствовал о демократизме греков и немало способствовал социальной мобильности греческого общества, была доступность образования для самых широких слоев населения. В результате греческий студент во многом отличался от своих собратьев в Европе. Захаров подчеркивает, что с момента создания независимого государства в Греции открылось множество новых учебных заведений: университет, политехническая школа, несколько гимназий, военные училища, в которые устремились в поисках знаний все слои греческого общества.

Особенности историко-географического развития государства, отсутствие укоренившейся веками феодальной традиции создавали предпосылки для будущей политико-экономической модернизации Греции, в основе которой будет лежать формирование капиталистических отношений. Во многом эта модернизация будет опираться на передовые просветительские идеи.

  • Внешняя политика стран Европы в XVIII в.
    • Международные отношения в Европе
      • Войны за наследства
      • Семилетняя война
      • Русско-турецкая война 1768-1774
      • Внешняя политика Екатерины II в 80-е гг.
    • Колониальная система европейских держав
    • Война за независимость в английских колониях Северной Америки
      • Декларация независимости
      • Конституция США
      • Международные отношение
  • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Ведущие страны мира в XIX в.
    • Международные отношения и революционное движение в Европе в XIX веке
      • Разгром наполеоновской империи
      • Испанская революция
      • Греческое восстание
      • Февральская революция во Франции
      • Революции в Австрии, Германии, Италии
      • Образование Германской империи
      • Национальное объединение Италии
    • Буржуазные революции в Латинской Америке, США, Японии
      • Гражданская война в США
      • Япония в XIX в.
    • Формирование индустриальной цивилизации
      • Особенности промышленного переворота в различных странах
      • Социальные последствия промышленного переворота
      • Идейно-политические течения
      • Профсоюзное движение и образование политических партий
      • Государственно- монополистический капитализм
      • Сельское хозяйство
      • Финансовая олигархия и концентрация производства
      • Колонии и колониальная политика
      • Милитаризация Европы
      • Государственно- правовая организация капиталистических стран
  • Россия в XIX в.
    • Политическое и социально – экономическое развитие России в начале XIX в.
      • Отечественная война 1812 г.
      • Положение России после войны. Движение декабристов
      • «Русская правда» Пестеля. «Конституция» Н. Муравьева
      • Восстание декабристов
    • Россия эпохи Николая I
      • Внешняя политика Николая I
    • Россия во второй половине XIX в.
      • Проведение других реформ
      • Переход к реакции
      • Пореформенное развитие России
      • Общественно-политическое движение
  • Мировые войны XX века. Причины и последствия
    • Всемирно-исторический процесс и ХХ век
    • Причины мировых войн
    • Первая мировая война
      • Начало войны
      • Итоги войны
    • Зарождение фашизма. Мир накануне Второй мировой войны
    • Вторая мировая война
      • Ход Второй мировой войны
      • Итоги Второй мировой войны
  • Крупнейшие экономические кризисы. Феномен государственно-монополистической экономики
    • Экономические кризисы первой половины XX в.
      • Формирование государственно-монополистического капитализма
      • Экономический кризис 1929-1933 гг.
      • Варианты выхода из кризиса
    • Экономические кризисы второй половины XX в.
      • Структурные кризисы
      • Мировой экономический кризис 1980-1982 гг.
      • Антикризисное государственное регулирование
  • Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии
    • Система колониализма
    • Этапы крушения колониальной системы
    • Страны третьего мира
    • Новые индустриальные страны
    • Образование мировой системы социализма
      • Социалистические режимы в Азии
    • Этапы развития мировой системы социализма
    • Распад мировой системы социализма
  • Третья научно-техническая революция
    • Этапы современной НТР
      • Достижения НТР
      • Последствия НТР
    • Переход к постиндустриальной цивилизации
  • Основные тенденции мирового развития на современном этапе
    • Интернационализация экономики
      • Процессы интеграции в Западной Европе
      • Процессы интеграции стран Северной Америки
      • Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
    • Три мировых центра капитализма
    • Глобальные проблемы современности
  • Россия в первой половине XX века
    • Россия в ХХ в.
    • Революции в России начала XX в.
      • Буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг.
      • Участие России в Первой мировой войне
      • Февральская революция 1917 г.
      • Октябрьское вооруженное восстание
    • Основные этапы развития страны Советов в довоенный период (X. 1917 г. – VI. 1941 г.)
      • Гражданская война и военная интервенция
      • Новая экономическая политика (НЭП)
      • Образование СССР
      • Форсированное строительство государственного социализма
      • Планово-централизованное управление экономикой
      • Внешняя политика СССР 20-30-е гг.
    • Великая Отечественная война (1941-1945 гг.)
      • Война с Японией. Окончание Второй мировой войны
    • Россия во второй половине XX столетия
    • Послевоенное восстановление народного хозяйства
      • Послевоенное восстановление народного хозяйства - страница 2
    • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 2
      • Социально-экономические и политические причины, осложнившие выход страны на новые рубежи - страница 3
    • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия
      • Распад СССР. Посткоммунистическая Россия - страница 2

Греческое восстание

В 1821 г. греки восстали против вассальной зависимости от Турции. Восстание возглавил Александр Ипсиланти – участник Отечественной войны 1812 г., генерал-майор русской армии. Александр I не решился оказать помощь грекам. Восстание на севере Греции вскоре было подавлено.

Однако на юге Греции, островах архипелага, вспыхнуло более грозное восстание. В январе 1822 г. было создано Национальное собрание, которое утвердило независимость Греции и республиканское правление. Турция при поддержке египетского паши учинила кровавую расправу над греками, что вызвало сочувствие передовых людей Европы к борющимся грекам. Англия и Франции предложили Николаю I послать русский флот к берегам Греции.

В Наваринской бухте соединенный англо-франко-русский флот в 1827 г. нанес поражение турецко-египетскому флоту. В этих условиях Турция, которая считала Россию своим основным противником, объявила ей войну, завершившуюся Адрианопольским миром (1829). Была признана независимость Греции с республиканским строем. В 1832 г. республиканская форма правления была заменена конституционно-монархическим строем.

В 1820 г. произошла революция в Неаполитанском королевстве, в 1821 г. – в Пьемонте.

В середине XIX в. выступления рабочего класса, крестьянства, борьба промышленной буржуазии за власть потрясали Европу. Следует отметить важную черту революционного движения этого периода – одновременность революций в ряде европейских государств.



Публикации по теме